Сказкотерапия.
Проблемы сохранения здоровья учащихся при учете их индивидуальных особенностей волнуют сегодня многих педагогов. В современной методике обучения и воспитания русскому языку сказка рассматривается как «средство формирования рефлексивных умений и ценностных ориентиров», как способ решения личностных проблем [1]. За маской сказочного персонажа человек легче снимает закомплексованность, и многие психологические проблемы становятся легко обозримыми. Таким образом, сказка приобретает терапевтический эффект.
Урок развития речи по сказке Ф. Кривина «Сотворение человека» реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и помогает выявить личностные проблемы учащихся. Это своеобразное психологическое тестирование, диагностирующее значимые потребности детей (физиологические, социальные, познавательные, эстетические и т.д.) [1]. Урок был проведен в 7 классе и показал, что для большинства подростков актуальной является проблема взаимоотношения со сверстниками, так как 80% учащихся, продолжив сказку Кривина, предположили, что человек вылепит себе из оставшегося кусочка глины либо женщину, либо друга. Только двое написали о том, что человеку для счастья понадобились животные и растения. В психологии мы находим объяснение: ведущий вид деятельности подростков – общение, взаимодействие со сверстниками.
Урок, в центре которого сказкотерапия, безусловно, предполагает опору на методы и формы организации учебно-познавательной деятельности, базирующиеся на принципах сбережения здоровья детей. Это работа в группах, совместное целеполагание и планирование деятельности, позитивный текстовой материал, учет индивидуальных особенностей (все тексты не только читаются (для детей-аудиалов), но и проецируются на экран для детей с визуальным способом усвоение и презентации информации). На уроке не планируется физкультминутка, так как в старших классах она способна внести дисбаланс, отвлечь от изучаемого материала. Двигательная активность учащихся расширяется за счет работы в группах, предполагающей смену поз и зрительных горизонтов (элементы методики Ф. Базарного). Именно с этой целью на стенах развешаны афоризмы о счастье.
Урок развития речи.
Обучение написанию изложения с элементами сочинения по философской сказке Ф. Кривина «Сотворение человека» в 7 классе.
Цели и задачи:
Общеобразовательные: организовать деятельность учащихся при обучении написанию подробного изложения текста с элементами сочинения на начальном этапе подготовки к экзамену в 9 классе.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего счастья.
Оборудование: карточки с афоризмами, «Толковый словарь» Ожегова, видеозапись рекламы сока «Фруктовый сад» и отрывка телепрограммы «Жди меня», проектор.
Оформление: на стенах кабинета развешаны афоризмы о счастье.
Структура урока.
1. Вступительное слово учителя.
Прочитайте, какая тема урока сегодня у нас. Как вы думаете, каковы наши цели? (учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать цели урока).
- Что такое счастье? (Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстраивается радуга).
- Все ассоциации, возникшие у вас, радостные. А бывает ли счастье со слезами на глазах? (Можно вспомнить или показать фрагменты телевизионной передачи «Жди меня!»)
- У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете почему?
2. Совместное планирование деятельности на уроке.
Учитель предлагает спланировать деятельность и выбрать, что хотят дети: сначала подготовиться к написанию изложения с элементами сочинения (познакомившись с текстом В. Бахмутова «Радуга») или прослушать текст изложения. В зависимости от выбора учащихся последующие этапы могут быть перенумерованы.
3. Групповая работа.
В.Г. Бахмутов.
Радуга
В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.
Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ведренный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…
И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!
Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).
Задание для первой группы. Прочитать рассказ В. Бахмутова, пересказать и ответить на вопросы.
- Что такое счастье для героя рассказа?
- Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?
При отчете группы на экран проецируется текст рассказа для всего класса (Приложение 1, слайд 2.)
Задание для второй группы. Работа со словарем.
- Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?
Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
2. Успех, удача.
- Какое толкование дается словам эпиграф и афоризм? (Приложение 1, слайд 3,4,7.)
Задание для третьей группы. Работа в парах.
- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)
Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в парах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье? (Приложение 1, слайд 5.)
- Человек создан для счастья, как птица для
полета.
В.Г. Короленко.
- Счастья не перескажешь, как не перескажешь
своей любви.
Ж. Грин.
- Каждый кузнец своего счастья.
Саллюстий.
- Счастливее всех счастливых тот, кто может
осчастливить.
А. Дюма-отец.
- Самое высшее наслаждение – сделать то, чего
вы, по мнению других, сделать не сможете.
У.Беджот.
- Счастье как здоровье: когда его не замечаешь,
значит, оно есть.
И.С. Тургенев.
- Счастье не в счастье, а в его достижении.
Ф.М. Достоевский.
- Пока есть жизнь, есть и счастье.
Л.Н. Толстой.
- Счастье дается тому, кто много трудится.
Леонардо да Винчи.
- Счастье не палка – в руки не возьмешь.
Пословица.
- Самые прекрасные и в то же время самые
счастливые люди те, кто прожил свою жизнь,
заботясь о счастии других.
В.А. Сухомлинский.
4. Чтение текста изложения.
Целеустановка: внимательно послушайте текст, содержание которого вам нужно будет передать подробно (Приложение 1, слайд 6.).
Ф.Д. Кривин.
Сотворение человека.
Вылепил бог человека. Все ему сделал как настоящее, еще и кусок глины остался. Спрашивает у человека:
- Что тебе из этого слепить?
Оглядел себя человек: руки-ноги есть, голова тоже на месте. Чего еще надо?
- Слепи мне, - говорит, - счастье. Остальное вроде имеется.
Призадумался бог, стал вспоминать. Много он повидал на своем веку, а счастья так и не видел. Поди знай, как его лепить.
- Вот тебе твое счастье, - сказал бог и протянул человеку нетронутый кусок глины. – Да, да, в этом и состоит твое счастье – в куске глины, из которого можно, что хочешь, вылепить.
Человек взял глину, повертел в руках. Покачал головой:
- Да-а…это ты ловко придумал…
5. Беседа по тексту изложения.
- О чем эта сказка?
- Что хотел сказать нам автор?
- Как вы понимаете смысл словосочетания «вылепить счастье»?
- Как вы думаете, можно ли на самом деле создать свое счастье самому?
6. Подбор эпиграфа.
Подберите эпиграф к сказке. Посмотрите на образец оформления эпиграфа (Приложение 1, слайд 8.). Как следует оформлять эпиграф в тетради? Эпиграф запишите без кавычек с правой стороны листа. Автора укажите ниже эпиграфа без скобок, кавычек.
7. Творческое задание.
Напишите продолжение этой сказки, отвечая на вопрос по выбору (Приложение 1, слайд 9.).
- Что такое счастье? (После текста сказки пропустить одну строку.)
- Что вылепил человек из глины? (Не пропуская строки от сказки, начать писать с красной строки.)
- Сравните два текста: «Радуга» и «Сотворение человека». Какая мысль объединяет их?
8. Реклама.
- Счастливы ли вы?
-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым?
Видеозапись рекламы сока фруктовый сад.
- Что такое счастье? (Счастье – это просто!).
9. Чтение конца рассказа Бахмутова.
- У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Подумайте, прав ли писатель? (Приложение 1, слайд 10.)
Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!
10. Обобщающие выводы.
1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой.
Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.
- Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,
обнимающей плотно и бережно тело,
и чтоб чайка в то время над морем летела
чтобы облако таяло в высоте?
Ты когда-нибудь в зной
добредал до ключа,
что коряги и камни
обегает журча,
что висящие корни толкает и лижет
и на мох
серебристые шарики нижет?
Ты ложился и пил этот холод взахлеб,
обжигая им пыльные щеки и лоб?
Ты когда-нибудь после
очень долгой разлуки
согревал свое сердце
о милые руки?
Ты когда-нибудь слышал
в полутьме, в полусне,
дребезжащий по крышам
первый дождь по весне?
И ребячья ручонка тебя обнимала?
И удача большая в работе бывала?
Если так, я почти согласиться готова –
счастлив ты…
Но ответь на последний вопрос:
ты когда-нибудь
сделал счастливым другого?
Ты молчишь?
Так прости мне жестокое слово –
счастья в жизни
узнать тебе не привелось!
- В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)
2.- С каким образом принято ассоциировать счастье? (птица)
-Действительно. «Счастье, что оно, словно птица - упустишь и не поймаешь…» Надеюсь, что вы никогда не упустите свое счастье. Мы сегодня узнали о многих секретах счастья. А у каждого из вас – свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы напишите в своих сочинениях после изложения. Синяя птица вам поможет узнать еще один секрет счастья.
(Учитель раздает детям вырезанных из бумаги птиц, на которых написаны строки из стихотворения В. Тушновой:
Это зря говорится,
что надо счастливым родиться,
нужно только,
чтоб сердце
не устало над счастьем трудиться…).
11. Написание изложения с элементами сочинения в черновиках.
12. Чтение и корректировка.
13. Написание изложения с элементами сочинения в чистовиках.
Литература.
- Баранник А.С. Учимся сочинять сказки и решать личностные проблемы: Сказкотерапия в дидактическом аспекте. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 120с.
- Тушнова В. Избранное / Сост. и научная подготовка текста Н.Розинской; Вступительная статья А.Туркова. - М: Художественная литература, 1998. – 543с.