Цели:
1. повторение и обобщение пройденного по теме “Глагол”
2. воспитывать любовь к искусству, развивать познавательный интерес.
Оборудование: карточки со словами, картины Левитана “Март”, “Большая вода”, запись музыки.
Эпиграф: “Научитесь находить чарующую красоту в окружающей жизни. Воспитывайте в себе чувство прекрасного”. (А. Куприн)
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Работа по теме:
1. Фронтальный опрос
- Какая часть речи называется глаголом?
- Что нового узнали о глаголе в 6 классе?
а) глаголы бывают переходными и непереходными (правило).
б) изменяются по наклонениям (изъявительное, повелительное, условное).
в) глаголы бывают разноспрягаемые.
г) глаголы бывают безличные.
2. Задание по применению теоретических знаний на практике.
Выписать из текста глаголы и указать вид, спряжение.
Весна.
Пришла весна. Красавец сугроб голубыми искрами сверкал на солнце, но сейчас потемнел, и тонкий чёрный налёт появился на нём. Сугроб осел, поменял форму, покрылся стеклянной коркой, а корка трескалась и ломалась. И вот уже потёк из-под него тоненький прозрачный ручеёк. Ручеёк проложил себе русло во льду, влился в большой ручеёк и с ним устремился к реке. Толстые сосульки свисали с крыш, обтаивали на солнце и плакали. Капли падали, звонко ударяли о лёд и по всем улицам пели капели песню весны.
Проверить, сформулировать правила.
3. Выборочный диктант. Выписать глаголы, указать время.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.Чиста небесная лазурь,
Светлей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Проверить, сформулировать правило.
4. Беседа.
Что описывается в двух предыдущих текстах? (Весенняя природа).
А как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж).
5. Словарная работа.
Открыть карточку со словом пейзаж – (фр. страна, местность), картина природы в художественном произведении (записать в тетрадь).
- Какое значение имеет пейзаж в художественном произведении ( передаёт красоту окружающего мира, а также внутренний мир и душевное состояние героя).
- При помощи чего писатели и поэты передают нам красоту и великолепие природы? (при помощи слова).
6. Творческое задание. (Каждое предложение заменить безличным глаголом).
1. Небо побелело, восток заалел яснее (светает).
2. Утром пошёл мелкий дождичек (заморосило).
3. В лесу воздух прозрачный и свежий (легко дышится).
4. Солнце скатывалось за горизонт и окрестности погружались в лиловый сумрак (вечерело).
5. Лужи покрылись тонкой корочкой льда (подморозило).
- Какие глаголы называются безличными? (правило).
7. Поставить глаголы в указанном наклонении.
Изъявительное | Условное | Повелительное |
Пойти | Побывать | Беречь |
Увидеть | Посмотреть | Любоваться |
Радоваться | Послушать | Охранять |
Рассказать о наклонениях глагола.
8. Беседа: Мы говорили о том, что поэты и писатели создают свои пейзажи при помощи слова. А при помощи чего создают пейзажи художники? (При помощи кисти и красок).
Таких художников называют пейзажистами. Слов. работа: карточка.
Пейзажист – художник, специалист по пейзажам. (записать в тетрадь).
Одним из выдающихся художников-пейзажистов был И.И.Левитан.
Сообщение ученика о творчестве И.Левитана и кратко о картине “Март”.
9. Написать мини-сочинения.
Вы услышали устное описание репродукции с картины И.Левитана “Март”. Вот ещё одна репродукция с картины Левитана “Большая вода”.
10. - Что изображено на картине?
Напишите мини-сочинение, используя глаголы различных наклонений, безличные глаголы и глаголы из предыдущих заданий.
Проверка 3-4 мини-сочинений.
11. Синтаксический разбор предложения.
Постепенно и с горячим интересом обращаются люди к живому источнику музыки. (Один ученик у доски, остальные дети на местах выполняют разбор самостоятельно. А в это время звучит музыка Чайковского из цикла “Времена года” “Март” или “Апрель”).
Беседа: Во время нашей работы звучала музыка П.И.Чайковского из знаменитого цикла “Времена года”, которая называется “Март”. Композитор каждому месяцу года посвятил особую и неповторимую мелодию.
- Так при помощи чего передаёт нам красоту природы композитор? (При помощи звука).
Проверить разбор предложения и сделать морфологический разбор глагола ОБРАЩАЮТСЯ.
12. Итог.
- Какую тему мы повторили на уроке?
- А о чём ещё шла речь на уроке? (о пейзаже).
13. Беседа:
Ребята, только ли на картинах художников-пейзажистов мы видели пейзажи? Где ещё? (на улице, вокруг нас).
Но всегда ли мы замечаем цветение весенних деревьев, очарование первых цветов, прозрачную голубизну неба, хрустальный блеск утренней росы? А ведь вокруг нас изумительные картины природы, нужно только увидеть, услышать и мир оживёт, покажется вам совершенно иным: загадочным и прекрасным.
И, как сказал писатель Куприн... (чтение эпиграфа).
Звучит песня “Как прекрасен этот мир”.
Д/З. подготовка к сочинению на тему “Весна”.