Урок в 5-м классе по теме "Обращение"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • сформировать представление об обращении, его роли в предложении;
  • учить находить обращение в предложение;
  • учить отличать подлежащее от обращения;
  • учить постановке знаков препинания при обращении;
  • развивать письменную и устную речь учащихся.

Оборудование: кроссворд, карточки с предложениями, карточки со схемами предложений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

Ребята, задача нашего урока: повторить пройденный материал и рассмотреть новую тему.

Какую? Вы сами сможете назвать мне её, после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.

  1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?
  2. Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
  3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?
  4. Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.
  5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
  6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
  7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
  8. Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?
  9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Итак, тема нашего урока “Обращение”. Эпиграфом к нашему уроку послужит предложение: “Ребята, все вы талантливы!” И это действительно так. Мы будем работать на уроке, доказывая это.

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего.

Ребята, а вы слышали когда-нибудь слово обращение? Где? (Обращение президента – речь; обращение с животными – отношение).

IV. Словарная работа.

Обращения в речи часто сопровождаются вежливыми словами. Давайте вспомним и запишем вежливые слова.

Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания, извините, благодарю.

Давайте все вместе хором произнесём эти слова.

Ребята, я надеюсь, что вы будете всегда использовать в своей речи вежливые слова.

V. Изучение новой темы.

Ребята, мы с вами дали своё определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.

Открываем страницу 81 и читаем правило.

а) нахождение обращения в предложении:

- работа с учебником: страница 81: прочитаем предложения и назовём обращения.

- нахождение обращения на слух:

Сейчас я прочитаю вам предложения, а вы назовёте обращение.

  • Здравствуй, гостья-зима.
  • Присядем, друзья, перед дальней дорогой.
  • Дети, любите родные места.

б) отличие обращения от подлежащего:

Посмотрите на доску. Нам дано два предложения. Запишем эти предложения в тетрадь.

  • Серёжа помогает малышам.
  • Серёжа, помоги малышам.

Разберём первое предложение по членам: что такое подлежащее? что такое сказуемое?

Ребята, посмотрите на эти два предложения, каковы они по цели высказывания?

Итак, второе предложение отличается от первого по цели высказывания. Посмотрите на второе предложение, может ли Серёжа быть подлежащим? (Мы не можем отделить подлежащее от сказуемого запятой).

Ребята, местоимения не являются обращениями, потому что в предложении, как правило, бывают подлежащими.

VI. Физкультминутка.

VII. Знаки препинания при обращении.

Ребята, вы немного отдохнули, а теперь настраиваемся на работу и рассмотрим сложный материал: знаки препинания при обращении.

Со страницы 82 записываем предложения, находим обращения и выделяем их буквой О.

Первое предложение учитель на доске. Затем все дети проговаривают знаки препинания и называют обращения.

Ребята, где в предложении стоит обращение и какими знаками препинания оно выделяется. (В ходе ответов на доске появляются схемы предложений).

Прочитаем правило в учебнике на странице 82.

Выполним устно упражнение 207 – перестроим предложения. (Следить за интонацией произношения предложений).

VIII. Закрепление изученного материала.

Ребята, составьте и запишите предложения с обращениями, используя любую схему, которую вы видите на доске. Постарайтесь использовать в своих предложениях вежливые слова, которые мы с вами записали.

(Записывают, читают и показывают схему на доске).

IX. Психологическая разминка.

Ребята, сейчас мы с вами проведём психологическую разминку.

Внимательно посмотрите на схемы предложений, а теперь закройте глаза и мысленно представьте себе эти схемы.

X. Самостоятельная работа.

Перед вами карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания, найдите обращения.

  • Друзья я радуюсь вашим успехам.
  • Скажи незнайка какая муха тебя укусила?
  • Становись на бочку и читай стихи Цветик.
  • Братцы Что он про меня сочиняет?

Прочитайте, что у вас получилось? (Один ученик читает, остальные проверяют у себя).

XI. Домашнее задание.

Упражнение 208.

Вам необходимо составить предложения по схемам, данным в учебнике.

XII. Итог урока.

Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?

Но прежде чем вы ответите, давайте прочитаем вот такие слова:

Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
Что такое обращение?

Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме?

На следующем уроке мы продолжим изучать тему “Обращение”, урок закончен.