Статья.
План урока.
Время выполнения |
Ход урока | Номер слайда |
Этапы урока |
1 мин. | Проверка готовности учащихся. | I | |
2 мин. | Объявление темы урока. Учащимся предлагается составить предложение из слов и таким образом узнать тему урока. Запись в тетради числа и темы урока. |
1 | II |
13 мин.
|
Повторение пройденного материала. Учитель: Найдите в предложении словосочетание сущ. + прилаг. Ученики отвечают. Учитель: Обратите внимание на прилагательное научно-популярный. Как оно пишется? Почему? Ученики:
Учитель: У вас на партах разложены словосочетания. Найдите словосочетание не соответствующее схеме сущ. + прилаг., отложите его. Оставшиеся словосочетания запишите и объясните графически орфограммы. Запись на карточках: (НЕ) большой слой клеток - I колонка (Не) избежный результат (Игло) видные листья - II колонка (Сине) зеленые почки Насте…ая карта – III колонка Водя…ые пары Проверка. К доске выходят 2 ученика с первой колонки. Устно объясняют написание слов и рассказывают орфограмму. К доске выходят 2 ученика со второй колонки. Класс выслушивает их объяснение. К доске выходят 2 ученика с третьей колонки и объясняют правописание. Учитель: Какие словосочетания вы отложили? Запись на карточках: Около 700 побегов – I колонка 1035 клубень – II колонка Корень весом 480 граммов - III колонка Ученики отвечают. Учитель: Запишите словосочетания словами и объясните орфограмму. Ученики отвечают. Учитель: На каком основании можно объединить эти словосочетания в группу? Ученики: Словосочетания с именами числительными. Учитель: На основании чего мы можем исключить одно словосочетание? Ученики:
Учитель: К какой теме можно отнести все словосочетания? Ученики: Все словосочетания относятся к биологии. Учитель: Эти словосочетания я нашла в текстах учебника по биологии. |
2
3, 4 |
III |
2 мин. | Работа над ошибками. Учитель: Спишите, объясните ошибки. Проверка. Ученики отвечают. |
9 10 |
IV |
15 мин. | Работа с текстом. Учитель: Прочитайте текст. Заполните строчки, написав числительные словами. Вставьте орфограммы и пунктограммы, подготовьтесь к их объяснению. Сделайте пунктуационный разбор выделенных предложений. Ученики работают самостоятельно. К доске вызываются три ученика, которые объясняют орфограммы и пунктограммы. Первый ученик Второй ученик Третий ученик Проверка. Учитель: Определите стиль речи данного текста. Ученики: Научный. Учитель: Докажите. Ученики: В этом тексте много числительных, слова употреблены в прямом значении, нет авторского мнения, предложения с тире. |
11 12 13 14 |
V |
7 мин. | Творческая работа. Учитель: Прочтите текст. К какому стилю речи относится предложенный текст? Ученики: Предложенный текст относится к научно-популярному стилю речи. Учитель: Рассмотрите следующий слайд с научной информацией. Составьте продолжения текста, используя данные слайда. Проверка. Ученики читают свои Тексты. |
15, 16, 17
18 |
VI |
4 мин. | Итог урока. Беседа об орфограммах, которые повторили, об особенностях научно-популярного стиля. Выставление оценок. |
VII | |
1 мин. | Домашнее задание. | VIII |
Текст.
Семейство липовых содержит около 45____________________________ родов и до 700 ______________________________ видов. Большинство родов обитает в тропических и субтропических областях Азии Америки Африки и Австралии. Лишь один род – липа (Tilia) – занимает ареал в пределах северных умере…ых широт.
Липа – крупное (листо)падное дерево. Достигает в высоту 15 – 25_____________________ _________________________________________________м и в диаметре 2 – 5___________ _________________________м. корневая система мощная. Первые годы липа р…стет медленно, её размеры достигают максимума к 100_________________годам. Даёт обильную пневную пор…сль при вырубке. Предельный возр…ст не превышает 150______ _______________________________лет.
Липа одна из наиболее (тене)выносливых и (газо)устойчивых пород. В совреме…ых городах липу широко используют для озеленения улиц хотя на перекрестках липовые листья словно «обг…рают» от выхлопов машин. Липа дает втрое больше кислорода, чем ель.
____________ ____________ ____________ ________________
Липа является важной (лесо)образующей породой. Хорошо известны липняки Башкирии, Дальнего Востока, Украины. Липовых лесов сейчас в росии гораздо меньше, чем в XVII – XVIII______________________________________________________________веках. Причиной тому лыко (внутре…яя часть коры липы), ради которого деревья обд…рали «как липу». Для изготовления пары лаптей надо было ободрать 3__________(пяти)летних деревца. А в год каждый русский крестьянин снашивал около 40________________пар!
Липа лучший медонос и пергонос. Цветки липы выделяют большое количество нектара который соб…рают примерно 70__________________________видов насекомых. Дневная продуктивность нектара с одного цветка липы составляет 2,3_________________________ _____________________________мг. За период цветения 1_______________га сплошного древостоя липы выделяют до 1500______________________________________________кг нектара, из которого пчелы вырабатывают около 800_________________________кг меда. Применение меда как лекарства и це…ого продукта питания было известно ещё около 6000___________________________лет назад в Египте.
Широко известна древесина липы как прекрасный материал для различных поделок. Из неё делают кадки деревя…ую посуду спички музыкальные инструменты игрушки.