Тип урока: работа с информационным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цели урока:
повторение сведений об
обращении, известных учащимся по курсу 5-7
классов; изучение статьи учебника “Обращение и
знаки препинания при нём”, выявление в ней уже
известного и нового материала; составление
кластера по теме; анализ предложений с
обращениями, редактирование текста, содержащего
обращения;
Формирование компетенций: интеллектуальная компетентность; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере толерантности; социальная компетентность.
Ход урока
Стадия вызова
1. Мозговой штурм. Сопоставление структуры предложений. Составление их характеристики
Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:
- спишите предложения, расставьте знаки препинания, графически объясните постановку знаков препинания;
- сопоставьте структуры предложений, дайте каждому предложению характеристику;
- обобщите выводы об общих и отличительных чертах предложений.
- Берёзка зелёные косы развесила с тонких ветвей (Вс. Рождественский).
- Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу (С. Есенин).
- Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе (С. Есенин).
- О Русь малиновое поле и синь упавшая в реку люблю до радости до боли твою озёрную тоску (С. Есенин).
- Я покинул родимый дом голубую оставил Русь (С. Есенин).
- О тонкая берёзка что загляделась в пруд? (С. Есенин.)
- Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?
(Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившихся им в работе: обращение, сложное предложение, обособленные определения, однородные члены предложения.)
- Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?
(Берёзка, черёмуха, Русь.)
- Почему?
(Они выступают в роли подлежащего, дополнения и обращения.)
- Прочитайте предложения с обращениями.
- Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются подлежащими или дополнениями.
- В чём отличие этих предложений?
2. Реконструкция предложений
Упражнение 355 (учебник под редакцией С. Г. Бархударова) выполняется в парах.
- Перестроить предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Расставить знаки препинания, составить схемы предложений.
- Прочитать, соблюдая правильную интонацию.
- Какие предложения по цели высказывания у вас получились?
3. Постановка дидактической цели
- Задача нашего урока – расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём.
- Разделитесь на две группы. Вспомните всё, что вы уже знаете об обращении. Обсудите в группе.
- Структурируйте свои сведения, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем). Проиллюстрируйте примерами все теоретические положения.
4. Составление кластера
5. Отчёт групп о результатах работы.
- А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).
- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?
- Какие трудности встретились вам при его составлении?
Стадия осмысления
1. Работа с информационным текстом
- Прочитайте (индивидуально) информационный текст в учебнике на странице 160 – 161, используя метод инсерта - маркировки текста:
“Y” - галочкой отмечается то, что уже известно;
“ - “ - знаком “минус” помечается то, что вызывает у вас сомнения; “+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
“?” - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.
- После прочтения текста заполните (кратко) таблицу (у каждого ученика) с соответствующими маркировке графами:
Знаю ( Y ) | Новое ( + ) | Вызывает сомнение ( - ) | Толстые и тонкие вопросы по ходу чтения ( ? ) |
О – слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Может быть распространённым и нераспространённым. Имеет форму именительного падежа. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Выделяется запятыми или восклицательным знаком. | Служит не только для привлечения внимания собеседника, но и для выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах – к адресату. Может быть выражено прилагательным или причастием. Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными. Обращение не отделяется запятой от стоящей перед ним частицы О. | Почему обращение не является членом
предложения? Только ли звательная интонация используется при обращении? А побудительная? |
Тонкие вопросы: что такое обращение?
Какие бывают обращения? Чем могут быть выражены
обращения? Являются ли обращения членами
предложения? Как они выделяются на письме? Толстые вопросы: в какой речевой ситуации используются обращения? Какие смысловые оттенки могут выражать обращения? Какой троп сопутствует обращению, выраженному неодушевлённым существительным? |
Стадия рефлексии
1. Беседа с классом по вопросам
- Что из того, что вы прочитали в тексте об обращении, вам уже было знакомо? Перечислите эту информацию.
- Какую новую информацию вы получили, прочитав статью учебника? Перечислите её, подтвердив примерами.
- Все ли согласны с этой информацией?
- Что у вас вызвало сомнение или с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?
- Какие тонкие вопросы вы приготовили? Задайте их другой группе. Ответим на них.
- Какие толстые вопросы вы приготовили? Задайте их. Ответим на них.
2. Возвращение к кластеру
- Вернёмся к кластеру, составленному вами в начале урока. Вся ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?
- Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте!
- Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией?
- Какие вопросы у вас возникли во время работы с текстом и обсуждения?
- Кто может дать ответ на этот вопрос?
- Дайте полный устный ответ об обращении с примерами по кластеру.
- Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями.
Выполнение практических заданий
1. Использование обращений в художественных текстах
Группа 1.
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?
К.л.кольчики мои цветики ст.пные! Что гл.дите на меня (тёмно) голубые? (А. К. Толстой.) Ты обо мне родная (не) скучай бл.госл.вив в т.ж.лую дорогу. Пройдёт война и я в любимый край опять вернусь к зн.комому порогу. (С. Орлов.)
Группа 2.
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?
Ра.буди меня завтра рано о моя т.рп.ливая мать! Я пойду за д.рожным курганом дорогого гостя встр.чать. (С. Есенин.) Мети метель мороз морозь дуй ветер как (на) зло, - с.лдатам холодно поврозь а сообща тепло. (Н. Старшинов.)
Проверка выполнения задания.
- Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов.
- Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку.
- В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
(Обращения “метель”, “мороз”, “ветер” только называют предмет, к которому обращаются с речью, а обращения “колокольчики мои”, “цветики степные”, “тёмно-голубые”, “родная”, “о моя терпеливая мать” выражают его характеристику, эмоциональную оценку – тёплое, нежное, трепетное отношение к предмету обращения.)
- Охарактеризуйте стилевые черты отрывков.
- Обмен групп вопросами по теме (вопросы по использованию художественных средств).
- Обобщите, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?
2. Использование обращений в эпистолярном жанре
Группа 1.
Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения?
Милая и родная моя мама! Дорогой и любимый мой дружок!
Так часто я грущу о том, что ты там одна, моя голубка. Но подожди ещё немного, настанет весна, и я возьму тебя в Москву, если по обстоятельствам войны это можно будет сделать…
Я крепко целую тебя, моя родная…
(Из письма А. Фадеева 16 февраля 1942 года.)
(Данные обращения образуют ряд контекстуальных синонимов: милая, родная, дорогая, любимая; мама, дружок, голубка.)
Группа 2.
Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения?
Дорогая мамочка!
…Я верю в нашу скорую встречу – мы снова будем вместе…
Крепко и много целую тебя, моя ненаглядная. Спасибо за ласковые письма – они мне дороже всего, и с ними легче жить и воевать…
(Из письма С. Наровчатова 27 сентября 1944 года.)
(Дорогая мамочка, моя ненаглядная – распространённые обращения, суффикс – ОЧК- .)
Проверка выполнения задания.
- Прочитайте выразительно отрывки из писем.
- Охарактеризуйте обращения, использованные авторами в письмах к матери.
- Какое отношение к адресату передают данные обращения?
(Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С. Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения.)
- Чему учат нас эти письма?
3. Обращения в официально-деловом стиле.
Оценка текста
- Прочитайте и отметьте в письме А. С. Пушкина А. Х. Бенкендорфу слова, обороты речи, уместные и в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время. Выпишите их в две колонки.
Милостливый государь
Александр Христофорович,
Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать “Историю Пугачёва” в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М. М. Сперанского: осмелюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.
С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть милостливый государь,
Вашего сиятельства покорнейший слуга Александр Пушкин.
- Что необычное в тексте официального письма вы заметили?
(Необычны обращения, имеющие экспрессивную окраску; имеются косвенные обращения – “через Ваше сиятельство”; очень много слов и выражений, прямо выражающих отношение говорящего, имеющих экспрессивно-эмоциональную оценку; необычный порядок слов в предложении, деление текста на предложения.)
- Оцените его с точки зрения современных требований к официальной переписке.
(Не допускается использование эмоциональной, экспрессивной лексики.)
- Отметьте уместные и неуместные в настоящее время обороты. Выпишите их в два столбика.
Уместные: в одной из типографий
зависящих от
Неуместные: милостливый государь
угодно было дозволить
Ваше сиятельство
его высокопревосходительства
осмелюсь прибегнуть
с покорнейшею просьбою
дать знать о том
с глубочайшим почтением
с совершеннейшей преданностию
честь имею быть
покорнейший слуга
- Как называются такие лексические формы? (Архаизмы.)
- Почему они неуместны в современном языке?
- Устно составьте вариант современного письма официальному лицу.
4. Обращения в публицистическом стиле
- Обращение может быть использовано в текстах публицистического стиля. Придумайте названия статей для школьной газеты с использованием обращений. Запишите названия.
Заключительный этап
1. Беседа
- Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?
- Остались ли у вас открытые вопросы?
- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?
2. Составление синквейна
- Подводя итог изучению темы, составим синквейн “Обращение”.
Схема
1. Существительное (тема).
2. Прилагательное - прилагательное.
3. Глагол - глагол - глагол.
4. Фраза из четырёх слов.
5. Существительное (синоним темы, эмоциональная точка).
Обращение
вежливое убедительное
привлекло позвало побудило
Оживило наше приятное общение!
Счастье!
Домашнее задание
Воспроизвести статью учебника по кластеру и таблице.
Задания на выбор:
- упражнение 360 – распространите каждое из обращений уместным определением, соблюдая нормы этикета;
- напишите письмо маме, бабушке; используйте разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому и любимому человеку, это письмо может быть поздравлением с днём рождения или с другим праздником.
Использованная литература
- Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 26 – е издание. – М., “Просвещение”, 2003.
- Купалова А. Ю. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 8 классе малокомплектной школы: Книга для учителя. – М., “Просвещение”, 1993.
- Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М., “Просвещение”, 2003.