Цель: Создание условий учащимся для самостоятельного выведения правила употребления мягкого разделительного знака в словах в процессе исследовательской деятельности.
Задачи: (для учащихся):
- Увидеть проблему с написанием слов с разделительным мягким знаком.
- Исследовать проблему (через соотнесение произношения с написанием) и вывести правило употребления разделительного ь знака при направляющей роли учителя.
- Продолжить формирование коммуникативных умений при работе в группе.
- Развивать собственные личностные качества: наблюдательность, внимательность, логическое мышление.
Оборудование:
– Таблички для записи слов– отгадок.
– Рабочие листы с заданием для каждой группы.
– План исследования, выводы (заготовки)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
У. Что можете сказать о буквах написанных на доске?
(на доске: А,О,У,И,Ы,И,Э,Я,У,Ю)
У. Распределите гласные буквы на две группы, назовите признак.
Д.: Эти гласные буквы можно распределить по обозначению твердости или мягкости согласных звуков;
– Гласные, обозначающие один звук (у,ы,а,о,э,и) и два звука (я,ю,е,ё).
3. Постановка проблемы.У.: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы запишите слова-отгадки на листочках. (Учащиеся записывают слова маркерами на карточках. По мере записи слов идёт проверка написания с выявлением орфограмм.)
А) Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и н кроилось,
С неба на землю свалилось.
У.: Снег (Парный согласный на конце слова).
Б) Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.
У.: Река. (Безударная проверяемая гласная).
В) Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине – спинка,
А на ней щетинка.
Кто это? (Свинья)
Г.) На скамейке у ворот Лена горько слёзы .... (льёт)
Вывешиваются все варианты записи слов – свинья, льёт.
У.: – Что интересного заметили?
Д.: – У некоторых ребят слово написано по-разному.
У.: – Кто из ребят написал слово правильно? Докажите, почему?
У.: – В чем затруднение? Сформулируйте проблему (вопрос) урока.
4. Поиск решения.
У.: – Для решения этой проблемы я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах. Вы получаете план исследования, рабочие листы со словами для наблюдения, вывод, который надо заполнтиь.
План исследования.
- Прочитайте слова и их звуковые сочетания.
- Сравните буквенные и звуковые записи слов.
- Выявите, после каких букв пишется ь ?
- Перед какой буквой пишется ь ?
- Какой * лишний* звук рождается в слове с появлением ь?
- На что указывает Ь? Какую работу выполняет?
- Сделайте вывод.
Задания для групп.
Вывод.
-------------------мягкий знак (Ь) в словах пишется после----------------------и перед ----------------------------------, если в этих словах слышится звук (----). В словах показывает, что ----------------------звук не ----------------– с -------------------.
5 . Выражение решения.
А) Отчет групп по заданному плану и материалу для исследования.
Б) Чтение правила по учебнику.
В) Ответ на проблему урока.
Г) Формулировка темы урока. Запись темы на доске.
6. Реализация полученных заний.
Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
А) Игра “ Чуткий слух” (Если в слове разделительный Ь, хлопаем в ладоши).
У.: Листья, пень, лень, счастье, здоровье, пьёт, коньки, льёт. вьёт, деревья, воробьи, стулья, жильё, ручьи, обезьяна.)
Б) У.: – В каких словах напишем разделительный ь знак?
Олен...и, друз....я, п...юре, пол...ю, пал...то, стул...я, пол...ю, в...юга, мурав....и, свин...я,пал...ма, олен...и.)
- Какие слова остались? Почему?
- В каких словах есть два варианта написания слова?
Д.: Олени – оленьи, полю – полью.
7. Первичная проверка усвоенного материала.
А) Тест.
- Соедини части слов с разделительным мягким знаком.
8. Итог урока.
-У.: Что узнали на уроке? Чему научились?