Цели:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.
3. Повторить материал о сочинении- рассуждении.
Развивающие:
1. Сформировть умение определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”.
3. Закрепить умение строить текст рассуждения.
Воспитательные:
1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, воздушные шары, магнитофон.
План урока:
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа с пословицами.
III. Выступление учащихся (инсценировка “Перед вами две дороги, выбирайте…”)
IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.
V. Работа по составлению “солнца” толерантности.
VI. Построение синквейна.
VII. Выводы, обобщение.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, ребята! Начинаем урок подготовки к сочинению. Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Наш урок начнем с разговора о вечном, о любви. Послушайте сказку (звучит классическая музыка, рассказывается сказка):
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное
Место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.
Звучит музыка и продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку
Учитель:
Ребята, В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.
II. Работа с пословицами.
- Какие пословицы, стихотворения о доброте приготовили к уроку вы?
Пословицы:
- Доброта без разума пуста.
- Доброе дело питает и душу, и тело.
- Добрый человек в добре живёт век.
- Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Стихотворения:
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на земле. (А. Лесных)
Учитель:
- Давайте обобщим сказанное:
Каким делает человека доброта?
Ученики: доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Какой человек может быть добрым?
Ученики: добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.
Учитель:
- Сегодня, ребята, 16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.
Сообщение подготовила Ф. И. :
- В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Учитель:
Какое из определений импонирует вам более всего?
Ученики: на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия.
Учитель:
- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
Ученики: т. к. у каждой нации свои представления о человеческих ценностях.
III. Выступление учащихся.
Учитель:
- Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”:
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка
- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?
- Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо. . .
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.
Учитель:
Почему молодой человек отказался помочь?
Ученики: т. к. считает, что этот человек недостоин помощи.
Учитель:
- Как бы вы поступили в этом случае?
Ученики: не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь.
Учитель:
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Ученики: стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь.
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.
Учитель:
- Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас класс разделится на 2 группы. 1 группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, 2 группа – черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие “интолерантная личность”. Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.
Работа по группам
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других Доброжелательность Желание что-либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость, любознательность Снисходительность Доверие Гуманизм |
Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Пренебрежение Раздражительность Равнодушие Цинизм |
Вывод:
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
V. Работа по составлению “солнца” толерантности.
Учитель:
- Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.
VI. Построение синквейна.
Учитель:
- Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика по действию – отношение автора – обогащенное название). Попробуем составить вместе синквейн для слов доброта и толерантность.
Доброта
Отзывчивый душевный
Поддерживает помогает облагораживает
Доброта спасёт мир
Душевность
Толерантность
Терпимый снисходительный
Принимает располагает прощает
Толерантность способствует уважению
Терпение
VII. Выводы, обобщения.
Учитель:
- В качестве обобщения материала урока используем китайскую притчу “Ладная семья”:
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель:
- Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Наша сегодняшняя тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения?
Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:
I. Основная мысль (тезис).
II. Доказательства:
а)…
б)…
в)…
III. Вывод.
Учитель:
- Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” на черновиках, используя материал урока.
Список литературы
- Бершадская Н. Р. , Халимова В. З. Литературное творчество учащихся в школе. - М. , 1986.
- Климаш В. В. Классный час “Спешите делать добро”// Классный руководитель. – 1999. - №6.