Разработка урока русского языка по теме: "Разряды прилагательных по значению"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Сформировать знания о делении имен прилагательных по значению.
  • Содействовать развитию мышления.
  • Способствовать формированию доброжелательности.

Задачи:

  • Научить определять у имен прилагательных разряды по значению, правильно употреблять имена прилагательные в речи.
  • Отрабатывать навыки формирования собственного мнения.
  • Развивать умение выражать благодарность.

Подготовка к уроку

Кабинет украшен разноцветными воздушными шарами. На доске записано число, тема урока, стихотворение “Абакан – город моей жизни”, нарисовано “волшебное” дерево, к нему прикреплены жетоны (в виде плодов) с заданиями, на стенде – таблица “Разряды прилагательных по значению”. Парты расставлены для трех групп, на каждом из трех столов лежит конверт, на котором обозначен один из трех цветов: красный, оранжевый, желтый, в конвертах приготовлены “улыбки” (изображены губы в форме улыбки) для каждого ученика, лежат белые жетоны небольшого размера. На отдельном столе лежат вырезанные из цветной бумаги кружочки, с одной стороны они белого цвета, а с другой – красные, оранжевые, желтые (одинаковое количество жетонов каждого цвета для деления учеников на три группы). Приготовлена аудиозапись песни “Улыбка”. Входя в кабинет, учащиеся выбирают жетон и определяют по его цвету свою группу (садятся за стол, на котором лежит конверт с данным цветом).

Ход урока

Оргмомент

Звучит аудиозапись песни “Улыбка”.

- Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка, урок, немного необычный. Приготовьте все необходимое для работы, сядьте удобнее, подарите всем присутствующим свои милые и добрые улыбки.

Откройте тетради, запишите число и тему урока, которая записана на доске.

Сегодня на уроке мы будем говорить о делении имен прилагательных на разряды по значению, будем учиться определять эти разряды.

На ваших столах лежат белые жетоны, за каждый правильный ответ, выступление, какую-либо другую работу вы должны брать себе один жетон, в конце урока вы подсчитаете свои жетоны, их количество поможет оценить вашу работу на уроке.

Повторение

- За годы учебы вы много узнали о русском языке, о его богатстве. Вспомните, пожалуйста, какую роль играют прилагательные в нашей речи? (Выделяют предмет из множества одинаковых, описывают его, делают речь точной, образной, выразительной)

- На какой вопрос отвечают прилагательные? (Какой?. .)

Что обозначают? (Признак предмета)

Послушайте, как говорит о своем родном городе хакасский поэт Т. Трофимец в стихотворении “Абакан – город моей жизни”:

Город мой, на широких ладонях степей.
Город мой, стал ты песней любимой моей.
В ритмах дня ты звенишь и гудишь, как чатхан,
Город мой, мой родной Абакан.

Я иду, а веселые лица детей,
Как жарки, на широких своих площадях.
Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян –
Все в тебе, мой родной Абакан.

Найдите в стихотворении имена прилагательные и запишите в тетрадь. (Широких, любимой, родной, веселые)

Что можно сказать об отношении автора к родному городу? (Автор любит свой родной город.)

А вы любите свое родное село? Опишите его при помощи имен прилагательных, запишите их в свою тетрадь. (Дети записывают в тетрадь имена прилагательные.)

Давайте послушаем, что у вас получилось, зачитайте по одному прилагательному друг за другом, стараясь не повторять уже прозвучавших признаков. (Каждый ученик называет одно прилагательное из записанных в тетради.)

Вот и вы показали любовь к своему родному селу. У каждого человека есть своя Малая Родина, и он ее любит. Не забывайте брать себе белые жетоны, оценивая свою работу.

Новая тема

Анализируя признаки, которые обозначают имена прилагательные, можно сказать, что эти признаки разные по значению: одни можно увидеть, другие – ощутить, третьи – почувствовать и т. д. Итак, по значению имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные. Каждая ваша группа сейчас получит описание признаков одного разряда, вы должны изучить эти признаки и объяснить членам других групп, как определить данный разряд прилагательного, для этого можно пользоваться таблицей “Разряды прилагательных по значению”.

(1. Качественные имена прилагательные. Называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький), по возрасту (молодой, старый), по цвету (красный, зеленый), по весу (легкий, тяжелый), по внешнему виду (красивый, высокий), по внутренним качествам (умный, добрый) и т. д. Такие признаки у предмета могут быть в большей или меньшей степени (сильный – сильнее – сильнейший, умный – умнее – умнейший).

2. Относительные имена прилагательные. Обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный дом, кирпичная стена), указывают на признак предмета по месту (школьный кабинет), по времени его существования (зимний день), по назначению предмета (спортивная обувь) и т. д. Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными: деревянный дом – дом из дерева, зимний день – день зимы.

3. Притяжательные имена прилагательные. Обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (мамино пальто, собачья будка, лисий хвост). Эти прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чье?, имеют суффиксы –ин- (-ын-), -ов- (-ев-), -ий- (-й-). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.)

(Учащиеся готовятся в группах, затем по одному из представителей каждой группы выступает с рассказом об одном разряде прилагательных по значению.)

Закрепление (первичное)

Давайте вернемся к прилагательным из стихотворения об Абакане и определим у них разряды по значению. (Широкий – кач. , любимый – кач. , родной – кач. , веселый – кач.)

Упражнение на снятие эмоционального напряжения

А теперь немного отдохнем. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз - вдох – выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы. А теперь улыбнитесь мне – урок продолжается.

Закрепление

На нашем уроке присутствуют необычные гости (яблоко, апельсин, лимон), цвет которых совпадает с цветом ваших жетонов:

ОН

Чуть шершавый господин,
Солнышка как будто сын.
Яркий, сочный, ароматный,
А на вкус какой приятный!

(Апельсин для группы с оранжевыми жетонами.)

ОНО

Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видны семечки насквозь!

(Яблоко для группы с красными жетонами.)

ОН

С этим гостем не шутите.
Но в аптеку не ходите,
Если в горле запершит –
Чудо-доктор исцелит!

(Лимон для группы с желтыми жетонами.)

Посовещавшись в группе, опишите вашего гостя так, чтобы показать, что он лучше других гостей, используйте для этого как можно больше прилагательных.

(Учащиеся совещаются, по одному от каждой группы описывают своего гостя.)

Игра “Подарок”

Я буду показывать предмет, а вы должны описать его, употребив для этого качественное, относительное и притяжательное имена прилагательные, притяжательное прилагательное образуйте от своего имени, например, дневник – красивый, школьный, Васин. (Предметы: ручка, карандаш, резинка, линейка, тетрадь, после того, как ученик описал предмет, правильно подобрав прилагательные, предмет ему дарится.)

“Волшебное дерево”

В необычном саду выросло необычное дерево с разноцветными плодами. Пришло время собирать урожай. Ваша задача: разложить урожай по корзинкам (приготовлены три корзинки с буквами К - качественные, О – относительные, П – притяжательные), для этого нужно (выходить по одному человеку от каждой группы, друг за другом) сорвать плод, перевернуть его, прочитать записанное на нем прилагательное, определить разряд прилагательного по значению и положить в соответствующую корзинку. Плоды нужно срывать только те, которые соответствуют цвету жетонов вашей группы.

(Учащиеся выполняют задание.)

Проверка

Каждая группа получает одну корзинку, и вы все вместе проверяете правильность выполнения задания - все ли плоды собраны правильно.

(Группы осуществляют проверку, рассказывают о результатах.)

Итоги урока (рефлексия)

Подходит к концу урок. Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок. (Ученики записывают прилагательное.)

А теперь прочитайте то, что вы написали (друг за другом). (Ученики читают вслух друг за другом.)

О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового, а что повторили?

Домашнее задание

Напишите небольшой текст о каком-нибудь предмете, используя как можно больше прилагательных, определите у них разряд по значению. Можно просто составить 10 словосочетаний “прил. + сущ. ”, можно выписать такие словосочетания из текста и определить у прилагательных разряд по значению.

Оценки за работу на уроке

У каждого из вас есть право отдать один белый жетон тому ученику, который, по вашему мнению, хорошо работал на уроке. (Ученики, отдавая жетон, объясняют свой выбор.)

Такое же право есть и у меня. (Учитель отдает жетоны тем ученикам, которые своей работой их заслужили.)

А теперь посчитайте количество полученных вами на уроке жетонов. (Выставляются оценки, высказываются поощрения и пожелания.)

Заключение

Звучит аудиозапись песни “Улыбка”.

- Я хочу подарить вам на память “улыбку” с самыми добрыми пожеланиями, откройте конверты, лежащие на ваших столах, возьмите себе “улыбку” и, глядя на нее, чаще улыбайтесь, дарите людям радость. Урок окончен. До свидания.