Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.
Цель: повторить правописание безударных гласных в корне, закрепить и систематизировать знания об именах собственных и нарицательных, правописание имён собственных.
Ход урока
I. Орфография “дуэль”. Сражаемся с безударными гласными в корне. (Из сгруппированных слов выписать букву а в корне). В конечном итоге должна получиться “5”.
- газета, картина, машина
- сазан, корзина, портфель
- садовод, молоко, фонарщик
- лазутчик, разведчик, барабанщик
- тоска, головушка, карандаш
- дворец, пловец, малина
- гараж, газон, банан
1 2 3 1 а а а 2 а 3 а 4 а а а 5 а 6 а 7 а а а
II. Ребята, отгадайте загадку:
Давно живу я в мире этом
Даю названья всем предметам. (существительное)
III. Сейчас вам предстоит дать названия предметам:
- Назовите сладкие предметы.
- Назовите круглые предметы
- Название жидкостей
- Название животных.
А теперь назовите имена 3-4 человек. Ребята, сейчас мы с вами назвали имена собственные и нарицательные. Тема сегодняшнего урока: “Имена существительные собственные и нарицательные”.
Мы должны будем с вами научиться различать имена собственные и нарицательные, и запомнить, как пишутся имена собственные.
Ребята, сейчас я вам расскажу сказку.
В стране “Существительное” жили два брата Имя Собственное и Нарицательное. И вот как-то они заспорили.
Собственное говорит: “Я всех главнее, я даю названия единичным предметам, меня пишут с большой буквы, а некоторые имена собственные ещё и в кавычки заключают”.
- Ну, хорошо, - говорит Нарицательное. Ты, конечно, важное имя, но представь себе, если бы не было меня.
- Вот, например, я первым встречаю человека. Когда рождается малыш, у него ещё нет имени, а я его называю - человек, малыш, новорожденный.
Подумало Имя Собственное и говорит: “Ну, хорошо, ты меня убедил, мы оба имеем большое значение в речи, поэтому давай помиримся, и никогда не будем ссориться”.
Ребята, какой вывод сделаем, прослушав сказку?
IV. Очень часто имена собственные переходят в имена нарицательные и наоборот.
Запишите предложения:
Я люблю эту землю, родные края!
Люди всей Земли борются за мир.
Анализ предложений.
На доске запись.
- У древних европейцев (В, в)олк был в почёте: он являлся хозяином.
- От имени Лев легко отпочковать уменьшительное Лёва, а назвать “Лёвой” да же самого смирного льва можно лишь ради смеха, в шутку.
- Прекрасный юноша Нарцисс из греческой легенды был влюблён в самого в себя и умер от этой любви. На месте его гибели вырос цветок, который назвали нарциссом.
V. Работа по карточкам.
Раскройте скобки и поставьте где нужно кавычки.
Мой любимый журнал (М, м) урзилка. Любимая газета папы (С, с)аши- Аргументы и факты. Сказка (В, в)асилиса Прекрасная - волшебная. Остров (Л, л)укоморье был заповедником всех вычитанных нами героев.
Взаимопроверка.
VI.Физминутка.
Вот какой у нас арбуз,
Замечательный на вкус.
Даже нос и щёки -
Все в арбузном соке.
Арбуз - это имя собственное или нарицательное?
VII. А теперь, чтобы лучше усвоить тему, заполним анкету.
Анкета - опросный лист, для получения каких-нибудь сведений о том, кто их заполняет.
- Имя, фамилия.
- Где вы живёте?
- Какие книги, газеты читаете?
- Какие лакомства предпочитаете?
- Каких писателей, художников вы любите?
VIII. Обратите внимание на доску и запомните, как пишутся названия праздников.
Новый год, Праздник Победы, День знаний, День учителя, Рождество Христово.
IX. Работа у доски. (Запись под диктовку).
Фёдор Иванович Шаляпин – выдающийся русский певец.
Пётр Ильич Чайковский – русский композитор.
Иван Сергеевич Тургенев – писатель.
Итог.
Домашнее задание: узнайте, что означает ваше имя?