Цели урока:
- Обучающая – познакомить с видами и средствами связи предложений в тексте;
- Развивающие:
- развивать умение определять стиль речи, тип речи, главную мысль текста;
- повторить жанровые особенности сочинения-рассуждения, совершенствовать навыки деления текста на абзацы;
- совершенствовать навыки редактирования текста;
- повторить правописание гласных и согласных в корнях слов;
- повторить правописание личных окончаний глагола;
- повторить правописание окончаний имен существительных;
- повторить постановку знаков препинания при диалоге;
- Воспитательные:
- привитие навыков здорового образа жизни;
- профилактика табакокурения.
Тип урока информатики: повторительно-обобщающий
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной компьютерной техникой и современным программным обеспечением.
Цели урока:
1) Обучающая:
- обобщение и применение для решения реальной задачи знания возможностей простейшего текстового редактора; применение тестирующей оболочки
2) Развивающая:
- обобщение знания основного программного материала;
- развитие творческой и интеллектуальной активности учащихся;
- развитие познавательного интереса в плане осмысленного, взвешенного поиска ответов на поставленные вопросы на уроках русского языка и информатики;
3) Воспитательная:
- воспитание ответственного отношения к своим ответам;
- привитие навыков здорового образа жизни
Ход урока
1. Психологический настрой.
В течение многих уроков в 7 классе мы с вами изучали текстовый редактор WordPad. Вы убедились, что текстовый редактор обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста.
Мы создавали различные текстовые документы, научились редактировать текст, разбивать на абзацы. Сегодня мы закрепим знания, полученные на уроках информатики, применив их на уроке русского языка.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Словарный диктант: по вариантам. (1 вариант – для слабых учащихся)
1 вариант. Словарный диктант: озаглавьте (заглавие текста и задание к нему учащиеся сдают учителю на листочках, листочки подписаны), вставьте пропущенные буквы (на экране загружена тестирующая оболочка, материал для которой заранее приготовлен учителем информатики) Пояснение к выполнению работы в тестирующей среде дает учитель информатики. Выполните задание, записанное на доске.
- дать лексическое значение слова “комплекс” (совокупность, сочетание предметов, действий, явлений, свойств)
- синоним к “бодрым” (свежим)
- антоним к “сжимаешь” (разжимаешь)
- разобрать по составу слово собираешься (со- бир - а - ешь – ся)
Пример словарной работы – 1 вариант.
Зарядка.
Собираешься делать зарядку,
выберешь комплекс упражнений,
выбираешься из-под одеяла,
застилаешь постель,
проветриваешь комнату,
делаешь круговые движения головой,
сжимаешь кисть в кулак,
наклоняешь туловище,
совершаешь пружинистые движения,
разводишь руки в стороны,
вдыхаешь легкими воздух,
замираешь на несколько секунд,
руками касаешься плеч,
коснешься кончиками пальцев,
чувствуешь себя бодрым,
растираешься после душа полотенцем.
2 вариант. Словарный диктант: озаглавьте (заглавие текста и задание к нему учащиеся сдают учителю на листочках, листочки подписаны), вставьте пропущенные буквы (на экране загружена тестирующая оболочка, материал для которой заранее приготовлен учителем информатики) Пояснение к выполнению работы в тестирующей среде дает учитель информатики. Выполните задание, записанное на доске.
- дать лексическое значение “опушке” (край леса)
- подобрать синоним к слову “восхищение” (восторг)
- подобрать антоним к слову “разжигаешь” (тушишь)
- сделать разбор по составу “предполагаете”
Пример словарной работы – 2 вариант.
В походе.
Выберешь маршрут,
разбираешься по карте,
собираешь рюкзак,
предполагаете добраться до деревни до темноты,
выросшие у ручья кустики земляники,
замираешь от восхищения,
расположиться на опушке,
поросль молодых побегов тополя,
блестящие росинки,
разжигаешь костер,
сварите в котелке,
испечешь картофель в золе,
исполняете под гитару.
Работа с текстами по вариантам: - прочитать, озаглавить, вставить пропущенные буквы
4.Повторение изученного материала. Фронтальный опрос класса проводит учитель информатики.
Ответим на следующие вопросы:
- Что такое форматирование текста?
- Что такое символ?
- Какие ошибки могут вкрасться при вводе текста?
- Как их устранить?
- Какие основные типы шрифтов используются в текстовом редакторе?
- Что такое абзац?
- Что такое форматирование абзаца?
- Что такое фрагмент текста? Какие действия с ним можно выполнять?
- Что такое буфер для копирования?
- Как сохранить набранный текст?
- Как прочитать ранее сохраненный на компьютере текст?
5. Индивидуальная работа учащихся.
В качестве раздаточного материала выдается полный вариант текста без заглавия с пропущенными буквами Учащиеся должны самостоятельно загрузить текстовый редактор WordPad и считать указанное имя файла zdorov1.rtf (Приложение1)
Выполнить задание:
- Прочитать текст, озаглавить, вставить пропущенные буквы, выделив заголовок текста Arial,18, жирный, по центру.
- Допечатать текст со слов “Именно благодаря бегу эти цифры…” и до конца
- Разбейте текст на абзацы (3)
- Отредактируйте текст, устранив во втором абзаце повторение одного и того же слова.
- Произведите выравнивание текста по левому краю, соблюдая красную строку.
- Сохраните текст на диске С: в папке своего класса под своей фамилией.
Каждому, кто заботится о своем здоровье, нужны здоровые жизненные привычки – например, предпочитать движение неподвижному отдыху, так как характерной особенностью жизни многих наших современников стала гиподинамия, то есть недостаточная физическая нагрузка. О пользе интенсивных упражнений, таких как велосипед, плавание, танцы, говорить можно много. Мне же, мои юные друзья, хочется посоветовать вам заниматься бегом.
Во-первых, занятия бегом будут быстро и эффективно укреплять сердечно-сосудистую систему. Во-вторых, бег является прекрас?ным средством нормализации веса. Ведь у мужчин, не занимающихся физическими упражнениями, жир составляет в среднем 22% массы тела, а у женщин – 30%. Именно благодаря бегу эти цифры уменьшаются до 16% у мужчин и 20% у женщин. Разумеется, сам себе противоречит тот, кто считает тренировку нудным, тягостным занятием. Занятия бегом могут превратиться в привычку, с которой вы не захотите расстаться. Следовательно, тренировки могут доставлять удовольствие. Наконец, бегом заниматься очень удобно, потому что можно бегать где угодно и в любую погоду.
Таким образом, бег является средством, эффективно укрепляющим организм и помогающим человеку находиться в хорошей физической форме.
- Определить тип речи (рассуждение), стиль (публицистический) и докажите это;
- Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение? (тезис, доказательства, вывод)
- Что такое абзац?
- Назовите “специфическую” для сочинения-рассуждения лексику (во-первых, во-вторых…, разумеется, сам себе противоречит тот…, следовательно, таким образом, наконец…)
Примерный контрольный вариант текста.
Занятия бегом.
Каждому, кто заботится о своем здоровье, нужны здоровые жизненные привычки – например, предпочитать движение неподвижному отдыху, так как характерной особенностью жизни многих наших современников стала гиподинамия, то есть недостаточная физическая нагрузка. О пользе интенсивных упражнений, таких как велосипед, плавание, танцы, говорить можно много. Мне же, мои юные друзья, хочется посоветовать вам заниматься бегом.
Во-первых, занятия бегом будут быстро и эффективно укреплять сердечно-сосудистую систему. Во-вторых, бег является прекрасным средством нормализации веса. Ведь у мужчин, не занимающихся физическими упражнениями, жир составляет в среднем 22% массы тела, а у женщин – 30%. Именно благодаря бегу эти цифры уменьшаются до 16% у мужчин и 20% у женщин. Разумеется, сам себе противоречит тот, кто считает тренировку нудным, тягостным мероприятием. Занятия бегом могут превратиться в привычку, с которой вы не захотите расстаться. Следовательно, тренировки могут доставлять удовольствие. Наконец, бегом заниматься очень удобно, потому что можно бегать где угодно и в любую погоду.
Таким образом, бег является средством, эффективно укрепляющим организм и помогающим человеку находиться в хорошей физической форме.
2 вариант.
В качестве раздаточного материала выдается полный вариант текста без заглавия с пропущенными буквами Учащиеся должны самостоятельно загрузить текстовый редактор WordPad и считать указанное имя файла zdorov2.rtf (Приложение2)
Выполнить задание:
- Прочитать текст, озаглавить, вставить пропущенные буквы, выделив заголовок текста Times New Roman,20, курсив, по центру.
- Допечатать текст со слов “Именно поэтому курильщики часто страдают …” и до конца
- Разбейте текст на абзацы (3)
- Сколько микротем можно выделить во 2 абзаце?
- Разбейте 2 абзац на абзацы в соответствии с наличием в нем 4 микротем.
- Какие синонимы (или сочетания слов) можно использовать вместо слова “курение” (вредная привычка, пагубная привычка, пагубное пристрастие). Отредактируйте текст (2 абзац)
- Произведите выравнивание текста по левому краю, соблюдая красную строку
- Сохраните текст на диске С: в папке своего класса под своей фамилией.
Наверное, ты часто слышишь от взрослых о вреде курения. И не раз убеждаешься в том, что некоторые взрослые сами подвержены этой вредной привычке. Но курящими не рождаются. Ими становятся люди, которых вовремя не предупредили, не остановили руку, протянутую к сигарете. Я постараюсь убедить тебя, что по-настоящему культурный человек не может употреблять табак.
Основным действующим началом табака является никотин. В одной сигарете массой один грамм содержится обычно 10-15 миллиграммов этого вещества. В фильтре сигареты может скопиться такое количество никотина, которого достаточно, чтобы убить мышь. А какое действие курение оказывает на организм человека? Во-первых, нарушается нормальный режим труда и отдыха. Не только потому, что никотин действует на центральную нервную систему, но и потому, что желание курить может появиться во время урока, и внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке. Следовательно, снижается эффективность заучивания, уменьшается точность вычислительных операций, объем памяти. Курящие ученики не отдыхают на перемене, так как устремляются в туалет и время, отпущенное для отдыха, проводят в облаках табачного дыма. Во-вторых, женщинам курение грозит преждевременным старением и осложнениями при беременности: смертность новорожденных у курящих женщин на 40% выше, чем у некурящих. Таким образом, курящая женщина рискует не только своим здоровьем, но и здоровьем еще не родившегося ребенка. В-третьих, никотин вызывает спазм сосудов и перерождение из внутренней оболочки. Именно поэтому курильщики часто страдают стенокардией, при которой возникают спазмы сосудов сердца, а также инфарктом миокарда. Другое типичное заболевание курильщиков – перемежающая хромота: человеку спокойно удается пройти несколько шагов, а затем в ногах появляется онемение и резкая боль. В-четвертых, курение значительно ограничивает физические возможности человека, так как никотин снижает физическую силу и остроту мышечного чувства, ухудшает координацию движений, скорость и выносливость.
Итак, я постарался вас убедить в том, что курение сопровождается весьма неприятными ощущениями и даже патологическими реакциями организма.
- Определить тип речи (рассуждение), стиль (публицистический) и докажите это;
- Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение? (тезис, доказательства, вывод)
- Что такое абзац? (несколько предложений, объединенных одной темой)
- Примерный контрольный вариант текста.
О вреде курения.
Наверное, ты часто слышишь от взрослых о вреде курения. И не раз убеждаешься в том, что некоторые взрослые сами подвержены этой вредной привычке. Но курящими не рождаются. Ими становятся люди, которых вовремя не предупредили, не остановили руку, протянутую к сигарете. Я постараюсь убедить тебя, что по-настоящему культурный человек не может употреблять табак.
Основным действующим началом табака является никотин. В одной сигарете массой один грамм содержится обычно 10-15 миллиграммов этого вещества. В фильтре сигареты может скопиться такое количество никотина, которого достаточно, чтобы убить мышь. А какое действие курение оказывает на организм человека?
Во-первых, нарушается нормальный режим труда и отдыха. Не только потому, что никотин действует на центральную нервную систему, но и потому, что желание курить может появиться во время урока, и внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке. Следовательно, снижается эффективность заучивания, уменьшается точность вычислительных операций, объем памяти. Курящие ученики не отдыхают на перемене, так как устремляются в туалет и время, отпущенное для отдыха, проводят в облаках табачного дыма.
Во-вторых, женщинам пагубная привычка грозит преждевременным старением и осложнениями при беременности: смертность новорожденных у курящих женщин на 40% выше, чем у некурящих. Таким образом, курящая женщина рискует не только своим здоровьем, но и здоровьем еще не родившегося ребенка.
В - третьих, никотин вызывает спазм сосудов и перерождение из внутренней оболочки. Именно поэтому курильщики часто страдают стенокардией, при которой возникают спазмы сосудов сердца, а также инфарктом миокарда. Другое типичное заболевание курильщиков – перемежающая хромота: человеку спокойно удается пройти несколько шагов, а затем в ногах появляется онемение и резкая боль.
В - четвертых, курение значительно ограничивает физические возможности человека, так как никотин снижает физическую силу и остроту мышечного чувства, ухудшает координацию движений, скорость и выносливость.
Итак, я постарался вас убедить в том, что курение сопровождается весьма неприятными ощущениями и даже патологическими реакциями организма.
6. Определить стиль и тип речи текста: (научный, повествование)
Загрузите файл otravlenie.rtf (Приложение3), выполнить задания к данному тексту:
- Скопируйте данный текст еще раз.
- Оформите симптомы отравления маркированным списком, различным цветом и размером шрифта.
- Выделите последнее предложение курсивом, подчеркнутым.
- Определить вид связи между 1 – 2 предложениями (цепная) и 2 – 3 предложениями (параллельная), средство связи (местоимение), запишите это после выполнения задания.
- Сохраните текст на диске С: в папке своего класса под именем файла symptom.rtf
Злоупотребление курением может вызвать хроническое или даже острое отравление. Его симптомами являются тошнота, рвота, подъем кровяного давления, частый пульс, судороги. Явления острого отравления чаще всего наблюдаются при первых попытках курения.
Примерный контрольный вариант текста.
Злоупотребление курением может вызвать хроническое или даже острое отравление. Его симптомами являются
- тошнота,
- рвота,
- подъем кровяного давления,
- частый пульс,
- судороги.
Явления острого отравления чаще всего наблюдаются при первых попытках курения.
Вид связи между 1 – 2 предложениями (цепная) и 2 – 3 предложениями (параллельная), средство связи (местоимение)
- Предложения в тексте связываются при помощи цепной и параллельной связи. При цепной связи вместо одного из самостоятельных слов предыдущего предложения в последующем употребляется или местоимение, или синоним, или это слово повторяется.
При параллельной же связи самостоятельные предложения, входящие в текст, имеют параллельное строение. Кроме того, большую роль в связи предложений в тексте играют союзы, начинающие предложения, различные частицы, вводные слова.
- Определить вид связи между 1 – 2 предложениями (цепная) и 2 – 3 предложениями (параллельная), средство связи (местоимение)
7. Определить стиль и тип данного текста.
Текст выдается в качестве раздаточного материала, в нем нет заголовка и знаков препинания при диалоге.
- Озаглавить текст.
- Расставить знаки препинания и пропущенные буквы.
- Определить стиль (художественный) и тип данного текста:(повествование с элементами описания).
После вку...ного обеда, состоявшего из рыбы и …ичницы, Том ск…зал, что теперь ему хочется научит…ся курить. Джо ухв…тился за эту мысль и объ…вил, что он тоже не прочь. Гек сделал тру…ки и набил их т…баком…
Они раст…нулись на з…мле, оп…раясь на локти, и нач…ли очень ост…рожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного т…шнило, но все же Том за…вил:
Да это совсем ле…ко! Знай я это раньше, я д…вно научился бы.
И я тоже, - подхватил Джо. – Плевое дело!
Разговор прод…лжался, но вскоре он начал чуть ув…дать, прерыват…ся. Паузы стали дл…ннее. П…раты сплевывали все чаще и чаще. Несм…тря на все их усилия, им заливало горло, и каждый ра… после этого нач…нало ужас?но т...шнить. Оба сильно побл…днели, и ви… у них был очень жалкий. У Джо выпала тру…ка из ослабевших пальцев, у Тома тоже… Наконец Джо выг…ворил расслабленным гол…сом:
Я пот…рял ножик… Пойду поищу…
Том др…жащими губами произнес, зап…наясь:
Я п…могу тебе. Ты иди в эту стор…ну, а я туда… к ручью… Нет, Гек, ты не х…ди за нами, мы сами найдем.
Примерный контрольный вариант текста.
Том, Джо отравились.
После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком…
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
- Да это совсем легко! Знай я это раньше, я давно научился бы.
- И я тоже, - подхватил Джо. – Плевое дело!
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще. Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже… наконец Джо выговорил расслабленным голосом:
- Я потерял ножик… Пойду поищу…
Том дрожащими губами произнес, запинаясь:
- Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда… к ручью… Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.
8. Подведение итогов урока.