Пояснительная записка
Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные уроки для формирования коммуникативных умений учащихся.
Материал курса основывается на знаниях учащихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений.
Элективный курс “Знакомство с профессией журналиста” предлагается для учащихся 9 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Программа рассчитана на 10 часов учебного времени.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Материал курса разбит на блоки:
1. Теоретическая часть (лекции, беседы, сообщения):
А. Общее понятие о журналистике (специализация, качества)
Б. Общее понятие о газете (композиция, рубрики, жанры)
В. Запуск деловой игры (рейтинговая система с набором баллов)
2. Практическая часть (деловые и ролевые игры):
а. Подготовка и проведение интервью, репортажа
б. Выполнение заданий, связанных с деятельностью журналиста
(аналитическая работа с газетой, написание статей)
3. Подведение итогов (деловая игра):
А. Коллективный выпуск и защита номера стенгазеты
Б. Определение рейтинга каждого участника игры (подсчет карточек “ГОНОРАР”)
В. Награждение учащихся с вручением им сертификатов окончании курса
Новизна курса состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.
Основной задачей курса является:
- познакомить с основами профессии журналиста,
- закрепить навыки грамотности, речевой культуры,
- научить писать сочинения разных жанров,
- совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации,
- развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения,
- содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость),
- сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой профессии
Цели курса:
1 уровень
Учащиеся должны иметь представление
- о профессии журналиста в целом,
- об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,
- о том, что такое газета и ее основных рубриках,
- о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).
2 уровень
Учащиеся должны знать
- объекты, предметы, цели, задачи курса,
- понятия, определения, термины (см.понятийный аппарат),
- особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
- что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),
- особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
- основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.
3 уровень
Учащиеся должны уметь
- определять основные специальности журналистской деятельности
- определять основные качества журналиста
- написать газетную статью в основных жанрах:
- заметка о каком-либо культурном событии,
- статья на нравственно-моральную тему,
- репортаж о спортивном мероприятии,
- интервью с интересным человеком,
- 4. посетить картинную галерею, спортивное мероприятие, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,
- смоделировать и выпустить один тематический номер стенгазеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
4 уровень
Учащиеся должны овладеть целями 3 уровня.
Задачи:
- познакомить с основами профессии журналиста,
- сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой профессии,
- содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость),
- совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи,
- закрепить навыки:
- написания сочинений разных жанров,
- грамотности (орфографии и пунктуации)
- редактирования сочинения
Ожидаемые результаты:
- Расширение кругозора учащихся,
- Более высокие результаты по развитию речи и литературе,
- Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики,
- Интерес к профессии журналиста,
- Воспитание активной гражданской позиции.
Критерии отслеживания программы:
- Повышение мотивации к обучению русского языка и литературы
- Развитие творческих способностей учащихся
- Посещение культурных, спортивных мероприятий, встречи с интересными людьми
- Написание сочинений разного жанра
- Создание и выпуск одного номера школьной стенгазеты силами учащихся
Описание разделов программы.
1. Введение в журналистику:
А. Знакомство с профессией журналиста (1 час)
Цель: 1. 1,2. П.1,2,5,6. Ш.1,2.
- основные составляющие профессии журналиста
- профессиональные качества, умения и возможности журналиста
- морально-этические качества журналиста
Б. Основные понятия о газете (история, назначение, структура) (1 час)
Цель: 1.1,2.П.1,2,3,4.
- Композиция (строение) газеты
- Основные рубрики газеты
- Основные жанры газетной статьи (заметка, интервью, репортаж)
В. Запуск рейтинговой игры “Акулы пера”
* Объяснение правил игры
* Система рейтинговых карточек “Гонорар”
П. Мы журналисты (система деловых и ролевых игр) (5 часов)
Цель: 1.1,2.П.2,5,6.Ш.1,2,4.
- Как правильно собирать, отбирать и редактировать полученный материал
- Как подготовиться к работе (информированность, составление списка вопросов, оснащенность)
- Культура и этика поведения журналиста во время работы
- Посещение учащимися культурного мероприятия (выставка, музей, спектакль, концерт или др.) в качестве корреспондента
- Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера
- Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера
Ш. Выпуск и защита школьной стенгазеты (3 часа)
Цель: 1.3,4.П.2,3,4. Ш.3,5.
- Выбор тематики номера
- Написание сочинений в основных газетных жанрах (заметка, репортаж, интервью)
- Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок
- Создание композиции газетного материала
- Редактирование и оформление выпуска