Цель урока: формирование умений:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
3) правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: толковые словари русского языка; учебник; сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку (изложения; обучающая программа-презентация “Бессоюзное сложное предложение”; компьютер.
Методические приемы: проверка домашнего задания: чтение отрывков из творческих работ учащихся; аналитическая беседа по тексту изложения; словарная работа; элементы комплексного анализа текста; замена части предложения синонимичными конструкциями (богатство синтаксической синонимии); составление схем предложений, наблюдения над интонацией бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания между его частями; подведение итогов урока; запись домашнего задания; работа с использованием компьютерной презентации.
Ход урока
I. Орг. момент.
Объявление темы и цели урока. (Слайд 1).
II. Проверка домашнего задания.
III. Словарная работа. (Слайд 2).
Кросс, компромисс, конгресс, прогресс, процесс, экспресс.
Запишите слова в тетрадь. Объясните их значения. Устно составьте предложения с этими словами. Что объединяет эти слова в их написании? (Удвоенная буква С.). – (Слайд 3). Запомните правописание этих слов. Если вы сомневаетесь в написании слов с удвоенными согласными, можно обратиться к словарю (демонстрация словаря “Слова с удвоенными согласными”).
IV. Изучение новой темы.
(Слайд 4). Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их. (Слайды 5-8).
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя порядок в предложении? (Слайд 9).
Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. А в этом предложении какое сказуемое нельзя заменить? (Третье – пели). Остановимся на первом варианте. (Слайд 10).
Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?
Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
Проверьте предложение. (Слайд 11.)
Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].
Попробуйте дать определение бессоюзному сложному предложению.
(Слайд 12.)
В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.
(Слайд 13). Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в зависимости от знака препинания?
Прозвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок - начался урок.
1 – интонация перечислительная. , .
2 –предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в 1 предложении. , .
3 – интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2. ,
V. Закрепление материала. Анализ текста.
Бессоюзные сложные предложения с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
Запишем под диктовку текст.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).
Проверьте записанный текст. (Слайд 14).
Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой? (Слайд 15).
(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).
VI. Подведение итогов.
Итак, какие предложения называются бессоюзными?
Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой? (Слайд 16).
VII. Запись домашнего задания. (Слайд 17).
Прочитайте § 216, выучите п.1. Упр.170. Разбор задания к упражнению.
Оценки за урок.
До свидания. Спасибо за урок. (Слайд 18).