Пояснение: данный урок проводится с “рабочим листком” (См. приложение 1).
Цель – подготовка учащихся к написанию сочинения – описания водоема через знакомство с произведениями изобразительного искусства, литературы, содержащими описание водоема.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями описания водоема.
2. Развивать речь учащихся, их творческие способности, умение собирать и систематизировать языковой материал.
3. Воспитывать чувство любви к родному краю, прекрасному.
Оборудование: репродукции картин, художественные фотографии водоемов, запись звуков моря.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Вступительная беседа.
- Сегодня на уроке мы готовимся к сочинению – описанию. Вспомним, что такое описание. Для этого найдите в “рабочем листке” определение описания, прочитайте его про себя, вставьте пропущенные слова. (Проверка).
- Вы сами сможете определить предмет описания после того, как послушаете текст. Закройте глаза, представьте себе картину, созданную писателем. (Звучат музыка, передающая движение и звуки моря).
Б. Шергин
“Двинская Земля”
Родную мою страну обходит с полуночи великое Студеное море.
В море долги и широки пути, и высоко под звездами ходит и не может стоять. Упадут на него ветры, как руки на струны, убелится море волнами, что снег.
Гремят голоса, как голоса многих труб, - голоса моря, поющие ужасно и сладко. А пошумев, закинет свои тысячеголосые уста и глаже стекла изравниться.
Глубина океана – страшна, немерна, а будет столь светла, ажно и рыбы ходящие видно.
В нашей стране – вода начало и вода конец.
Воды рождают, и воды погребают….Море поит и кормит.
- Что вы представили? Какое море вы увидели? Текст посвящен Студеному морю, так в старину на Севере называли Северный Ледовитый океан. И именно о нем идет речь в произведении Б. Шергина “Двинская Земля”, отрывок из которого прозвучал.
- Какой тип данного текста? Что описывается?
- Как одним словом можно назвать море, океан? \ водоем \
- Для определения значения данного слова обратимся к его строению. Сколько корней в слове? Подберите однокоренные слова к 1 и 2 корню. Значение слова “водоем” складывается из двух значений: вода и емкость. Дайте определение слова. Проверим себя по толковому словарю. Запишите определение в “рабочий листок”. Назовите, какие виды водоемов вы знаете. Какие находятся в нашей области?
3. Объявление темы и цели урока.
- Тема урока “Подготовка к сочинению – описанию водоема.
- Как вы думаете, есть ли особенности в описании водоема?
- Цель урока – познакомиться с особенностями описания водоема. Запишите цель в “рабочий листок”.
4. Объяснение нового материала.
- В ходе урока мы также будем собирать интересные высказывания, образные выражения, которые помогут вам в описании водоема. Наши “находки” будем записывать в “Творческую копилку” на “рабочем листке”.
- Начнем знакомиться с особенностями описания водоема с беседы по репродукциям картин, которые вам представлены. Это работы известных художников прошлого и настоящего, разных стилей и направлений. Эти работы не похожи друг на друга, но в то же время есть что-то их объединяющее. Что?
- Действительно, посмотрите, на всех представлены водоемы, но как по-разному они изображены.
- Свои ощущения от восхода солнца над морем смог изобразить французский художник Клод Моне в картине “Впечатление. Восход солнца”.
- Широко известна картина “Весна – большая вода” русского пейзажиста И. Левитана. Картина написана сочными мазками, ярко, празднично. Все подчеркивает величие, красоту родной природы.
- Картина узбекского художника Урала Тансыкбаева “Сырдарья” представляет величественную панораму долины могучей среднеазиатской реки.
- На полотнах С. Щедрина виды морских побережий, дома, лодки и живописные гроты соразмерны человеку, полны внутренней гармонии и простоты. Таков и этот пейзаж “на острове Капри”.
- Одной из самых прославленных картин выдающегося русского художника В. Поленова является “Золотая осень”, написанная им в те годы, когда он жил на берегу Оки. Именно Ока и запечатлена на этой картине.
- А в картине знаменитого французского художника В. Ван Гога “Море в Сент-Мари” мы видим беспокойную водную стихию, такую же как и душа самого художника.
- Можно много еще говорить о прекрасных полотнах Айвазовского, Дерена и других знаменитых художников, но несомненно лишь одно – все они чувствовали и любили природу.
- Какая картина вам понравилась? Почему? Что поразило вас: краски, образы или настроение?
- Художники пишут красками, а мы должны описать водоем словами, например, так, как это представлено в текстах – описаниях, предложенных вам. Работать будем по группам. Задание – соотнести текст с картиной, подчеркнуть интересные высказывания, которые можно использовать для методической копилки. /Проверить задание, записать высказывания \ (Тексты смотри в приложении 2).
- Обратите внимание, какие разные словосочетания, описывающие воду: то она сиренево-сизая, то синяя, то почти белая. От чего это зависит?
-Это 1 особенность описания водоема. Запишем в “рабочий листок”: состояние водоема зависит от времени года, времени суток, от погоды.
- Водоем – это не только вода. Какие части можно выделить на этих картинах? (Вода, берега, небо). Запишите их в “рабочий листок”. Чтобы рассказать о водоеме, необходимо описать воду, небо и берега. Это 2 особенность, которую надо учитывать при описании водоема.
- Рассмотрим фотографии, на которых представлено море. Какое время года? Одинаковая ли погода? Какое время суток? Посмотрите, как меняются вода и небо в зависимости от времени суток.
- Подберите прилагательные и причастия, которыми можно описать воду, небо. (Ответы записывают в “рабочий листок”). Обратите внимание, что при описании воду и неба мы используем много одинаковых слов. Почему? Действительно, вода и небо похожи. Это 3 особенность описания водоема.
- Какие особенности описания водоема мы выделили?
5. Работа с текстом.
- Перед вами текст Татьяны Богдановой “На берегу Белого моря”. (См. приложение 3). Прочитайте его, сформулируйте и запишите в “рабочий листок” тему и основную мысль текста, определите тип речи. \ Проверка \.
- Описание строится по определенной схеме. (В качестве напоминания она представлена на “рабочем листке”). Из каких частей состоит описание?
- Прочитаем первый абзац. Что в нем представлено? (Объект речи).
- Как можно озаглавить эту часть?
- О чем говорится в основной части? ( О характерных признаках предмета). Назовите их. Основная часть состоит из 3 частей, озаглавьте их, отразив в них характерные признаки Белого моря.
- Какую оценку дает автор объекту речи? Озаглавьте эту часть текста.
- Опираясь на план, рассмотрим, как в данном тексте представлены особенности описания водоема. Учитывала ли автор данные особенности?
-Выпишите в “Творческую копилку” словосочетания из текста.
6. Творческое задание.
- А теперь самый сложный, но в то же время самый интересный этап урока – творческий. Каждому из вас предложена карточка. (Разноуровневые задания. См. приложение 4).
Выполнение и проверка заданий. Запись словосочетаний в “Творческую копилку”.
7. Подведение итогов.
- Какую цель урока мы ставили? Достигли ли мы ее? На сколько вы усвоили материал, будет видно из ваших сочинений. Домашнее задание: написать сочинение – описание водоема, отразив в нем те особенности, которые мы сформулировали на уроке.
- Выставление оценок.