Цели урока:
- Обучающая: закрепить и углубить понятие лирической миниатюры.
- Развивающая: продолжить формирование творческого видения и художественной речи, уметь использовать художественные образы прочитанных произведений.
- Воспитывающая: вызвать интерес к произведениям русских писателей.
План урока.
- Вступительное слово учителя.
- Чтение наизусть стихотворений собственного сочинения.
- Работа по теме урока.
- Написание миниатюры о зиме.
Словарная работа на уроке: описание, лирическая миниатюра.
Оборудование: иллюстративный материал по теме “ Зима”, грамзапись миниатюры Г. Свиридова “ Времена года”.
Ход урока
На доске записан эпиграф к уроку.
Чародейкою - зимой
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромой,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит… (Ф. Тютчев)
1. Вступительное слово учителя.
(Звучит запись миниатюры Г. Свиридова).
- Тема сегодняшнего урока “Зимний пейзаж”. Всё, что мы с вами скажем о зиме, вам пригодится при написании сочинения, в котором попробуем применить художественные средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Так будем же предельно внимательны к слову.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
На третье в ночь,
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром
Всё ярко, всё бело кругом…
- Так А. С. Пушкин описывал зиму в романе “Евгений Онегин”.
- Какой мы увидели зимушку? (ответы учащихся).
- А ваша зима столь же прекрасна, как и у Пушкина?
2. Чтение наизусть стихотворений собственного сочинения (задание ребята получали заранее).
Комментарии учителя.
3. Работа по теме урока.
- Когда вам говорят “зима”, “ зимний пейзаж” какие ассоциации у вас возникают?
(устные ответы).
- А хорошо ли вы знаете значение тех слов, о которых сейчас говорили?
Лексический диктант.
(Учитель читает значение слова, а ученики пишут слова).
Снег - атмосферные осадки.
Метель – сильный ветер со снегом.
Вьюга – снежная буря.
Пороша – свежий слой снега.
Иней – тонкий слой ледяных кристалликов.
Сугробы – наметённые ветром кучи снега.
Снежинка – пушинка, кристаллик снега.
Заморозки – лёгкий утренний мороз.
Узоры – рисунки, являющиеся сочетанием линий.
Подбор синонимов.
Метель- пурга, снегопад, вьюга, пороша, снегопад, буран.
Сиять – сверкать, блестеть, гореть, искриться.
Упражнения на развитие фантазии, образности, выразительности.
Слово учителя.
- Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно. Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что–то замечательное, удивительное. Это непросто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия писателя. Давайте учиться.
Задание 1.
- Деревья в снегу, в инее. Представьте их.
А на что они похожи?
(на цветок, на огромную снежинку, на лохматого человека со взъерошенными волосами, на кораллы, на одуванчик, на паутину, на шаль…).
Задание 2.
- Снежинка. Какая она?
По величине…
По состоянию поверхности…
По цвету…
По восприятию…
По весу…
(белая, невесомая, пушистая, лёгкая, красивая, мохнатая…).
Задание 3.
Соревнование на самое необычное сравнение.
- На что похожа снежинка?
(на ёжика, на еловые лапки…).
Задание 4.
- Ребята, давайте вспомним ,что такое миниатюра.
- Напишите миниатюру о снежинке.
План.
1. Общее впечатление.
2. Указание на признаки, детали.
3. Отношение к предмету.
Чтение 2-3 миниатюр.
Какая крупная снежинка села на мою ладонь. Лохматая, она была похожа на блестящую пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, напоминающих еловые лапки, а середина была, словно крошечная звёздочка.
Работа над средствами художественной выразительности.
- Ребята, а известны ли вам поэты и писатели, которые говорили о природе?
_ Удаётся ли им описать предмет так, что мы, читая, будто видим всё и находимся в том лесу или на той полянке?
(применение эпитетов, олицетворений, сравнений).
Обращение к эпиграфу.
- Какая зима? Почему?
- За счёт чего достигается картина спокойствия, тишины?
Игра “Продолжи строчку”.
- Хорошо ли вы знаете стихотворения о зиме? Давайте проверим с вами знание стихотворений А. С. Пушкина.
(на столах у детей распечатки со стихами).
1) Вот север, тучи нагоняя,
_______ ,_______ - и вот сама
Идёт_______________ .
Пришла, ____________ , клоками
__________________________;
Легла______________ коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с __________ рекою
Сравняла _________ пеленою;
_________ мороз. И рады мы
______________ матушки- зимы.
2) Вечор, ты помнишь, ____________,
На мутном небе _________________,
Луна, как _______________________,
Сквозь тучи _____________________.
3) Мороз и солнце; ________________ !
4) Сквозь ____________ туманы
Пробирается луна,
На _____________ поляны
Льёт печальный свет она.
- Ребята, найдите в данных отрывках эпитеты, олицетворения, сравнения. Зачем автор использует их?
Художественные средства выразительности в прозаических произведениях.
Выполнение учащимися упражнения № 257 из учебника “ Развитие речи” под редакцией Никитиной.
- Прочитайте описания. Выберите из них одно такое, которое вам хотелось бы иллюстрировать,
- Какие сравнения, эпитеты помогают вам ярче представить картины?
Объяснительный диктант с творческим заданием: распространите предложения средствами художественной выразительности (текст на доске).
В (зимнем) лесу под (огромными, пушистыми) ёлками лежит (белый) снег. Какая красота! Все деревья оделись в (новый ) наряд, а кустарники стали (большущими, круглыми), как (шары). Старушка- ель накинула поверх (зелёного) пальто (лёгкую) шаль; берёза надела (подвенечное ) платье и стоит, словно (невеста). Снежинки горят (золотым) огнём, когда попадают в столб солнечного света.
Домашнее задание.
- Напишите сочинение о зиме. А что необходимо использовать в своей работе, чтобы сочинение получилось интересным, выразительным?
- Прежде чем писать сочинение, подумайте, какая будет у вас зима, а пора…
Подберите эпитеты, сравнения, олицетворения к словам: зима, пора, снег, берёза, дни, а затем только приступайте к своей работе. Хороших вам сочинений!