Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Зимний пейзаж"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обучающая: закрепить и углубить понятие лирической миниатюры.
  2. Развивающая: продолжить формирование творческого видения и художественной речи, уметь использовать художественные образы прочитанных произведений.
  3. Воспитывающая: вызвать интерес к произведениям русских писателей.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Чтение наизусть стихотворений собственного сочинения.
  3. Работа по теме урока.
  4. Написание миниатюры о зиме.

Словарная работа на уроке: описание, лирическая миниатюра.

Оборудование: иллюстративный материал по теме “ Зима”, грамзапись миниатюры Г. Свиридова “ Времена года”.

Ход урока

На доске записан эпиграф к уроку.

Чародейкою - зимой
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромой,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит… (Ф. Тютчев)

1. Вступительное слово учителя.

(Звучит запись миниатюры Г. Свиридова).

- Тема сегодняшнего урока “Зимний пейзаж”. Всё, что мы с вами скажем о зиме, вам пригодится при написании сочинения, в котором попробуем применить художественные средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Так будем же предельно внимательны к слову.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
На третье в ночь,
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром
Всё ярко, всё бело кругом…

- Так А. С. Пушкин описывал зиму в романе “Евгений Онегин”.

- Какой мы увидели зимушку? (ответы учащихся).

- А ваша зима столь же прекрасна, как и у Пушкина?

2. Чтение наизусть стихотворений собственного сочинения (задание ребята получали заранее).

Комментарии учителя.

3. Работа по теме урока.

- Когда вам говорят “зима”, “ зимний пейзаж” какие ассоциации у вас возникают?

(устные ответы).

- А хорошо ли вы знаете значение тех слов, о которых сейчас говорили?

Лексический диктант.

(Учитель читает значение слова, а ученики пишут слова).

Снег - атмосферные осадки.

Метель – сильный ветер со снегом.

Вьюга – снежная буря.

Пороша – свежий слой снега.

Иней – тонкий слой ледяных кристалликов.

Сугробы – наметённые ветром кучи снега.

Снежинка – пушинка, кристаллик снега.

Заморозки – лёгкий утренний мороз.

Узоры – рисунки, являющиеся сочетанием линий.

Подбор синонимов.

Метель- пурга, снегопад, вьюга, пороша, снегопад, буран.

Сиять – сверкать, блестеть, гореть, искриться.

Упражнения на развитие фантазии, образности, выразительности.

Слово учителя.

- Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно. Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что–то замечательное, удивительное. Это непросто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия писателя. Давайте учиться.

Задание 1.

- Деревья в снегу, в инее. Представьте их.

А на что они похожи?

(на цветок, на огромную снежинку, на лохматого человека со взъерошенными волосами, на кораллы, на одуванчик, на паутину, на шаль…).

Задание 2.

- Снежинка. Какая она?

По величине…

По состоянию поверхности…

По цвету…

По восприятию…

По весу…

(белая, невесомая, пушистая, лёгкая, красивая, мохнатая…).

Задание 3.

Соревнование на самое необычное сравнение.

- На что похожа снежинка?

(на ёжика, на еловые лапки…).

Задание 4.

- Ребята, давайте вспомним ,что такое миниатюра.

- Напишите миниатюру о снежинке.

План.

1. Общее впечатление.

2. Указание на признаки, детали.

3. Отношение к предмету.

Чтение 2-3 миниатюр.

Какая крупная снежинка села на мою ладонь. Лохматая, она была похожа на блестящую пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, напоминающих еловые лапки, а середина была, словно крошечная звёздочка.

Работа над средствами художественной выразительности.

- Ребята, а известны ли вам поэты и писатели, которые говорили о природе?

_ Удаётся ли им описать предмет так, что мы, читая, будто видим всё и находимся в том лесу или на той полянке?

(применение эпитетов, олицетворений, сравнений).

Обращение к эпиграфу.

- Какая зима? Почему?

- За счёт чего достигается картина спокойствия, тишины?

Игра “Продолжи строчку”.

- Хорошо ли вы знаете стихотворения о зиме? Давайте проверим с вами знание стихотворений А. С. Пушкина.

(на столах у детей распечатки со стихами).

1) Вот север, тучи нагоняя,

_______ ,_______ - и вот сама

Идёт_______________ .

Пришла, ____________ , клоками

__________________________;

Легла______________ коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с __________ рекою

Сравняла _________ пеленою;

_________ мороз. И рады мы

______________ матушки- зимы.

2) Вечор, ты помнишь, ____________,

На мутном небе _________________,

Луна, как _______________________,

Сквозь тучи _____________________.

3) Мороз и солнце; ________________ !

4) Сквозь ____________ туманы

Пробирается луна,

На _____________ поляны

Льёт печальный свет она.

- Ребята, найдите в данных отрывках эпитеты, олицетворения, сравнения. Зачем автор использует их?

Художественные средства выразительности в прозаических произведениях.

Выполнение учащимися упражнения № 257 из учебника “ Развитие речи” под редакцией Никитиной.

- Прочитайте описания. Выберите из них одно такое, которое вам хотелось бы иллюстрировать,

- Какие сравнения, эпитеты помогают вам ярче представить картины?

Объяснительный диктант с творческим заданием: распространите предложения средствами художественной выразительности (текст на доске).

В (зимнем) лесу под (огромными, пушистыми) ёлками лежит (белый) снег. Какая красота! Все деревья оделись в (новый ) наряд, а кустарники стали (большущими, круглыми), как (шары). Старушка- ель накинула поверх (зелёного) пальто (лёгкую) шаль; берёза надела (подвенечное ) платье и стоит, словно (невеста). Снежинки горят (золотым) огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Домашнее задание.

- Напишите сочинение о зиме. А что необходимо использовать в своей работе, чтобы сочинение получилось интересным, выразительным?

- Прежде чем писать сочинение, подумайте, какая будет у вас зима, а пора…

Подберите эпитеты, сравнения, олицетворения к словам: зима, пора, снег, берёза, дни, а затем только приступайте к своей работе. Хороших вам сочинений!