Средства субъективизации на уроках русского языка. Конспект урока в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Обучение русскому языку средствами субъективизации позволяет часть функций учителя передать ученику. Ребенку предоставляется право быть субъектом учебного процесса. Интерес к лингвистике у него резко возрастает, обучение становится увлекательным и эффективным, интенсивно развивается устная речь, существенно повышается орфографическая грамотность и общий интеллектуальный уровень.

В основе обучения средствами субъективизации лежит взаимосвязанное сочетание антиципации (предвидения, предопределения учеником своих учебных действий), целенаправленного развития логического мышления учащихся и повышения их речевой активности. Этому способствует система интеллектуально-лингвистических упражнений, направленных на развитие важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности и др. Учащиеся, ненавязчиво направляемые учителем, с высокой степенью самостоятельности определяют и озвучивают тему и цель урока, активно участвуют в составлении учебных заданий, формулируют выводы и обобщения.

Урок начинается с мобилизационного этапа, на котором перед учителем стоит задача включить в работу такие важнейшие интеллектуальные качества, как внимание и память. Это самый сложный этап. Задания каждый раз должны быть новыми, неожиданными, вносить в урок “изюминку”. На основе повторения ранее изученного материала ученик самостоятельно формулирует тему и цель урока. В этот момент у него создается установка на ее реализацию, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей на остальных этапах.

Во время изучения нового материала эффективность работы подкрепляется за счет использования исследовательских методов. Учитель готовит исходный учебный материал, предусматривая последовательность мыслительных операций, а на уроке направляет действия ученика. Учащиеся, осуществляя практические действия, поэтапно формулируют новое правило или определяют понятие. Затем привлекается материал учебника, сравнивается с выводами детей и, возможно, дополняется.

Выполняя упражнения на закрепление изученного, школьник совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и включает разные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Это реализуется через постановку нетрадиционных заданий и необычной компоновки языкового материала. Ко многим упражнениям учащиеся придумывают задания самостоятельно. Таким образом, одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие ученика.

Итог урока – это выделение детьми основного, о чем шла речь в отведенное учебное время. Учитель предлагает еще раз повторить правило, но при этом усложняет задание (в данном случае надо рассказать о собирательных числительных без плана).

На мой взгляд, реализация принципов субъективизации на уроках русского языка дает положительные результаты, так как на протяжении всего урока поддерживается внимание и интерес детей, повышается их активность и осознанность действий, интенсифицируется интеллектуальное и речевое развитие.

ТЕМА: “СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ”

1. Мобилизующий этап.

На доске запись: семнадцать рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, три четверти пути, трое суток, пятнадцать дней.

Учитель: Прочитайте словосочетания.

(Задание выполняется).

Сгруппируйте словосочетания по принципу “третий лишний” так, чтобы в каждой группе были количественные и дробные числительные.

Ученик: Можно объединить словосочетания

  • семнадцать рублей, две десятых урожая, пятеро друзей
  • пятнадцать дней, три четверти пути, трое суток

2. Формулирование темы урока.

Учитель: Прочитайте “лишние” словосочетания. Назовите числительные. Что они обозначают?

(Слушаются ответы).

Действительно, числительные пятеро, трое обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое, объединяются, группируются, собираются.

А теперь, используя последний употребленный мною глагол, подумайте, как может называться этот разряд числительных, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик: Этот разряд числительных может называться собирательные. Значит, тема сегодняшнего урока: “Собирательные числительные”.

(Тема урока фиксируется учителем на доске).

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорные фразы:

Цели:

1) повторить все, что . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2) познакомиться с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3) учиться правильно…………. в речи………….

Ученик: Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о числительном, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Работаем над первой целью урока. Расскажите, что вы знаете о числительном, опираясь на вопросы-схемы. Отвечаем “по цепочке”.

На доске запись:

ИЧ - …………,которая обозначает……. . ……. . ………и отвечает ……. ?. . . . . . . . . . . ?

  1. ИЧ делятся на ………и……. .
  2. В ИЧ могут быть ………. . .
  3. КЧ могут обозначать: а)……. . б)……… в)……. . .
  4. Простые ИЧ состоят из………. , составные………. .
  5. КЧ, обозначающие целые числа, изменяются по ……… .
  6. В числительных от 5 до 19 пишется буква и в ……,……. . и ……. падежах.
  7. В числительных 40, 90, 100 во всех падежах, кроме И и В пишется буква……
  8. У составного КЧ, обозначающего целое число, склоняются …….
  9. Слова полтора, полтораста относятся к ………. числительным.
  10. Первая часть склоняется , как числительное, обозначающее целое число, вторая часть – как прилагательное во мн. ч. при склонении………. . числительных.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Мы повторили все, что мы знаем о числительных. Начнем работу над второй целью урока и поговорим о собирательных числительных.

Карточка № 1

Собирательные числительные
Образуются Сочетаются
друг котенок ножницы
Два

Три

Четыре

….

….

….

….

….

десять

       

Учитель: Рассмотрите таблицу. Сформулируйте несколько последовательно идущих заданий к таблице.

Ученик:

1. Надо от количественных числительных, обозначающих целые числа, образовать собирательные числительные.

2. Употребить собирательные числительные с указанными существительными.

(Задание выполняется коллективно).

Учитель: Что обозначают существительные, с которыми сочетаются собирательные числительные?

Ученик: Собирательные числительные сочетаются с существительными, которые обозначают лиц мужского пола, детенышей животных и существительными, употребляющимися только во множественном числе.

Учитель: Сколько в русском языке собирательных числительных, образованных от количественных?

Ученик: В русском языке 9 собирательных числительных, образованных от количественных: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Учитель: С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

Ученик: Собирательные числительные сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных, существительными, употребляющимися только во множественном числе.

Учитель: Сделайте вывод.

На доске план.

  1. Что обозначают собирательные числительные?
  2. От чего образуются собирательные числительные?
  3. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

(2 ученика повторяют вывод)

Учитель: Прочитайте материал параграфа № 65 и добавьте пункт в этот план.

(Выполняется задание).

Ученик: В план нужно добавить пункт 4. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

(На доске записывается пункт 4)

Учитель: А теперь еще раз расскажите по плану, что мы узнали о собирательных числительных?

5. Закрепление изученного.

Учитель: Приступаем к реализации третьей цели урока. Обратимся к записи на доске.

Р. п. Д. п. И. п.
Трое (ежата, лосята), четверо (брюки, колготки), двое (грабли, лопаты)
Т. п. П. п.
семеро(ученик,ученица), пятеро(сутки, ребята).

Учитель: Сформулируйте задание к этому упражнению.

Ученик: Надо написанные собирательные числительные употребить с данными существительными в указанном падеже.

(Задание выполняется коллективно, один ученик работает у доски).

Учитель: Почему вы не составили словосочетание со словом лопаты?

Ученик: Это существительное употребляется в форме единственного и множественного числа.

Учитель: Почему не использовали слово ученица?

Ученик: Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола. Существительное ученица к ним не относится.

Учитель: В каком словосочетании в окончаниях главного и зависимого слов имеется одна и та же буква, но она обозначает разное количество звуков.

Ученик: В словосочетании двое граблей буква е в слове двое обозначает два звука, а в слове граблей – один.

Учитель: Кроме собирательных числительных двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро в русском языке есть еще одно оба (обе). Как их правильно употреблять, мы сейчас выясним. Прочитайте новую информацию на стр. 133 и в соответствии с ней сформулируйте задание к карточке №2.

Карточка №2

1. На (…) стенах висели стенды.

2. Хорошие отношения установились между (…) государствами.

3. (…) детей, брата и сестру, приняли в секцию.

4. Держись крепче малыш (…) руками сказала мама.

Ученик: Нужно на месте пропусков вставить числительное оба(обе) в нужном падеже. Расставить знаки препинания в 4 предложении.

(Упражнение выполняется, проверяется).

Учитель: Сделайте вывод.

Ученик: К собирательным числительным относятся слова оба(обе).

Учитель: Какую основу имеют эти числительные в косвенных падежах?

Ученик: Собирательные числительные оба(обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу оба, а в женском роде – обе.

Учитель: С какими существительными сочетается числительное обе?

Ученик: Числительное обе сочетается с именами существительными женского рода.

Учитель: Поработаем над орфографией. Назовите орфограмму, которая встречается чаще других.

Ученик: Чаще других здесь встречается орфограмма “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением”.

Стенах-стены, висели-повис, отношения-относится, установились-стали,детей-дети, держись-держит, сказала-скажет.

Учитель: А сейчас непростое задание. Учитывая принадлежность к той или иной части речи, из слов первого предложения составьте цепочку по такому же принципу, который вы использовали при группировке словосочетаний в начале урока.

(Задание выполняется).

Стенах, стенды, висели – первые два слова существительные, лишний глагол.

6. Итог урока.

Учитель: Подведем итог урока. Расскажите все, что мы узнали о числительном, в порядке нашей работы по этой теме без плана.

(Выслушиваются ответы 2-3 учащихся).

Домашнее задание. Карточка №3 . Сформулируйте задание и выполните его.

?

----------------

Особенно легко пр…выкнуть к курению в возр…сте от пяти до семнадцати лет. В России к этой вредной пр…вычке пр…страстились трое из четверых мужчин и сорок процентов женщин. Люди, которые благ…получно м…новали этот опас(…)ный возр…ст и до двадцати одного года (не)отравляли себя табачным дымом, обычно (не)курят всю оставшуюся жизнь. Сигареты еж…годно убивают в нашей стране двести восем…десят тысяч человек. Одна сигарета сокр…щает пр…должительность жизни курильщика на пять и пять д…сятых м…нуты.

№ п/п Имена числительные
Целые числа Дробные Собирательные
1.    
2.  
3.  
4.    
5.    

(Расставить предложения таким образом, чтобы в первом было числительное,обозначающее целое число, во втором – целое и собирательное и т. д. Озаглавить получившийся текст, списать его, вставляя пропущенные буквы).

Тест. Карточка №4.

1. Теоретический материал:

А) все понял(а), могу по плану рассказать о собирательных числительных;
Б) понял(а), но воспроизвести теоретический материал не могу;
В) ничего не понял(а).

2. Практическая часть:

А) могу свободно употреблять в речи собирательные числительные;
Б) иногда ошибаюсь, применяя их в речи;
В) пока не могу свободно употреблять собирательные числительные.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г. А. Бакулина. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка. Журнал “Русский язык в школе” №1 2002 г.
  2. Н. Л. Козырева. Интеллектуальное развитие школьников на уроке русского языка. Журнал “Русский язык в школе” №2 2002 г.
  3. Г. А. Бакулина. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению. Журнал “Русский язык в школе” №4 2002 г.
  4. Г. А. Бакулина. Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями. Журнал “Русский язык в школе” №3 2005 г.