Обучение русскому языку средствами субъективизации позволяет часть функций учителя передать ученику. Ребенку предоставляется право быть субъектом учебного процесса. Интерес к лингвистике у него резко возрастает, обучение становится увлекательным и эффективным, интенсивно развивается устная речь, существенно повышается орфографическая грамотность и общий интеллектуальный уровень.
В основе обучения средствами субъективизации лежит взаимосвязанное сочетание антиципации (предвидения, предопределения учеником своих учебных действий), целенаправленного развития логического мышления учащихся и повышения их речевой активности. Этому способствует система интеллектуально-лингвистических упражнений, направленных на развитие важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности и др. Учащиеся, ненавязчиво направляемые учителем, с высокой степенью самостоятельности определяют и озвучивают тему и цель урока, активно участвуют в составлении учебных заданий, формулируют выводы и обобщения.
Урок начинается с мобилизационного этапа, на котором перед учителем стоит задача включить в работу такие важнейшие интеллектуальные качества, как внимание и память. Это самый сложный этап. Задания каждый раз должны быть новыми, неожиданными, вносить в урок “изюминку”. На основе повторения ранее изученного материала ученик самостоятельно формулирует тему и цель урока. В этот момент у него создается установка на ее реализацию, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей на остальных этапах.
Во время изучения нового материала эффективность работы подкрепляется за счет использования исследовательских методов. Учитель готовит исходный учебный материал, предусматривая последовательность мыслительных операций, а на уроке направляет действия ученика. Учащиеся, осуществляя практические действия, поэтапно формулируют новое правило или определяют понятие. Затем привлекается материал учебника, сравнивается с выводами детей и, возможно, дополняется.
Выполняя упражнения на закрепление изученного, школьник совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и включает разные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Это реализуется через постановку нетрадиционных заданий и необычной компоновки языкового материала. Ко многим упражнениям учащиеся придумывают задания самостоятельно. Таким образом, одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие ученика.
Итог урока – это выделение детьми основного, о чем шла речь в отведенное учебное время. Учитель предлагает еще раз повторить правило, но при этом усложняет задание (в данном случае надо рассказать о собирательных числительных без плана).
На мой взгляд, реализация принципов субъективизации на уроках русского языка дает положительные результаты, так как на протяжении всего урока поддерживается внимание и интерес детей, повышается их активность и осознанность действий, интенсифицируется интеллектуальное и речевое развитие.
ТЕМА: “СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ”
1. Мобилизующий этап.
На доске запись: семнадцать рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, три четверти пути, трое суток, пятнадцать дней.
Учитель: Прочитайте словосочетания.
(Задание выполняется).
Сгруппируйте словосочетания по принципу “третий лишний” так, чтобы в каждой группе были количественные и дробные числительные.
Ученик: Можно объединить словосочетания
- семнадцать рублей, две десятых урожая, пятеро друзей
- пятнадцать дней, три четверти пути, трое суток
2. Формулирование темы урока.
Учитель: Прочитайте “лишние” словосочетания. Назовите числительные. Что они обозначают?
(Слушаются ответы).
Действительно, числительные пятеро, трое обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое, объединяются, группируются, собираются.
А теперь, используя последний употребленный мною глагол, подумайте, как может называться этот разряд числительных, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик: Этот разряд числительных может называться собирательные. Значит, тема сегодняшнего урока: “Собирательные числительные”.
(Тема урока фиксируется учителем на доске).
Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорные фразы:
Цели:
1) повторить все, что . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2) познакомиться с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3) учиться правильно…………. в речи………….
Ученик: Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о числительном, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Работаем над первой целью урока. Расскажите, что вы знаете о числительном, опираясь на вопросы-схемы. Отвечаем “по цепочке”.
На доске запись:
ИЧ - …………,которая обозначает……. . ……. . ………и отвечает ……. ?. . . . . . . . . . . ?
- ИЧ делятся на ………и……. .
- В ИЧ могут быть ………. . .
- КЧ могут обозначать: а)……. . б)……… в)……. . .
- Простые ИЧ состоят из………. , составные………. .
- КЧ, обозначающие целые числа, изменяются по ……… .
- В числительных от 5 до 19 пишется буква и в ……,……. . и ……. падежах.
- В числительных 40, 90, 100 во всех падежах, кроме И и В пишется буква……
- У составного КЧ, обозначающего целое число, склоняются …….
- Слова полтора, полтораста относятся к ………. числительным.
- Первая часть склоняется , как числительное, обозначающее целое число, вторая часть – как прилагательное во мн. ч. при склонении………. . числительных.
4. Изучение нового материала.
Учитель: Мы повторили все, что мы знаем о числительных. Начнем работу над второй целью урока и поговорим о собирательных числительных.
Карточка № 1
Собирательные числительные | ||||
Образуются | Сочетаются | |||
друг | котенок | ножницы | ||
Два Три Четыре …. …. …. …. …. десять |
Учитель: Рассмотрите таблицу. Сформулируйте несколько последовательно идущих заданий к таблице.
Ученик:
1. Надо от количественных числительных, обозначающих целые числа, образовать собирательные числительные.
2. Употребить собирательные числительные с указанными существительными.
(Задание выполняется коллективно).
Учитель: Что обозначают существительные, с которыми сочетаются собирательные числительные?
Ученик: Собирательные числительные сочетаются с существительными, которые обозначают лиц мужского пола, детенышей животных и существительными, употребляющимися только во множественном числе.
Учитель: Сколько в русском языке собирательных числительных, образованных от количественных?
Ученик: В русском языке 9 собирательных числительных, образованных от количественных: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
Учитель: С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
Ученик: Собирательные числительные сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных, существительными, употребляющимися только во множественном числе.
Учитель: Сделайте вывод.
На доске план.
- Что обозначают собирательные числительные?
- От чего образуются собирательные числительные?
- С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
(2 ученика повторяют вывод)
Учитель: Прочитайте материал параграфа № 65 и добавьте пункт в этот план.
(Выполняется задание).
Ученик: В план нужно добавить пункт 4. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
(На доске записывается пункт 4)
Учитель: А теперь еще раз расскажите по плану, что мы узнали о собирательных числительных?
5. Закрепление изученного.
Учитель: Приступаем к реализации третьей цели урока. Обратимся к записи на доске.
Р. п. | Д. п. | И. п. |
Трое (ежата, лосята), четверо (брюки, колготки), двое (грабли, лопаты) | ||
Т. п. | П. п. | |
семеро(ученик,ученица), | пятеро(сутки, ребята). |
Учитель: Сформулируйте задание к этому упражнению.
Ученик: Надо написанные собирательные числительные употребить с данными существительными в указанном падеже.
(Задание выполняется коллективно, один ученик работает у доски).
Учитель: Почему вы не составили словосочетание со словом лопаты?
Ученик: Это существительное употребляется в форме единственного и множественного числа.
Учитель: Почему не использовали слово ученица?
Ученик: Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола. Существительное ученица к ним не относится.
Учитель: В каком словосочетании в окончаниях главного и зависимого слов имеется одна и та же буква, но она обозначает разное количество звуков.
Ученик: В словосочетании двое граблей буква е в слове двое обозначает два звука, а в слове граблей – один.
Учитель: Кроме собирательных числительных двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро в русском языке есть еще одно оба (обе). Как их правильно употреблять, мы сейчас выясним. Прочитайте новую информацию на стр. 133 и в соответствии с ней сформулируйте задание к карточке №2.
Карточка №2
1. На (…) стенах висели стенды.
2. Хорошие отношения установились между (…) государствами.
3. (…) детей, брата и сестру, приняли в секцию.
4. Держись крепче малыш (…) руками сказала мама.
Ученик: Нужно на месте пропусков вставить числительное оба(обе) в нужном падеже. Расставить знаки препинания в 4 предложении.
(Упражнение выполняется, проверяется).
Учитель: Сделайте вывод.
Ученик: К собирательным числительным относятся слова оба(обе).
Учитель: Какую основу имеют эти числительные в косвенных падежах?
Ученик: Собирательные числительные оба(обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу оба, а в женском роде – обе.
Учитель: С какими существительными сочетается числительное обе?
Ученик: Числительное обе сочетается с именами существительными женского рода.
Учитель: Поработаем над орфографией. Назовите орфограмму, которая встречается чаще других.
Ученик: Чаще других здесь встречается орфограмма “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением”.
Стенах-стены, висели-повис, отношения-относится, установились-стали,детей-дети, держись-держит, сказала-скажет.
Учитель: А сейчас непростое задание. Учитывая принадлежность к той или иной части речи, из слов первого предложения составьте цепочку по такому же принципу, который вы использовали при группировке словосочетаний в начале урока.
(Задание выполняется).
Стенах, стенды, висели – первые два слова существительные, лишний глагол.
6. Итог урока.
Учитель: Подведем итог урока. Расскажите все, что мы узнали о числительном, в порядке нашей работы по этой теме без плана.
(Выслушиваются ответы 2-3 учащихся).
Домашнее задание. Карточка №3 . Сформулируйте задание и выполните его.
?
----------------
Особенно легко пр…выкнуть к курению в возр…сте от пяти до семнадцати лет. В России к этой вредной пр…вычке пр…страстились трое из четверых мужчин и сорок процентов женщин. Люди, которые благ…получно м…новали этот опас(…)ный возр…ст и до двадцати одного года (не)отравляли себя табачным дымом, обычно (не)курят всю оставшуюся жизнь. Сигареты еж…годно убивают в нашей стране двести восем…десят тысяч человек. Одна сигарета сокр…щает пр…должительность жизни курильщика на пять и пять д…сятых м…нуты.
№ п/п | Имена числительные | ||
Целые числа | Дробные | Собирательные | |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
(Расставить предложения таким образом, чтобы в первом было числительное,обозначающее целое число, во втором – целое и собирательное и т. д. Озаглавить получившийся текст, списать его, вставляя пропущенные буквы).
Тест. Карточка №4.
1. Теоретический материал:
А) все понял(а), могу по плану рассказать о собирательных числительных;
Б) понял(а), но воспроизвести теоретический материал не могу;
В) ничего не понял(а).
2. Практическая часть:
А) могу свободно употреблять в речи собирательные числительные;
Б) иногда ошибаюсь, применяя их в речи;
В) пока не могу свободно употреблять собирательные числительные.
ЛИТЕРАТУРА
- Г. А. Бакулина. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка. Журнал “Русский язык в школе” №1 2002 г.
- Н. Л. Козырева. Интеллектуальное развитие школьников на уроке русского языка. Журнал “Русский язык в школе” №2 2002 г.
- Г. А. Бакулина. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению. Журнал “Русский язык в школе” №4 2002 г.
- Г. А. Бакулина. Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями. Журнал “Русский язык в школе” №3 2005 г.