Цель: освоение нового понятия “условное наклонение глагола”.
Задачи:
- проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении;
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
- формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации, цветик-семицветик.
Ход урока
I. Интрига.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день - старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает. Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…
1. Что происходит на самом деле? | 2.Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса? |
Проживал, выращивал; сажает, поливает, окучивает… | Умел бы, вырастил бы, исцелил бы… |
действия были (есть) на самом деле | на самом деле этих действий нет. |
II. Движение темы.
1. …Попробуем представить, что произошло бы, если бы к нам в руки вдруг попало волшебное стекло и мы взглянули бы сквозь него на мир?
Наверное, всё, как в сказке, мгновенно бы преобразилось. Мы не узнали бы знакомых с детства мест - так сказочно прекрасны они бы стали; вокруг появилась бы масса интересных вещей, которые мы прежде как-то не замечали, словно они нарочно прятались от нас; краски стали бы яркими, праздничными…
Много чудесного можно было бы увидеть сквозь волшебное стекло.
- На самом ли деле происходит то, что автор предлагает нам увидеть через волшебное стекло?
- При каком условии мы можем это всё увидеть?
Действие, которое может произойти только при определённых условиях, обозначает глагол в форме условного наклонения.
2. Объявление темы урока, цели и задач.
(этому должны научиться)
3. Задание классу.
1) Выпишите из 2 абзаца глаголы в условном наклонении вместе с тем словом, с которым они согласуются.
Всё бы преобразилось, мы не узнали бы, они бы стали, появилась бы масса вещей.
2) Как изменяются глаголы в условном наклонении? (по родам и числам)
4. Работа с раздаточным материалом.
|
- Выпишите глаголы, которые обозначают действия реальные, происходящие на самом деле (сейчас, в прошлом)
(“толк” - употребляется в разговорной речи со значением прош. вр.)
- Выпишите глаголы, которые, обозначают действия, возможные при определённых условиях.
- Определите наклонение, время глагола.
5. Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия?
(обозначает действие возможное, но не реальное)
III. Обобщающая беседа.
Что обозначает глагол в условном наклонении?
Как изменяется глагол в условном наклонении?
Изменяется ли глагол в условном наклонении по временам? Почему?
IV. Образование формы условного наклонения.
1. Рассмотрите опорную запись. Расскажите с ее помощью об образовании глаголов в условном наклонении.
Образование: Глагол в форме прошедшего времени + частица бы |
2. Работа с учебником.
V. Закрепление.
1. Письменное выполнение упражнения по учебнику.
Обратите внимание, что частица бы имеет краткую форму б, пишется раздельно и может находиться как перед глаголом, так и после него. При этом она подчеркивается как сказуемое вместе с глаголом.
2. Письменное выполнение упражнения по учебнику.
Какое значение имеет частица бы? (мечта, желание)
3. Запись предложений под диктовку учителя.
а) Жизнь на Земле угасла бы, если перестало бы светить Солнце.
б) Если растения не получали бы солнечных лучей, они не смогли бы поглощать углерод и насыщать воздух кислородом.
- При помощи какого союза зависимое предложение, выражающее условие, присоединяется к главному?
VI. Работа над развитием речи.
Использование глаголов условного наклонения в речи.
Задание:
1. Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения (устно).
А). Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.
Б). Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные туфли, и он ходил в них, не уставая.
2. Работа с иллюстрациями.
А). При каком условии могло бы произойти действие, о котором рассказывает рисунок?
Б). Составьте сложные предложения с союзом если, употребив глаголы в условном наклонении.
3. “Цветик-семицветик”
А). На каждом лепестке ученик пишет “заветное” желание
1 вариант. Если бы я был президентом…
2 вариант. Если бы у меня было много денег…
3 вариант. Если бы я был волшебником….
Б). Анализ написанных желаний:
- для себя
- для родных и близких;
- для школы
- для всех людей.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: “Если б не учился я в первой средней школе…”