Цели: повторить известные ранее сведения о СПП (основные признаки, средства связи), уметь находить в тексте, определять их стилистическую роль, правильно расставлять знаки препинания, моделировать предложения.
Оборудование: компьютер (возможность увеличить объём тренировочных упражнений, создать яркие зрительные образы, облегчить запоминание, организовать внимание уч-ся).
Виды работы: моделирование предложений, аналитическая работа с текстами, самопроверка, тестирование.
Словарь: нравственный -
- Обладающий внутренними, духовными качествами;
- Соответствующий требованиям высокой нравственности.
Д/з. §26, §205. Напишите рассуждение на тему “Русский язык кажется созданным для поэзии” (П. Мериме).
Конспект урока
I. Целеполагание.
Мы продолжаем начатую в 5 классе серию уроков с использованием ИТ.
Тема нашего урока – “СПП”. Это первый урок из 12 часов, отведённых программой по русскому языку.
? Как вы думаете, почему так много часов отводится для изучения этой темы?
• Действительно сложный материал для изучения.
Цель уроков – научиться находить СПП в тексте, выделять основные признаки, определять границы предложения, средства связи и, следовательно, правильно употреблять в речи и расставлять знаки препинания.
На сегодняшнем уроке
- мы повторим ранее известные сведения о СПП (основные признаки, средства связи),
- продолжим отрабатывать навыки поиска СПП в тексте,
- определять их стилистическую роль,
- правильно расставлять знаки препинания,
- моделировать предложения с помощью компьютера, который прочно и надолго вошёл в нашу жизнь.
II. Ход урока
.Перед вами на мониторах предложения о Пушкине. Это отрывки из статьи известного критика В. Г. Белинского о творчестве великого русского поэта. (См. Приложение1)
? Как вы думаете, почему сегодня мы будем говорить о Пушкине?
• Вчера была годовщина образования Царскосельского Лицея. (19 октября 1811 г.)
• Отр. наизусть (“Воспоминание в Царском Селе”, 1829)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
! Посмотрите на мониторы.
Задание. Из “рассыпанных” частей составьте предложения.
|
Для справок:
|
? Ничего не заметили? Что нужно сделать?
• Части предложений “рассыпаны” - появился вирус. Нужно соединить части в целое предложение.
? Как называется та часть, которую вам необходимо вставить?
• Придаточное предложение.
! Проверим, что получилось. Зачитайте полученные предложения.
• В. Г. Белинский о поэзии Пушкина
1. Однако ж в том, что называют народностью или национальностью его поэзии, мы больше видим его необыкновенно великий художнический такт. 2. Он в высшей степени обладал этим тактом действительности, который составляет одну из главных сторон художника. 3. Если он с такою истиною рисовал природу и нравы даже никогда не виданных им стран, то что же говорить об изображении предметов русских? 4. Мы сказали, что чтение Пушкина должно сильно действовать на воспитание, развитие и образование изящно-гуманного чувства в человеке. 5. Никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем юных читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного поэта, как Пушкин. |
? Что нового узнали о Пушкине?
• Великий художнический такт, с такою истиною рисовал природу и нравы, чтение Пушкина должно сильно действовать, быть воспитателем, нравственный поэт (СМ словарь)
? Что помогло вам правильно выполнить это задание? Чем вы руководствовались?
- Смыслом,
- средствами связи (подч. союзы /если, потому что/ и союзные слова /что, который/),
- вопросами (в чём? какой? при каком условии? что? почему?).
? Так что же такое СПП? (См. информацию на мониторе – Приложение 2)
- Сложные предложения, части которых связаны подч. союзами и союзными словами.
- Подч. связь выражена в синт. зависимости.
- Придаточные предл. подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предл., а также могут стоять после главного, в середине, перед ним.
? Какие предл. соответствуют схеме (на слайде)?
? Чего не хватает в этих слайдах?
• Примеров
! Проверка домашнего задания
Я попросила вас выписать из стих. о Лицее СПП и составить схемы. Давайте проверим. (Самопроверка задания через монитор.)
- Воображал сей день счастливый,
Когда средь вас возник Лицей… [ ], (когда )… (“19 октября”, 1825)
- Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы… (Куда ) и (куда ), [ ]…
(…нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.) (“Воспоминание в
Царском Селе ”, 1829)
? Это всё? Почему так мало у Александра Сергеевича СПП? (Я перечитала, поверьте, очень много стихотворений с этой целью и обратила внимание на тот факт, что СПП действительно немного.)
• Предложения у Пушкина эмоциональные, описательные, ёмкие, информативные.
! Да, действительно, Белинский назвал Пушкина “поэтом картин”, а его поэзию “живописью”.
? А почему произведения критика В. Г. Белинского изобилуют СПП? (Где чаще всего встречаются они?)
- Задача критика – убеждать, доказывать, поэтому Б. использует СПП.
- СПП – там, где необходима логика, аргументация, когда необходимо развивать мысль.
- СПП чаще всего встречаются в публицистическом стиле, в рассуждениях.
Домашнее задание (объяснение).
? Итак, что вы нового узнали о СПП? Что повторили?
- Стилистическая роль СПП в речи (новое).
- Строение (главная и придаточная части), средства связи, вопросы, место придаточного в предложении.
III. Работа с текстом.
(СМ монитор – Приложение 3)Давайте на практике проверим ваши знания, поучимся находить СПП в тексте, определять средства связи, составлять схемы.
Говорят же: “Век живи – век учись”. В школе даются знания, которые помогут вам в жизни. В школе формируется ваш характер, умение общаться. Наконец, в школе вы обретаете настоящих друзей, на всю жизнь. Недаром А. С. Пушкин писал: “ В начале жизни школу помню я…”. А какие у вас останутся воспоминания?
На протяжении 25-ти лет поэт вспоминал Лицей, не терял связи с бывшими одноклассниками, среди которых были декабристы Пущин и Кюхельбекер, поэт Антон Дельвиг, мореплаватель Фёдор Матюшкин, дипломат Александр Горчаков, генерал Вольховский…
! Прочитайте текст. Найдите синонимы к слову школа в этом тексте.
• Лицей, поэтическая родина, учебное заведение, “лицейская республика”.
Выполните следующие задания.
- Озаглавьте текст. (Лицей – поэтическая родина А. С. Пушкина)
- Определить стиль речи. (Публицистический)
- Объяснить роль СПП в тексте. (Аргументация, развитие мысли)
- Выписать СПП, указать средства связи, составить схемы. (Проверка через монитор)
Когда создавался Лицей, предполагалось
набирать в него только детей из богатых
дворянских семей. Но этот принцип не удалось
строго выдержать: дети были по большей части из
семей небогатых. Тщательно отрепетированное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года (священная дата для всех лицеистов). Программа Царскосельского Лицея была, по сути дела, университетской с приоритетом гуманитарных наук в учебных курсах. Устав его впитал идеи времени и предполагал воспитание в духе гражданского служения. Здесь прошли шесть лет жизни юного Александра. Царское Село стало его поэтической родиной. В Лицее обрёл Пушкин большую человеческую дружбу, благодарное воспоминание о которой сохранил на всю жизнь. Именно те годы, когда здесь учился Пушкин и его товарищи, составили славу этого учебного заведения. Неповторимой оказалась созданная тогда вольнолюбивая “лицейская республика”, объединявшая лучших воспитанников. |
IV. Итоги.
? Какие необходимо применить знания, чтобы найти в тексте СПП?
- Части сложного предложения связаны подч. союзами и союзными словами.
- Подч. связь выражена в синт. зависимости.
- Придаточные предл. подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предл., а также могут стоять после главного, в середине, перед ним.
- СПП – там, где необходима логика, аргументация, когда необходимо развивать мысль.
- СПП чаще всего встречаются в публицистическом стиле, в рассуждениях.
V. Тестовое задание
(См. Приложение 4).А теперь проверим вашу практическую грамотность - расставьте недостающие знаки препинания в нескольких предложениях.
Пришло время_когда нужно было
предпринимать что-либо серьёзное _для
образования Александра. Родители будущего поэта обратились к А. И. Тургеневу _чтобы он похлопотал о принятии сына в Царскосельский Лицей. Просьба была исполнена _и дядя _Василий Львович_ повёз Александра в Петербург. Царскосельский парк_ который стал местом постоянных прогулок и игр лицеистов _был наполнен памятниками _в честь русских побед прошлого века. |
? Все ли предложения в этом тесте СПП?
• Кроме 3-го.
! Выставляются оценки за урок и за тестовое задание.
! Спасибо, ребята, за урок. Надеюсь, когда вас спросят об интересных моментах в школе, то вы не забудете вспомнить серию уроков по русскому языку, которые проходили с использованием ИТ.