Использование эпиграфа на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Язык – величайший учитель и наставник. Нельзя не согласиться с мнением Д. С. Лихачева, который считал, что “среди гуманитарных наук, которые преподаются в школе, особенная роль должна отдаваться тем, которые воспитывают нравственность”.

На уроках русского языка формируется личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях. И действует учитель посредством Слова, так как именно Слово – главное орудие педмастерства.

Перед учителями на современном этапе стоят проблемы по повышению интереса к предмету, активности в обучении. Одна из них – использование эпиграфа, как возможность еще одного обращения к Слову.

Прежде чем говорить о технологиях использования эпиграфа, необходимо определить, что же такое эпиграф? Это отрывок из текста, несущий определенную дидактически-воспитательную и познавательную нагрузку, с помощью которого можно раскрыть новую тему, помочь усвоению материала, привлечь школьников к изучаемой проблеме.

Какой материал может быть использован в качестве эпиграфа? Анализируя материалы и педагогический опыт, приходим к выводу, что эпиграфом может служить любой интересный материал.

Как показывает практика, эпиграф применяется в технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме. Вот почему талантливые отечественные методисты (Т. А. Ладыженская, Г. П. Соколова, Е. В. Коротаева и др. ) занимаются проблемой использования эпиграфа.

Как же ввести эпиграф в урок? На каком этапе и с какой целью его применять?

Большинство учителей вводят эпиграф в начало урока, где он становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение.

Схема работы с эпиграфом включает два этапа:

1. Чтение эпиграфа.

Читать может учитель или подготовленный ученик. Выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

2. Обсуждение эпиграфа.

На этом этапе ученикам предлагается осмыслить текст, подумать, как он связан с темой урока, почему именно эти слова являются главными на данном уроке? Окончательные ответы на эти вопросы формулируются в конце урока.

На каком этапе урока использовать эпиграф? Многие учителя вводят его на этапе целеполагания и мотивации, где ученики формулируют цели урока.

На этапе ввода новой темы эпиграф становится ярким приемом включения в активную работу.

Пусть несколько эпиграфов будут записаны на доске одновременно с темой урока.

Предложите ученикам выбрать один, наиболее полно отражающий суть изучаемой проблемы, или сопоставить высказывания с целью выяснения общего и различного. Домашним заданием станет заучивание наизусть мудрых мыслей или подбор своих примеров.

В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относиться и к своей речи, обогащается их словарный запас, содержательнее становятся их творческие работы.

Этап объяснения нового материала – сложное дело. Абсолютно новых тем в каждом классе немного. Приведем пример построения урока, на котором изучалась новая тема “Предложения двусоставные и односоставные”.

На доске эпиграф:Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит “живою водою” всех, кто прикоснется к нему”.

После выразительного чтения высказывания предложим ученикам вопрос:

- Почему именно эти слова записаны на доске? Дети выскажут свои точки зрения. Верной будет та, в которой прозвучит мысль о том, что сегодня на уроке будем работать с произведениями А. С. Пушкина.

Как видим, эпиграф может лишь косвенно отражать суть изучаемой проблемы.

Он помогает перейти анализу языковых явлений на данном уроке.

Далее разберем синтаксически это высказывание, отметим, что оно двусоставное.

Предложим ученикам привести афоризмы из стихов Пушкина, в которых отсутствует подлежащее. Таких примеров много:

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Ученики записывают, подчеркивая грамматическую основу. Здесь важно подчеркнуть, что она состоит из одного главного члена – сказуемого.

После проделанной работы записывается тема урока.

Непременным условием познавательной активности на этапе объяснения нового материала являются вопросы учителя и учащихся.

Например, в качестве эпиграфа записаны слова А. И. Куприна : “Русский язык в умелых руках… ловок, гибок, послушен и выразителен…

Учащиеся должны задать возможные вопросы по записанному предложению.

1. Простое предложение или сложное?

2. Чем осложнено?

3. Почему стоят запятые? и пр.

Такая работа на этапе объяснения нового материала учит анализировать, управлять своими мыслями, учит творчеству.

Эпиграф как функциональный инструмент для передачи знаний о языке может быть использован и на этапе актуализации.

Обратимся к теме “Бессоюзные предложения” в 9 классе.

Урок целесообразно начать с чтения высказывания М. В. Ломоносова: “Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются, итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много. Так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше”.

Зададим ученикам вопрос:

- Чем лучше вид имеют бессоюзные предложения?

Этот вопрос нацеливает на повторение теории по бессоюзному предложению.

Далее знания углубляются в процессе анализа предложений, взятых из классической литературы.

Полифункциональность эпиграфа позволяет ему быть своеобразным выводом из наблюдений над языковым материалом, “мостиком”, позволяющим перейти к закреплению полученных знаний.

Рассмотрим тему урока в 8 классе “Определенно-личные предложения”.

Начнем урок с записи и анализа известного стихотворения А. С. Пушкина:

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный голос твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной.
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.

После записи проводим анализ изобразительно-выразительных средств, поработаем с орфограммами и пунктограммами.

Далее разбираем синтаксически определенно-личные предложения (важно показать, чем выражено сказуемое и как мыслится подлежащее).

Способ выражения сказуемого Примеры
  1. Глагол 1л, наст. вр. , изъявит. наклонения
  2. Глагол 2л, наст. вр. , изъявит. наклонения
  3. Глагол повелительного наклонения
Люблю тебя, Петра творенье!
Восхищаешься красотой чугунных оград
Спой мне песню, как девица за водой поутру шла…

Выводы оформляем в таблице:

Далее создаем алгоритм распознавания определенно-личных предложений.

После составления алгоритма переходим к закреплению.

Приведем слова Ломоносова об этом типе предложений, которые послужат эпиграфом к следующему этапу урока:

“Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит”.

В высказывании говорится о роли определенно-личных предложений.

Поговорим с учениками о стилистических особенностях этих предложений, чтобы они поняли: внимание в определенно-личных предложениях сосредоточено на действии и они часто употребляются в художественной литературе. Важно отметить, что устную и письменную речь определенно-личные предложения делают живой, непринужденной, динамичной и экспрессивной.

Все сказанное подтверждаем примерами, обязательно записывая их.

На рефлексивном этапе, основная цель которого – осмысление результатов работы, их оценка, вновь вернемся к записанному на доске эпиграфу и оценим его соответствие изучаемой теме.

Итак, резюмируя все сказанное, отметим, что технология использования эпиграфа предполагает применение этого приема на разных этапах урока.

Отразим это в схеме:

Эпиграф является прекрасным приемом, для того, чтобы разнообразить уроки русского языка. Он служит не только обучающей, но и развивающей, воспитательной цели урока.

Важно отметить, что эпиграф – частный прием в методике и изучен ещё недостаточно. Много интересного таит в себе эпиграф, что в будущем послужит написанию новых исследовательских работ.

Приложение.