Форма урока: урок-путешествие
Цели:
- Знакомство с эпистолярным жанром
- Формирование навыков письменного речевого общения в определённых сферах жизни.
Задачи:
- Познакомить детей с жанровыми особенностями письма;
- Проанализировать этические нормы, связанные с указанным жанром (жанром письма);
- Научить детей выражать своё душевное состояние с помощью различных изобразительных средств;
- Отработать основные правила написания письма.
Оборудование:
- в центре доски – высказывание Цицерона: “Письма – это беседы с отсутствующими друзьями”;
- вокруг него в хаотичном порядке расположены конверты с ярлычками: “Письмо-обращение”, “Письмо-признание”, “Письмо-послание”, “Письмо-совет”, “Письмо – просьба”, “Письмо-поздравление”, “Письмо-сочувствие”, “Прощальное письмо”, “Воображаемое письмо”, “Дружеское письмо”;
- в правом верхнем углу помещены словарные статьи из Толкового словаря С. И. Ожегова о значениях слова “письмо”
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
Ребята, я очень рада видеть вас всех сегодня на уроке, так как нам вновь предстоит прикоснуться к удивительной тайне… А к какой, я надеюсь, вы уже догадались, посмотрев на доску. Ну а чтобы разгадать тайну, я предлагаю отправиться в путешествие. Итак, вперёд! Первая наша станция – “Размышляй-ка!”
II. Беседа – вовлечение в деятельность. (Станция “Размышляй-ка!)
- О чём, по-вашему, пойдёт речь сегодня на уроке? (о письмах)
- По какому признаку вы догадались об этом? (письма отправляются в конвертах, именно их мы видим на доске)
- Обратите внимание на доску и скажите, о каком значении данного слова пойдёт речь на уроке?
- В начале нашего разговора я сказала, что мы прикоснёмся к тайне. Как вы думаете, как это понятие связано с письмом? (В письме люди передают самое сокровенное, важное для них.)
- Какого содержания могут быть письма? (дети отвечают на вопрос, используя ярлычки на конвертах)
- Каким одним понятием возможно заменить предложенные разновидности писем? (Дружеское письмо)
- А как вам кажется, можно ли читать чужие письма? (Нет, нельзя)
- Как узнать, что у вас в руках чужое письмо? (На конверте должен быть обязательно указан адрес и адресат)
III. Станция “Адресная”.
Используя предложенный образец, дети учатся подписывать адрес на конверте. (образец демонстрируется через мультимедиа)
IV. Станция “Приветствие”.
Адрес мы указали, адресат получил письмо… А какие должны быть самые первые слова в письме? Давайте познакомимся с некоторыми образцами писем и запишем классические формы приветствия (подготовленные ученики читают вслух приветствия из писем, дети записывают приветствия в тетрадь)
- “Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною……” (А. С. Пушкин, “Дубровский”)
- “Шефу корпуса жандармов А. Х. Бенкендорфу. С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга А.С. Пушкин.”
- “Привет всем тем, кто прикоснулся к познанию собственного “Я”. Услышьте меня, не делайте “моих” ошибок…”
Продолжите предложенный перечень своими примерами. (самостоятельная работа детей с последующим озвучиванием)
V. Станция “Прощай-ка”.
- Какие фразы, речевые модели должны быть в конце письма?
Работа детей в парах, по конструированию допустимых моделей прощания. Эту форму работы можно заменить приёмом “Фильтр”: из предложенных моделей выбрать допустимые).
Учитель:
Друг читает письмо… Что ещё, важно для него, кроме приветствия и прощания? Всё в письмах имеет значение: и дата, ибо она должна соответствовать реальному ходу событий, и языковые средства, которые помогут воссоздать нравственные идеалы пишущего и читающего письмо. В наше время сплошной телефонизации жанр письма (эпистолярный жанр) отходит в прошлое. Но только благодаря письму мы можем побеседовать с отсутствующими друзьями. (Обращаемся к высказыванию Цицерона)
VI. Следующая наша станция – “Попытка – не пытка”.
Пользуясь образцами дружеских писем, приготовленными заранее, ребята пытаются написать дружеское письмо. (Наиболее удачные варианты озвучиваются и оцениваются детьми.)
VII. Станция “Итоговая”
Подводится итог урока с оценкой полезности того, о чём говорилось на уроке.
Учитель:
Ребята, большое спасибо вам за работу на уроке. Я думаю, что прикосновение к тайне – всегда интересно, а если это оказывается полезным, то интересно вдвойне. До свидания.