Урок риторики в 5-м классе "Будьте вежливы! Вежливый отказ"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  • познакомить с понятиями отказ, причины отказа, виды отказа;
  • развивать умение выбирать вариант отказа, уместного для той или иной ситуации общения;
  • совершенствовать навыки вежливого общения

Оборудование:

  • учебник
  • рабочая тетрадь
  • зеркало (у каждого учащегося) для речевой разминки
  • карточки для оформления доски:

1) Этап “Речевая разминка

2) Этап “Введение теоретических сведений”

3) Этап “Риторическая практика”

План урока:

I. Организационный момент.

- приветствие;

- посещаемость;

- наличие бейджа;

- проверка готовности:

наличие учебника);

тетради; пенала (+ цв. ручки); линейки – трафарета.

II. Речевая разминка.

С. 82, речевая разминка №6:

“Подышим? Подышим!” (дыхательные упражнения)

Упр. 1 Просчитать до 30, сделав два добора воздуха.

Упр. 2 “Горка”.

Упр. 3 “Насекомые”.

“Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)

“Колечко”, “Проколю щеку”, “Грустно - весело”.

Не запутайся в звуках!” (дифференцированное произнесение близких по артикуляции сочетаний слов (звуков)

Жать – сжать;

рубль лишний;

коридор - коррида.

“Не сломайте язык!” (дикционные упражнения – проговаривание скороговорок)

Самшит, самшит, ты крепко сшит.

Около кола – колокола, около ворот – коловорот.

III. Актуализация знаний

(проверка д/з)

С. 100 – 101, № 133.

Материал данного задания позволяет провести разговор с ребятами о том, что просьба требует не формального, а точного по сути исполнения.

(Шишкин дословно передал Ёлкиной слова попросившего его об этом Петрова, однако его агрессивное поведение (приказ подойти к нему, подбрасывание яблока вверх, словно перед броском, ухмылка, грубый голос, интонирование вопроса – угрозы) произвели обратный эффект).

- Сознательно ли Шишкин избрал именно такую манеру речевого поведения?

IV. Работа по теме.

А) Введение теоретических сведений.

С. 102 - постановка проблемы.

Часто нас о чём-либо просят, но мы не всегда можем выполнить просьбу, а иногда не хотим.

Каким может быть отказ?

Вывод:

Отказ – речевое действие, с помощью которого выражается отрицательная реакция на просьбу.

Причины отказа:

- невозможность выполнить просьбу по причинам личного характера;

- нежелание выполнить просьбу по причинам личного характера.

Виды отказа:

- прямой отказ;

- косвенный отказ;

- отказ – объяснение.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ: Отказ любого вида должен быть вежливым.

Б) Риторическая практика

1) С. 102, № 134. Знакомство с понятием “виды отказа”, “вежливый отказ”.

Анализ сказки “Жадная жаба”

Поиск предложений - просьб и предложений - отказов.

Скрытый отказ: “Покрасить можно… Только…”

Прямой отказ: “Но у нас нет…”, “нет у меня никакого джема…”

Отказ – объяснение: “Не дам. Жалко краску”.

Отказы Жабы прямые, звучат категорично, невежливо, произносятся грубо.

2) С. 103, № 135.

Чтобы отказ стал вежливым, его можно смягчить специальными выражениями.

а) Работа со схемой

“Вежливый отказ”

вежливое слово (выражение) + причина отказа
(благодарность, извинение: (аргументация, объяснение)
(спасибо, извини(те), прости(те);
я бы с удовольствием,
я бы охотно, с радостью,
мне бы очень хотелось, жаль и др.)

б) Учащиеся разыгрывают диалоги с использованием вежливых слов и фраз, указывающих на причину отказа.

3) С. 104, № 136. Выявление различий вежливого отказа от невежливого с точки зрения языковых средств.

Сравнение диалогов из сказки В. Катаева “Цветик-семицветик” выяснить.

Вывод: В невежливом отказе часто употребляются слова, фразеологизмы с отрицательным значением, глаголы с НЕ; в нём нет вежливых слов, отсутствует убедительное объяснение – причина отказа. Невежливый отказ произносится грубым, категорическим тоном.

В вежливом отказе объясняется его причина, он смягчается вводными словами и специальными выражениями, произносится мягким тоном.

! Обратить внимание на мимику, с которой произносятся разные виды отказа.

4) С. 105, № 137. Позволяет выяснить, как характеризует говорящего невежливый отказ.

Работа над диалогом Дяди Фёдора, Пса и Кота.

Вывод: просто так, без причины отказывают в просьбе те, кто плохо относится к людям, не хочет помочь им в трудную минуту, кто больше всех заботится о собственном благополучии.

5) С. 106, № 139.

Анализ отрывка из повести Е. Ильиной “Четвёртая высота” позволяет сделать вывод, что отказ может успокоить, утешить того, кто к вам обратился с просьбой (доктор своеобразно, с юмором отвечает на необычную просьбу Гули). Доктор шутит, но убеждает Гулю в том, что её просьбу нельзя принимать всерьёз и тем самым успокаивает её.

V. Домашнее задание.

С. 107, № 141 (отрывок из М. Твена “Приключения Тома Сойера”)

(анализ отрывка даёт ответ на вопрос: “Как характеризует Тома отказ?”

Том не просто отказывает Бену, а убеждает его в том, что данную просьбу он выполнить не сможет. Приведённые аргументы помогают Тому отказать, но не вступить в конфликт с Беном).

VI. Итог: - Почему иногда приходится отказывать в просьбе?

(причины отказа);

- Что делает отказ вежливым?

Самооценка деятельности на уроке.

Используемая литература.

  1. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2ч. Ч.1 / Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО “С-инфо”; ООО “Баласс”, 2001.
  2. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО “С-инфо”; ООО “Баласс”, 2001.