Задачи:
- познакомить с понятиями отказ, причины отказа, виды отказа;
- развивать умение выбирать вариант отказа, уместного для той или иной ситуации общения;
- совершенствовать навыки вежливого общения
Оборудование:
- учебник
- рабочая тетрадь
- зеркало (у каждого учащегося) для речевой разминки
- карточки для оформления доски:
1) Этап “Речевая разминка
2) Этап “Введение теоретических сведений”
3) Этап “Риторическая практика”
План урока:
I. Организационный момент.
- приветствие;
- посещаемость;
- наличие бейджа;
- проверка готовности:
наличие учебника);
тетради; пенала (+ цв. ручки); линейки – трафарета.
II. Речевая разминка.
С. 82, речевая разминка №6:
“Подышим? Подышим!” (дыхательные упражнения)
Упр. 1 Просчитать до 30, сделав два добора воздуха.
Упр. 2 “Горка”.
Упр. 3 “Насекомые”.
“Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)
“Колечко”, “Проколю щеку”, “Грустно - весело”.
Не запутайся в звуках!” (дифференцированное произнесение близких по артикуляции сочетаний слов (звуков)
Жать – сжать;
рубль лишний;
коридор - коррида.
“Не сломайте язык!” (дикционные упражнения – проговаривание скороговорок)
Самшит, самшит, ты крепко сшит.
Около кола – колокола, около ворот – коловорот.
III. Актуализация знаний
(проверка д/з)
С. 100 – 101, № 133.
Материал данного задания позволяет провести разговор с ребятами о том, что просьба требует не формального, а точного по сути исполнения.
(Шишкин дословно передал Ёлкиной слова попросившего его об этом Петрова, однако его агрессивное поведение (приказ подойти к нему, подбрасывание яблока вверх, словно перед броском, ухмылка, грубый голос, интонирование вопроса – угрозы) произвели обратный эффект).
- Сознательно ли Шишкин избрал именно такую манеру речевого поведения?
IV. Работа по теме.
А) Введение теоретических сведений.
С. 102 - постановка проблемы.
Часто нас о чём-либо просят, но мы не всегда можем выполнить просьбу, а иногда не хотим.
Каким может быть отказ?
Вывод:
Отказ – речевое действие, с помощью которого выражается отрицательная реакция на просьбу.
Причины отказа:
- невозможность выполнить просьбу по причинам личного характера;
- нежелание выполнить просьбу по причинам личного характера.
Виды отказа:
- прямой отказ;
- косвенный отказ;
- отказ – объяснение.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ: Отказ любого вида должен быть вежливым.
Б) Риторическая практика
1) С. 102, № 134. Знакомство с понятием “виды отказа”, “вежливый отказ”.
Анализ сказки “Жадная жаба”
Поиск предложений - просьб и предложений - отказов.
Скрытый отказ: “Покрасить можно… Только…”
Прямой отказ: “Но у нас нет…”, “нет у меня никакого джема…”
Отказ – объяснение: “Не дам. Жалко краску”.
Отказы Жабы прямые, звучат категорично, невежливо, произносятся грубо.
2) С. 103, № 135.
Чтобы отказ стал вежливым, его можно смягчить специальными выражениями.
а) Работа со схемой
“Вежливый отказ”
вежливое слово (выражение) | + | причина отказа |
(благодарность, извинение: | (аргументация, объяснение) | |
(спасибо, извини(те), прости(те); | ||
я бы с удовольствием, | ||
я бы охотно, с радостью, | ||
мне бы очень хотелось, жаль и др.) |
б) Учащиеся разыгрывают диалоги с использованием вежливых слов и фраз, указывающих на причину отказа.
3) С. 104, № 136. Выявление различий вежливого отказа от невежливого с точки зрения языковых средств.
Сравнение диалогов из сказки В. Катаева “Цветик-семицветик” выяснить.
Вывод: В невежливом отказе часто употребляются слова, фразеологизмы с отрицательным значением, глаголы с НЕ; в нём нет вежливых слов, отсутствует убедительное объяснение – причина отказа. Невежливый отказ произносится грубым, категорическим тоном.
В вежливом отказе объясняется его причина, он смягчается вводными словами и специальными выражениями, произносится мягким тоном.
! Обратить внимание на мимику, с которой произносятся разные виды отказа.
4) С. 105, № 137. Позволяет выяснить, как характеризует говорящего невежливый отказ.
Работа над диалогом Дяди Фёдора, Пса и Кота.
Вывод: просто так, без причины отказывают в просьбе те, кто плохо относится к людям, не хочет помочь им в трудную минуту, кто больше всех заботится о собственном благополучии.
5) С. 106, № 139.
Анализ отрывка из повести Е. Ильиной “Четвёртая высота” позволяет сделать вывод, что отказ может успокоить, утешить того, кто к вам обратился с просьбой (доктор своеобразно, с юмором отвечает на необычную просьбу Гули). Доктор шутит, но убеждает Гулю в том, что её просьбу нельзя принимать всерьёз и тем самым успокаивает её.
V. Домашнее задание.
С. 107, № 141 (отрывок из М. Твена “Приключения Тома Сойера”)
(анализ отрывка даёт ответ на вопрос: “Как характеризует Тома отказ?”
Том не просто отказывает Бену, а убеждает его в том, что данную просьбу он выполнить не сможет. Приведённые аргументы помогают Тому отказать, но не вступить в конфликт с Беном).
VI. Итог: - Почему иногда приходится отказывать в просьбе?
(причины отказа);
- Что делает отказ вежливым?
Самооценка деятельности на уроке.
Используемая литература.
- Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2ч. Ч.1 / Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО “С-инфо”; ООО “Баласс”, 2001.
- Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО “С-инфо”; ООО “Баласс”, 2001.