Все мы – материал друг для друга.
Вл. Леви
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н.Кузовлева
По существу своему педагогическая деятельность нацелена на будущее, и педагог, по мысли А.С. Макаренко, осуществляет “проектирование личности”. Но как это делать? Современная педагогика предлагает две части предвидения.
Первая часть – макропредвидение – рассчитана на длительную перспективу, когда нужно воссоздать целостный образ всесторонне и гармонично развитого, социально активного гражданина общества с индивидуально-своеобразной суммой способностей.
В микропредвидении (2-ой части) необходимо заранее “увидеть”, как будет воспринят, осмыслен, усвоен учебный материал, какие трудности встретят учащиеся и как они смогут их преодолеть. Понятно: предвидение – сложный процесс, включающий такие этапы, как анализ, прогнозирование, целеполагание, проектирование, планирование и, наконец, осуществление проекта.
Я считаю такой путь к ученику долгим. Пока проанализируешь исходное состояние, соберешь предпрогнозную информацию, пока проведешь “пробы” (“срезы”), обработаешь, прикинешь на каждого обучающегося и воспитывающегося, пока смоделируешь, спланируешь и т.д., а темы-то идут одна за другой – и, таким образом, накапливается “куча” пробелов.
В психологии и педагогике прочно утвердилось положение, что человек развивается только в процессе собственной активной деятельности, иными словами, с учеником нужно устанавливать такую связь, чтобы он находился в “зоне ближайшего развития” (по Л.С. Выготскому), а не ждал, пока взрослые его исследуют, апробируют и примут меры.
В процесс сотрудничества с учениками я включила эффективную форму – переписку. Эпистолярный от греч. эпистола – послание, письмо.
Принцип работы: после объяснения новой темы и незначительного первичного закрепления вместо “среза” ученик пишет в тетради краткое послание, где указывает моменты, в которых не разобрался. Если таких учащихся 5-6 человек – значит, я их вывожу на групповую или индивидуальную работу, а если более указанного количества – тогда данную тему разбираем повторно. Почему так надо? Ведь не каждый, не разобравшийся в новом материале ученик сразу же после урока подойдет за разъяснением (как правило, дети с нетерпением ждут звонка), да и проведенный “срез” не даст объективной картины: ученик может списать. Потом в обязательном порядке прямо в тетради на каждое послание даю ответы: кого подбадриваю, кого благодарю, кому на бумаге объясняю тему. И мой ответ их интересует больше, чем полученная отметка.
Условие твердое: правдивость, честность, открытость.
Послабление к условию: ошибки я исправляю простым карандашом; полученная отметка за письмо выставляется в журнал только с согласия его автора.
Недостаточно грамотный в русском языке человек, в частности, ученик, не думает над правилами правописания, когда он пишет от души, т.к. его “захлестывают” эмоции.
Письма разные, они зависят от индивидуальности пишущих.
“Дорогая учительница! У меня не получаются буквы. Они кривые, косые, ну, в общем, безобразные. Вы мне предлагали поучиться красиво писать, я не согласился, а теперь жалею, что не услышал Ваше желание.
Тогда я был глупее, чем сейчас. Потому, Г.А., не могли бы Вы со мной позаниматься?
Мне у вас в кабинете очень нравится, интерьер интересен: справа: - деловые бумаги и опорные конспекты, впереди часы, по которым можно определять время, слева – изумительные шторы; много цветов в классе. В некоторых кабинетах два-три горшка с тощими растениями. И еще здесь, у Вас, всегда чисто, уютно и тепло.
Ваш Стас”.
“Дорогой учитель! Мне нравится, как Вы ведете урок, но мне бы не хотелось, чтобы Вы на меня злились. “Почему ты, Коля, отвлекаешься?” - иногда меня спрашиваете. Отвечаю. Меня раздражает, когда меня отвлекает сидящий сзади сосед. Он спрашивает: “Когда звонок?” Я ему отвечаю: “Не знаю”.
И еще. Мне трудно по истории, не нравится урок английского языка, не знаю английские буквы…”
“Дорогая Г.А.! В Вас мне нравится то, что у Вас добрая душа, Вы можете помочь, если у ученика есть затруднения.
Но почему же Вы, добрая душа, сердитесь на меня, когда я в упражнении делаю не все задания? Вы хотя бы спросили: “Алешенька! Миленький! Почему ты не все сделал?” И я бы Вам ответил почему…”
“Г.А.! Пишет Вам Оля М.. Почему-то я немного боюсь отвечать. Складывается такое впечатление, что я чего-то не доскажу или забуду. Когда Вы задаете какой-либо вопрос, я начинаю вспоминать правило, но отвечать боюсь, думаю: ответ будет неверным, и Вы обидитесь…”
“Уважаемая учительница! Мне очень нравится учиться, люблю выходить к доске. Иногда бывает страшно, когда не выучу параграф.
Вы с нами шутите, но иногда повышаете голос. Я понимаю, что без требовательности к нам нельзя, но больше Вы мне нравитесь, когда находитесь в первом состоянии.
Иногда я путаюсь в суффиксе инфинитива. Помогите, пожалуйста!
С уважением к Вам Оксана”
“Знаете, Г.А., что мне нравится? Опоры, растения и то, как Вы сидите тихо, записывая что-то в журнал.
А теперь более серьезно. Дайте мне совет, как натренировать память, а то у меня проблема с английским. А знаете, ведь у меня проблема и с историей. Если Вам будет интересно, расскажу в следующем письме. Ладно?
С уважением Ростислав”
“ Здравствуйте, дорогой учитель!
Мне нравится в вас справедливость…
Многие считают Вас строгой, но в душе любят Вас. Вы часто задаете учить. И правильно. Ведь это развивает память. Правда, если бы по-настоящему учили. Мы-то учим не как Вы – на всю жизнь, а так – на неделю…
С уважением Даша”
“Здравствуйте, дорогой наш человек!
Меня зовут Сотников Никита. С удовольствием пишу это письмецо. Начну с хорошего, по-моему. Вы обучаете очень хорошо, вижу, что Вы общительная, дружелюбная.
Теперь поговорим об отрицательных сторонах. Вы меня, дорогая наша, не вызываете к доске уже больше месяца. Почему? Что? Держите на меня зло?
Хоть Вы и “не первой свежести”, я все равно Вас считаю самой умной учительницей из всех, имеющихся у меня. Интересно, сколько же учеников Вы обучили? И все ли поступили в вузы?
Напишите обязательно ответ.
Ваш ученик Никита”.
“Здравствуйте, учитель!
Вы очень хороший учитель…
Но когда Вы ставите двойки, одни плачут, другие ругают Вас “на чем свет стоит”. Однако через некоторое время успокаиваются, зная, что Вы просто так не поставите нелюбимую отметку.
А скажите честно, что Вы испытываете, когда ставите эту “дурочку”?
И еще прошу по-деловому объяснить, почему нежелательно домашние задания списывать с решебника.
Ваша Злата”.
“Галина Афанасьевна!
Мне не очень нравится поведение Сергея К. и Никиты Ф..
Если я на каком-нибудь уроке добавлю к словам учителя, эти мальчики в мой адрес могут сказать отвратительное, ставя меня в неловкое положение, грозят меня побить, запинать. Чтобы этого не произошло, я стараюсь не отвечать на уроках.
Я люблю все предметы, кроме английского языка из-за непорядочности учительницы. Месяц назад я рассказывал про глагол, она мне в дневник поставила “5”, а в журнал нет: или забыла, или не захотела.Вот так-то.
С уважением Андрей”
Это, примерно, сотая часть писем шестиклассников. Можно сказать, что они почти владеют эпистолярным стилем. А в пятом классе они же писали неумело, “культяпо” - как они сами говорят.
Очень важно, чтобы дети, а в будущем взрослые, овладели культурой письма, которая включает в себя стиль, речевую, орфографическую и пунктуационную грамотность, верное построение текста с учетом смысловых абзацев. Форма письма шлифует умение, навык в использовании обращений, вводных слов, предложений с прямой речью – словом, всех грамматических категорий.
А начался такой учебно-воспитательный процесс с одного случая. В 90-х годах был у меня восьмиклассник Саша Кузнецов. Старался делать все вовремя. И вдруг он перестал готовиться к урокам. Я постоянно высказывала свое неудовольствие, добавляя, что таким образом он не закончит девять классов. Он краснел и опускал голову. Я думала, как бы вызвать его на разговор. Он опередил меня. Открываю однажды его тетрадь и вместо домашнего задания читаю послание:
“Галина Афанасьевна!
Если бы вы знали что сомной происходит.
И почему я неготовлюсь к урокам, не выполняю домашних заданий. Я влюбился. Точнее мы с другом влюбились в одну девушку. Бида в том, что она отвечает взаимностью только моему другу, а передомной хвостом крутит.
Сердце мое разрываеца.
Как тут быть? Посоветуйте. Прошу”.
Всю ночь не спала, думала, как ответить. Любовный треугольник? Да. Но не на зрелом уровне. Как найти слова, чтобы не травмировать душу начинающего жизнь, большого мальчика.
Пишу:
“Сашенька!
Я призываю тебя к разуму. Голова у человека находится выше сердца, поэтому, в первую очередь, необходимо думать. Давай рассудим. Если ты не хочешь потерять друга и если дружба ваша крепкая, то ты должен поступить по разумению. А именно: твой друг и ваша девушка любят друг друга, предоставь им свободу, чуточку отдались от них, но не озлобляйся, не остужай своего сердца. Оно понадобится для твоей (настоящей!) любви, возможно, совсем скоро.
И вообще, надо уметь терпеливо ждать.
Время и терпение – лучшие лекари.
С глубоким уважением к тебе твой старший друг”.
Переписка продолжалась, пока Саша не закончил 9 классов.
В письмах учащихся 10-11 классов звучали более серьезные темы. Ребята спрашивали:
Как повысить успеваемость?
Как найти общий язык с учителем?
Как избавиться от страха?
Почему люди страдают и болеют?
Что значит жить по совести?
Как разрешить конфликт с близким человеком?
И на страницах школьных тетрадей шел разговор уже дискуссионного характера. Чтобы дать значительный ответ, мне приходилось перечитывать очень-очень много разной литературы. В ответ включала полные и частичные цитаты, показывая, как грамотно вводить их в текст, что необходимо для сочинения.
Естественно, возникает вопрос: можно ли с помощью писем научить и тем более воспитать человека? Да. Все зависит от отношения адресата к содержанию обращенных к нему замечаний, просьб, советов. Ученик должен обладать правом нормального человека честно высказаться, обратиться за помощью. А мы, взрослые, в частности, педагоги, не отмахиваясь, обязаны очень мудро подойти к этому.
Эти письма мне нужны, как воздух: они позволяют взглянуть на себя как бы со стороны и тоже честно признаться: стоп, зарвалась, голубушка.
“Если человек ищет ответы на … вопросы о смысле жизни, … стремится познать самого себя, … познать душу и сердце “другого” - письма могут оказать ему существенную помощь”, - писал государственный деятель и дипломат Честерфилд.
Выпускницы 2005 года написали такой сонет:
Эти письма – не просто бумаги маранье.
Эти письма – нам компас в пути.
И как частица общего образованья
Они помогут в жизнь войти.Они нас учат понимать себя
И вежливыми быть взаимно,
Под звуки торжествующего гимна
Россию и весь мир любя.Чем отзовется 21 век?
Какой возьмем в нем для себя разбег?
Какую песнь мы в жизни пропоем?А письма растопили наши души.
И если далее не будем бить баклуши –
Тогда незря, конечно, проживем.
Письмо учащегося – сигнал к немедленному действию учителя, земная (практическая) педагогика.