Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавая, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем)
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В решении этой задачи в моей педагогической деятельности помогает технология РКМЧП. Данная технология не отрицает полезное старое. Она дает возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное – создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное.
Так ,уже начиная с 5 класса ,я приучаю детей осознавать, что русский язык – не просто предмет в учебном плане, а наука, имеющая теоретическую базу, без овладения которой не может быть освоен предмет в полной мере. На уроках мы учимся работать с теоретическим аппаратом учебника. Причем, усвоение теории происходит до чтения параграфа, во время чтения параграфа и после чтения параграфа. До чтения теории внимание учащихся обращается на то, одинаковым или разным шрифтом напечатан текст параграфа, почему используются разные виды шрифта (простой прямой, жирный, курсив, р а з р я д к а). Во время чтения и после чтения параграфа усвоение новых знаний происходит с помощью технологии РКМЧП (стадия вызова, осмысления новой информации, рефлексия).
Кластеры, которые к 9 классу ученики умеют составлять без труда, помогают лучше и качественней подготовиться к сдаче экзаменов. Кроме того, их можно использовать как раздаточный материал на уроках обобщения и систематизации изученного материала, а также при подготовке к ЕГЭ в 10 – 11 классах.
Новые методы меняют моих учеников, меня саму, атмосферу наших занятий. Я обнаруживаю в детях скрытые таланты, они открывают для себя новые знания, и между нами устанавливаются отношения взаимоуважения и доверия.
Цели:
- образовательная – знакомство с глаголом как частью речи;
- развивающая – развивать у учеников умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные на уроке сведения; развивать толерантность;
- воспитательная - воспитывать дружеские отношения в коллективе, основанные на партнерстве.
Тип урока: изучение нового материала.
1. Оргмомент. Приветствие.
2. Знакомство с темой урока. (Чтобы вызвать интерес, тема сформулирована не полностью. На доске записано: “Понятие о …”)
3. Разминка.
Цель: в игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока. )
А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ)
Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное)
В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”?
Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”)
Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской)?
Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?
Полученное слово запишите в предложение, составляющее тему нашего урока.
4. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Вспомните все, что вы раньше знали о глаголе. Индивидуально запишите в столбик в тетради свою информацию | Работают индивидуально | Самостоятельное определение уровня собственных знаний. |
Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой согласны, оставляйте, а с которой не согласны, помечайте знаком “?” | Несколько пар зачитывают свои списки, остальные ученики дополняют свои списки. При несогласии высказывают свою точку зрения. | На доске появляется некий коллективный “образ глагола” |
Записывает наводящие вопросы на доске: Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Как изменяется глагол? Каким членом предложения может быть? |
Выделяется спорная информация, ведущая к постановке целей каждым учеником. |
5. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
Изучение информационного текста параграфа 82 “Понятие о глаголе”.
1. - Что можно узнать о глаголе до чтения параграфа? (Обратить внимание детей на разные виды шрифта и их назначение)
- Почему текст напечатан разным шрифтом? (жирный прямой – то, что нужно запомнить. Курсив –примеры. Р а з р я д к а – вопросы глагола)
2. Изучение параграфа 82 методом инсертного чтения (маркировка текста). Составление таблицы учениками.
“Ъ” это я знал | “+” - новая информ. | “-_” - я думал иначе, ошибочная информ. | “!” - обратить особое внимание | “?” -непонятная информация |
6. РЕФЛЕКСИЯ.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. Просмотрите свои первичные списки. Вычеркните ненужную информацию. | Работают индивидуально. | |
2. Поделитесь своими записями, которые
вы сделали. Начнем с новой информации. Какие предполоения оказались неверными? |
Происходит присвоение нового и отказ от неверного. | |
3. Проверим то, что было написано на доске. Какие вопросы возникли по ходу чтения? | Формулируют вопросы. | Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации |
4. Объединитесь в группы и составьте кластер. В центре запишите тему, а вокруг расположите информацию, которую получили на уроке. | Обсуждают в группах кластеры. Составляют их, вывешивают на доску. Один ученик при необходимости и наличии времени озвучивает свою схему. | Обобщение в схеме всей истинной информации. |
7. Итог урока.
8. Домашнее задание (дифференцированно).
1. Найти ответы на записанные в таблице вопросы. 2. Подготовить устное сообщение на грамматическую тему по кластеру. 3. Подобрать примеры из учебника “Практика”.
Пример кластера