Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка. Урок по теме "Понятие о глаголе". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавая, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем)

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В решении этой задачи в моей педагогической деятельности помогает технология РКМЧП. Данная технология не отрицает полезное старое. Она дает возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное – создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное.

Так ,уже начиная с 5 класса ,я приучаю детей осознавать, что русский язык – не просто предмет в учебном плане, а наука, имеющая теоретическую базу, без овладения которой не может быть освоен предмет в полной мере. На уроках мы учимся работать с теоретическим аппаратом учебника. Причем, усвоение теории происходит до чтения параграфа, во время чтения параграфа и после чтения параграфа. До чтения теории внимание учащихся обращается на то, одинаковым или разным шрифтом напечатан текст параграфа, почему используются разные виды шрифта (простой прямой, жирный, курсив, р а з р я д к а). Во время чтения и после чтения параграфа усвоение новых знаний происходит с помощью технологии РКМЧП (стадия вызова, осмысления новой информации, рефлексия).

Кластеры, которые к 9 классу ученики умеют составлять без труда, помогают лучше и качественней подготовиться к сдаче экзаменов. Кроме того, их можно использовать как раздаточный материал на уроках обобщения и систематизации изученного материала, а также при подготовке к ЕГЭ в 10 – 11 классах.

Новые методы меняют моих учеников, меня саму, атмосферу наших занятий. Я обнаруживаю в детях скрытые таланты, они открывают для себя новые знания, и между нами устанавливаются отношения взаимоуважения и доверия.

Презентация

Цели:

  • образовательная – знакомство с глаголом как частью речи;
  • развивающая – развивать у учеников умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные на уроке сведения; развивать толерантность;
  • воспитательная - воспитывать дружеские отношения в коллективе, основанные на партнерстве.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Знакомство с темой урока. (Чтобы вызвать интерес, тема сформулирована не полностью. На доске записано: “Понятие о …”)

3. Разминка.

Цель: в игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока. )

А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ)
Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное)
В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”?
Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”)
Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской)?
Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?
Полученное слово запишите в предложение, составляющее тему нашего урока.

4. СТАДИЯ ВЫЗОВА.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Вспомните все, что вы раньше знали о глаголе. Индивидуально запишите в столбик в тетради свою информацию Работают индивидуально Самостоятельное определение уровня собственных знаний.
Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой согласны, оставляйте, а с которой не согласны, помечайте знаком “?” Несколько пар зачитывают свои списки, остальные ученики дополняют свои списки. При несогласии высказывают свою точку зрения. На доске появляется некий коллективный “образ глагола”
Записывает наводящие вопросы на доске:

Что такое глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Как изменяется глагол?

Каким членом предложения может быть?

  Выделяется спорная информация, ведущая к постановке целей каждым учеником.

5. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

Изучение информационного текста параграфа 82 “Понятие о глаголе”.

1. - Что можно узнать о глаголе до чтения параграфа? (Обратить внимание детей на разные виды шрифта и их назначение)

- Почему текст напечатан разным шрифтом? (жирный прямой – то, что нужно запомнить. Курсив –примеры. Р а з р я д к а – вопросы глагола)

2. Изучение параграфа 82 методом инсертного чтения (маркировка текста). Составление таблицы учениками.

“Ъ” это я знал “+” - новая информ. “-_” - я думал иначе, ошибочная информ. “!” - обратить особое внимание “?” -непонятная информация

6. РЕФЛЕКСИЯ.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
1. Просмотрите свои первичные списки. Вычеркните ненужную информацию. Работают индивидуально.  
2. Поделитесь своими записями, которые вы сделали. Начнем с новой информации.

Какие предполоения оказались неверными?

  Происходит присвоение нового и отказ от неверного.
3. Проверим то, что было написано на доске. Какие вопросы возникли по ходу чтения? Формулируют вопросы. Фиксируется недопонятая информация.

Формируется вызов на получение новой информации

4. Объединитесь в группы и составьте кластер. В центре запишите тему, а вокруг расположите информацию, которую получили на уроке. Обсуждают в группах кластеры. Составляют их, вывешивают на доску. Один ученик при необходимости и наличии времени озвучивает свою схему. Обобщение в схеме всей истинной информации.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание (дифференцированно).

1. Найти ответы на записанные в таблице вопросы. 2. Подготовить устное сообщение на грамматическую тему по кластеру. 3. Подобрать примеры из учебника “Практика”.

Пример кластера

Схема