Цели:
- Образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по основным разделам русского языка, контроль за усвоением знаний и умений.
- Развивающая – развитие мышление учащихся, орфографической зоркости, внимательного отношения к слову.
- Воспитательная – воспитание интереса к русскому языку.
Форма проведения: дидактическая игра.
1. Организация занятия.
Я рада приветствовать вас на занятии “Умники и умницы”, посвящённом изучению основных разделов русского языка.
- Настройтесь, пожалуйста, на работу с помощью стихотворения: (Хором)
Сколько правил,
Сколько правил,
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только –
Всё запомнишь, всё поймёшь.
2. Сообщение темы и целей занятия.
Совершим путешествие в страну Языкознание и его разделы.
У. – Мы сделаем сообщение о том, что исследуют разделы языкознания.
(Выходят 7 человек в судейских шапочках, с названиями разделов на них)
ФОНЕТИКА |
- это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.
ОРФОГРАФИЯ |
- это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
МОРФОЛОГИЯ |
- это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.
ЛЕКСИКА |
- это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения.
СИНТАКСИС |
- это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ |
- это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.
ПУНКТУЦИЯ |
- это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
У. – Вот какие труженики – мастера живут в стране “Языкознание”.
а) – Раздел “Синтаксис”
- Что такое предложение? (Это одно слово или группа слов, выражающих законченную мысль).
- Какие бывают виды предложения по цели высказывания?
- Повествовательные: о чем-либо рассказывают;
- Вопросительные: содержат вопрос;
- Побудительные: побуждают к действию ;
- Какие бывают виды предложений по интонации?
(Восклицательные и невосклицательные)
- Какие бывают предложения по наличию основ?
(Простые и сложные)
- Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?
(Распространенные и нераспространенные)
Покажем свои знания на необычном предложении:
Вероокая трышь грязло обкисляла тамулюшку.
- Характеристика предложения
- Найти главные члены предложения
- Выписать словосочетания
Физминутка
б) Части речи – раздел “Морфология”
Разбор по памятке слов
1. Обкисляла – что сделала?, действие. Глагол.
2. Н.Ф. - что сделать? - обкислять.
3. Пост. призн. –
4. Употр. в ед ч., пр.вр., ж.р. 5. Член предл – сказуемое.
1. Тамулюшку – кого? предмет. Имя сущ.
Н.ф. – кто? – тамулюшка
3. Пост. призн. – ж.р., 1 скл.
Употр. в ед ч., В.п.
5. Член предл – втор.
в) - Речь пойдёт о словообразовании.
В языке “крокс” есть слово ТАМУЛЮШКА.
Известно, что: слово ТАМУЛЮШКА изменяется так: ТАМУЛЮШКИ, ТАМУЛЮШКЕ у этого слова есть родственные слова: ТАМУЛЮШИТЬ, МУЛЮША, МУЛЮШОК.
в “словах” ТАМУЛЮШКА, ТАМЯКА, ТАФУЧКА одинаковая приставка
в “словах” ТАМУЛЮШКА, ЖУКОЧКА, СЮМЯРКА одинаковый суффикс
Разбери слово ТАМУЛЮШКА по составу.
Г) Самый трудный раздел – ОРФОГРАФИЯ
Вероокая трышь грязло обкисляла тамулюшку. - 19 орфограмм
- подбери слова к схемам
д) Раздел “ФОНЕТИКА”
Сделать звуко - буквенный анализ слов: трышь, грязло
д) Лексика.
Подобрать слова к предложению, чтобы оно было нам понятно – творческое задание.
8. Итоги.
Какова была цель урока? (Повторить, обобщить систематизировать знания по русскому языку”) - Удалось ли нам это?