Практическая работа по основным разделам русского языка

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по основным разделам русского языка, контроль за усвоением знаний и умений.
  2. Развивающая – развитие мышление учащихся, орфографической зоркости, внимательного отношения к слову.
  3. Воспитательная – воспитание интереса к русскому языку.

Форма проведения: дидактическая игра.

1. Организация занятия.

Я рада приветствовать вас на занятии “Умники и умницы”, посвящённом изучению основных разделов русского языка.

- Настройтесь, пожалуйста, на работу с помощью стихотворения: (Хором)

Сколько правил,
Сколько правил,
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только –
Всё запомнишь, всё поймёшь.

2. Сообщение темы и целей занятия.

Совершим путешествие в страну Языкознание и его разделы.

У. – Мы сделаем сообщение о том, что исследуют разделы языкознания.

(Выходят 7 человек в судейских шапочках, с названиями разделов на них)

ФОНЕТИКА
  • это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.
ОРФОГРАФИЯ
  • это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
МОРФОЛОГИЯ
  • это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.
ЛЕКСИКА
  • это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения.
СИНТАКСИС
  • это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
  • это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.
ПУНКТУЦИЯ
  • это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

У. – Вот какие труженики – мастера живут в стране “Языкознание”.

а) – Раздел “Синтаксис”

- Что такое предложение? (Это одно слово или группа слов, выражающих законченную мысль).

- Какие бывают виды предложения по цели высказывания?

  • Повествовательные: о чем-либо рассказывают;
  • Вопросительные: содержат вопрос;
  • Побудительные: побуждают к действию ;

- Какие бывают виды предложений по интонации?

(Восклицательные и невосклицательные)

- Какие бывают предложения по наличию основ?

(Простые и сложные)

- Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?

(Распространенные и нераспространенные)

Покажем свои знания на необычном предложении:

Вероокая трышь грязло обкисляла тамулюшку.

  • Характеристика предложения
  • Найти главные члены предложения
  • Выписать словосочетания

Физминутка

б) Части речи – раздел “Морфология”

Разбор по памятке слов

1. Обкисляла – что сделала?, действие. Глагол.

2. Н.Ф. - что сделать? - обкислять.

3. Пост. призн. –

4. Употр. в ед ч., пр.вр., ж.р. 5. Член предл – сказуемое.

1. Тамулюшку – кого? предмет. Имя сущ.

Н.ф. – кто? – тамулюшка

3. Пост. призн. – ж.р., 1 скл.

Употр. в ед ч., В.п.

5. Член предл – втор.

в) - Речь пойдёт о словообразовании.

В языке “крокс” есть слово ТАМУЛЮШКА.

Известно, что: слово ТАМУЛЮШКА изменяется так: ТАМУЛЮШКИ, ТАМУЛЮШКЕ у этого слова есть родственные слова: ТАМУЛЮШИТЬ, МУЛЮША, МУЛЮШОК.

в “словах” ТАМУЛЮШКА, ТАМЯКА, ТАФУЧКА одинаковая приставка

в “словах” ТАМУЛЮШКА, ЖУКОЧКА, СЮМЯРКА одинаковый суффикс

Разбери слово ТАМУЛЮШКА по составу.

Г) Самый трудный раздел – ОРФОГРАФИЯ

Вероокая трышь грязло обкисляла тамулюшку. - 19 орфограмм

  • подбери слова к схемам

д) Раздел “ФОНЕТИКА”

Сделать звуко - буквенный анализ слов: трышь, грязло

д) Лексика.

Подобрать слова к предложению, чтобы оно было нам понятно – творческое задание.

8. Итоги.

Какова была цель урока? (Повторить, обобщить систематизировать знания по русскому языку”) - Удалось ли нам это?