Нулевые морфемы и их значения

Разделы: Русский язык, Начальная школа


В настоящее время все реже мы слышим правильную и красивую речь. Многие литературные слова с легкостью заменяются разговорными. Дети испытывают затруднения в словесном оформлении своих мыслей, не задумываются над словами, которые произносят.

Прививать любовь к родному языку нужно в школе. Достичь этого можно, делая уроки “Русского языка” интересными и нестандартными. Изучение русского языка – богатейшая возможность для развития логического мышления, внимания, памяти учащихся. Работая со своими учениками, я не ограничиваю себя рамками школьной программы, а за счет резервных уроков изучаю темы, которых нет в учебнике. Результат: повышение интереса к изучению русского языка, развитие логического мышления и повышение уровня обученности учащихся.

Тема урока: Нулевые морфемы и их значение.

Цели:

1. расширить знания учащихся о морфемах русского языка;

2. совершенствовать умение проводить морфемный анализ слова;

3. развитие интереса к исследовательской работе и изучению русского языка.

Ход урока

Работа на уроке проходит коллективно и в группах.

1 этап урока. Повторение. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что такое морфемика?

- Что такое морфема?

- Какие морфемы вы знаете?

- Назовите значение и роль каждой морфемы.

2 этап урока. Коллективная работа.

Проводится морфемный анализ слова дом. Учащиеся выполняют задание в тетради. Затем происходит коллективный разбор.

(Слово дом – это имя существительное. Изменяем слово по падежам и числам и определяем, что в слове дом нулевое окончание. Основа слова – дом. Корень слова – дом-.)

Учитель: что значит нулевое окончание? Его просто нет?

(В слове дом морфема есть, у нее есть значение - единственное число, именительный падеж. Такое окончание называется нулевым.)

Учитель: Приведите примеры существительных с нулевыми окончаниями.

(слон, стул, кот, мебель, рукав, обрыв)

3 этап урока. Работа в группах.

Группы получают задание - провести морфемный анализ слова принес. После обсуждения в группах учащиеся на доске записывают результат анализа слов. Ответы учащихся могут быть такими:

принес - гл. (это глагол с нулевым окончанием, основа слова – принес , корень слова –нес-, приставка при-)

Учитель предлагает провести морфемный анализ слова принесла.

(Это глагол в форме прошедшего времени женского рода. Окончание слова-а. Показатель формы прошедшего времени- суффикс-л-, который в основу слова не входит, так как является формообразующим. Основа слова –принес-, корень – нес-.)

Учитель: чем похожи глаголы принес и принесла?

(Это глаголы прошедшего времени.)

Учитель: что является показателем формы прошедшего времени?

(Суффикс –л-. В слове принесла он есть.)

Учитель: а в слове принес?

(Он не выражен звуком.)

Учитель: это нулевой суффикс. В слове принес – нулевое окончание, нулевой суффикс, основа слова –принес-, корень- нес-, приставка- при-.

С помощью нулевого суффикса особенно часто образуются слова от глаголов: задира, подлиза, выход, проезд. Существительные женского рода, образованные от прилагательных с помощью нулевого суффикса часто встречаются в стихах.

Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса. (А. А. Блок)

Нулевой суффикс можно выделять, только если он имеет словообразовательное значение. Необходимы сразу 2 условия.

  1. У слова есть значение, которое в языке передается “обычными” суффиксами.
    Глубь- глубина, тишь- тишина.
  2. В языке есть однокоренное слово, более простое по форме и значению, которое является базовым для слов с нулевым суффиксом: тихий - тишь, зеленый – зелень, синий – синь.

4 этап урока. Физминутка.

Направлена на развитие умения проводить морфемный анализ слов. Если учитель называет слово, в котором есть приставка – дети приседают, если приставки в слове нет – дети хлопают в ладоши.

Слова: завтра, заехать, простор, прошел, натюрморт, написал, дорога, догнать, природа, пригород, учебник, уезжают.

5 этап урока. Работа в группах. Группы получают задание провести морфемный анализ слова вынуть. Группы представляют результаты своей работы.

Учитель: это глагол в неопределенной форме – инфинитив. Показатель инфинитива – ть. Основа слова выну -. –ну – суффикс глагола. Вы – приставка. А где же корень? Его нет. А слово существует, его понимают. Получается, что и без корня слово имеет значение.

Корень исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело это слово. Глагол вынуть (несовершенный вид: вынимать) – родственник глаголов отнять – отнимать, занять – занимать, снять – снимать и т. п. имеют древний корень -я- со значением “брать”. Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от – н – я – ть, за – н- я- ть и т. п. . Звук н – часть приставки. Почему корень –я- превратился в корень –у- в слове вынуть? Корень –я- очень коротенький, невыразительный, самостоятельно в словах без приставок перестал употребляться. Значение его забылось. Сочетание –ня- в вынять (как было ранее) стало непонятным. Зато во многих глаголах встречался деятельный, активный суффикс –ну- . По аналогии с этими словами вынять изменилось в вынуть, потеряв при этом корень.

6 этап урока.

Учитель: мы узнали, что есть слово без корня, есть слова с нулевыми суффиксами и нулевыми окончаниями. А есть ли в русском языке слова с нулевыми приставками?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: иногда встречается выражение “нулевая приставка” в значении “отсутствие приставки” (бежать – убежать), но его нельзя считать правильным. “Нулевой” знак обозначает не просто отсутствие той или иной единицы, а значимое отсутствие, которое является средством выражения определенного значения. Почему можно утверждать, что нулевых приставок нет? Потому что в русском языке нет слов, у которых приставок нет, но которые выражали бы характерное для них значение.

7 этап урока. Рефлексия.

Учащиеся делятся на три группы. Учащиеся первой группы пишут на листе одно слово, характеризующее их впечатления от урока. Учащиеся второй группы на листе записывают одно слово, которое связано с темой урока. Учащиеся третьей группы на листах записывают слово – ассоциацию к понятию “русский язык”. Все ответы вывешиваются на доску. Учитель подводит итог урока.

8 этап урока. Домашнее задание.

Подобрать слова, которые вызывают затруднения при разборе на морфемы для исследования на следующем уроке русского языка.