Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методические приёмы: концептуальная таблица “З-Х-У”, синквейн.
Цели:
- повторение сведений о наречии, полученных ранее;
- формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить наречия в тексте.
Ход урока
Учитель: мы начинаем изучать интереснейшую часть речи, которая будет нам постоянно задавать загадки. Запишем дату.
Первая стадия – вызов - формирование мотиваций.
- Посмотрите на доску. Какими частями речи являются записанные слова? Как вы это определили? (сейчас, сегодня, вправо, влево, вверх, вперёд, справа, никогда, здесь)
Сделаем морфемный разбор двух наречий.
- Попробуйте сформулировать тему урока и запишем её в тетради. Учитель озвучивает цели урока.
Вторая стадия – осмысление- изучение нового материала.
Применяется метод - составление концептуальной таблицы “З-Х-У” (“Знаю - хочу узнать - узнал”). Первая колонка заполняется детьми самостоятельно, вторую и третью может помогать учитель.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Что вы знаете уже по теме нашего урока? Заполните самостоятельно первую колонку. А теперь давайте вместе заполним вторую колонку.
Учитель: обратите внимание на слова, записанные на доске “вправо, справа”.
Что вы заметили? (корень один, а правописание разное).
Наречие очень сложная по правописанию часть речи. В некоторых наречиях приставка пишется раздельно; в других – через дефис. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи. Многое в правописание наречий рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.
- Открывается записанный на доске текст.
Вот солнце коснулось тихой воды у берега.
Восходя всё выше, оно, радостное, греет оголённую землю.
Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда передо мною рождался новый мир, по-новому красивый.
Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.
Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.
- восходя выше
- по-новому красивый
- люблю особенно
- как-то особенно
Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в словосочетании. (Наречие сочетается чаще с глаголами, с глагольными формами, с прилагательными и другими наречиями). Запишем это в третью колонку таблицы.
Учитель: посмотрите на тексты, лежащие перед вами. Прочитайте. Что ещё нового узнали вы о наречии?
Термин “наречие” произошёл от греческого epi – на, rema – глагол, т.е. прямое калькирование дало слово на – ре – чие. Так как глагол – речь, слово, глаголить – говорить, то некоторые лингвисты называют наречие приглаголием. Наречия могут сочетаться с именами существительными, например, взгляд исподлобья, кофе по-турецки.
Давайте запишем это в третью колонку таблицы.
- В наших предложениях каково грамматическое значение наречий? (Признак действия: восходя выше, люблю особенно, а в других случаях - признак признака. А в примере взгляд исподлобья – признак предмета).
- Что обозначают наречия? (время, место, причину, цель и образ действия). Занесите эти сведения в третью колонку таблицы.
- Какова синтаксическая роль наречий?
- Сделаем синтаксический разбор предложения. Я как-то особенно люблю солнце. (как-то, особенно являются обстоятельством).
Учитель: иногда наречие может быть выражено определением: Меня смутил его взгляд (какой?) исподлобья. Может быть выражено сказуемым: Сегодня (каково?) холодно. Отметьте это в третьей колонке. Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему задаётся, как к прилагательному? (Изменяем его, наречие не изменяется, у него нет окончания, а прилагательное изменяется).
Сверим наши записи о наречии как части речи с материалом учебника. Если в учебнике какие-либо дополнительные сведения о наречие?
Третья стадия – рефлексии – закрепление нового материала.
Составьте синквейн по теме урока.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит изложение учебной информации в кратких выражениях.
Алгоритм синквейна:
- первая строка - название синквейна
- вторая строка - два прилагательных
- третья строка - три глагола
- четвёртая строка - фраза на тему синквейна.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: найти предложения, где наречия выражены разными членами предложения.