Урок русского языка "Письмо – эпистолярный жанр"

Разделы: Русский язык


Вид урока: урок развития речи (2 часа)

Примечание: цель каждого урока развития речи (этот урок не исключение) - это “разбудить” интерес, чтобы “родилось” вдохновение.

И если вдохновение и интерес станут слагаемыми, то, несомненно, будет достижение, т. е. Творческий продукт.

Прогноз урока: Коллективное письмо другу “Тайники моего воображения”

Класс: 5 класс

Методы организации:

  • перцептивные (словесные, наглядные)
  • гностические (иллюстративный, эвристический)
  • логические (синтез)

Методы стимулирования:

  • стимулирование интереса (занимательность, создание ситуации успеха)

Методы контроля:

  • письменные, групповые

Формы организации познавательной деятельности:

  • инсценирование
  • эвристическая беседа
  • работа в группах

Оборудование:

  • иллюстрации
  • личные письма
  • словарь
  • дневники “Я – хозяин своего воображения”

Примечание: Почему эта тема заинтересовала меня?

Письмо, как эпистолярный жанр, незаслуженно забытый вид общения.

По моему мнению, письмо - это источник эмоциональности и экспрессивности, это, если хотите, лирическое произведение, потому что автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания, основываясь на реальных событиях.

Обращаясь к письму, мы вспоминаем родной язык, стараемся, чтобы речь наша была выразительной и правильной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры.

А как порой важно выбрать единственно необходимое и возможное слово.

А ещё важнее научить этому ребят.

Цели урока:

1. Обучающая:

  • формировать умения и навыки организованной речи в эпистолярном жанре (письмо);
  • формировать навыки использования языковых особенностей жанра;
  • совершенствовать умение владеть русским языком

2. Развивающая:

  • продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
  • создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
  • продолжить формирование коммуникативных навыков:слушания и говорения;

3. Воспитательная:

  • формировать эстетический вкус к слову;
  • содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
  • направить деятельность учащихся на создание коллективного творческого продукта

Ход урока

Организационный этап урока

Слово учителя:

“Эпистолярный жанр уходит,
Он покидает этот мир”…

Грустно! И наш урок сегодня не случаен.

Ребята, надо что-то делать. А что? Для начала предлагаю сформулировать цель нашего урока. А в конце урока собрать материал для коллективного письма другу на тему: “Тайники моего воображения”

Этап подготовки к активному и усвоению

Слово учителя:

“Эпистолярный жанр уходит,
Он покидает этот мир…”

А как же всё начиналось?

Заранее подготовленные ученики помогают в ведении урока.

Ученик:

Было это давным-давно.

В те далёкие времена люди жили в пещерах.

Но не только люди. В некоторых обитали медведи.

Долго ли коротко, но люди стали выселять медведей из обжитых пещер.

Огляделись люди по сторонам и увидели на стенах таинственные знаки. Но ничего таинственного в них не было.

Это были простые царапины от когтей. Но именно они, по мнению некоторых учёных, и были первыми письмами, т. к. эти пресловутые царапины навели древних людей на мысль: можно с помощью знаков передавать информацию.

<Рисунок 1>

Примечание: Следующий этап урока, на мой взгляд, способен усилить эмоциональное восприятие. Он направлен на создание ситуации успеха.

Это иллюстрации и сценические комментарии.

Учитель: И долгой ещё была дорога к буквенному письму…

Но людям было необходимо общаться, и они придумывали разные способы общения, некоторыми из которых пользуются в наше время.

Сцена: зажжённый лист бумаги.

Учитель: Вот мы канадские индейцы. С помощью дыма отправим письмо другому племени.

А у австралийских аборигенов есть даже специальное слово, обозначающее “читать дым”

<Рисунок 2>

Сцена: завязывание узелков.

Учитель: А теперь мы из индейского племени.

Сцена: бьём в барабан.

Учитель: Это жаркая Африка, а мы из африканского племени.

Вот только барабан по внешнему виду был другим. И назывался тамтам.

<Рисунок 3>

Очень кстати в этот момент будет физкультурная минутка.

Ручками и карандашами можно изобразить звуковое письмо.

Сцена с эффектом неожиданности: перекличка с помощью свиста.

Учитель: А вот теперь мы на одном из островов побережья Африки. Жители сообщают нам с помощью свиста, что все эти способы общения нельзя назвать полноценными.

Не пора ли совершить настоящий подвиг - создать Буквенное письмо!

Вопрос: А почему мы называем создание буквенного письма подвигом?

Этап урока: Подготовка к сознательной деятельности учащихся. (Личный опыт: отрывки из творческих работ ребят, вести из краеведческого музея школы.)

1. Авторитетный помощник – Толковый словарь (самостоятельная работа со словарём, запись в тетради)

Эпистола (греч.) – устное письмо, послание.

Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстоянии.

Составление кластера в ходе эвристической беседы

Примечание: кластер – это один из способов графической передачи информации.

Какие бывают письма?

Деятельность учителя: чтение отрывков из писем С. А. Есенина своему другу А. Панфилову

Выдержки из писем Сергея Есенина

Г. А. Панфилову, Москва, 23 апреля 1913 год

“Да, Гриша, люби и жалей людей…”

Г. А. Панфилову, Москва, март 1913 год

“В жизни должно быть искание и стремление…”

“Гений для меня – человек слова и дела…”

Прогнозируемый ответ: дружеские

Деятельность учителя: чтение отрывка из письма А. С. Пушкина Анне Керн

“Если вы приедете, я обещаю вам быть любезным до чрезвычайности – в понедельник я буду весел, во вторник восторжен, в среду нежен, в четверг игрив, в пятницу, в субботу и воскресенье буду чем вам угодно, и всю неделю я у ваших ног”

Прогнозируемый ответ: любовные

Деятельность учителя: чтение отрывков из детских работ

Прогнозируемый ответ: в прошлое и будущее

Деятельность учителя: показ подлинных писем жителей своего посёлка с фронта

Прогнозируемый ответ: солдатские и фронтовые

Учитель:

А вы знаете, как ждали писем с фронта. Письма были разные: одни несли радость – жив! Здоров! А другие, в официальном конверте – были трагедией.

Но если в семье получали солдатский треугольник, это был праздник.

Сцена:

Зажжена керосиновая лампа. В руках солдатский треугольник.

(чтение)

Учитель: Письма бывают разные, но есть советы для написания всех писем.

Мы назовём их языковые особенности.

3. Элемент беседы:

Что является неотъемлемой частью письма?

Обращение.

Какие слова надо употреблять в письме, чтобы установить доброжелательный контакт?

Этикетные слова (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания и другие)

Какое письмо будет интереснее: с одним типом речи или со всеми? Почему?

Смешение типов речи.

Какой стиль речи будет доминирующим?

Разговорный. Но возможен и научный, и художественный.

Какой элемент, на ваш взгляд, необходим в конце письма? И почему?

Дата написания письма.

Этап урока: релаксация

Учитель: Прежде чем оправдается наш прогноз( обращаемся к теме урока), я хочу высказать несогласие в адрес тех, кто говорит, что у него нет воображения. Не правда, оно есть у каждого. Только его надо тренировать, как тело. Практически воображению нет границ. При помощи воображения можно превратиться в морскую рыбу, стать хозяином своего тела.

Предлагаю совместить тренировку тела и воображения.

Проведём физкультурную разминку.

Я даю установку, а вы изображаете.

Условие: максимально задействуйте своё тело.

Задания: Я - буква О!

Я – восклицательный знак, вопросительный.

Я – тигр, заяц, колокольчик, медуза.

Я – рука, которая ласкает пушистого зверька.

Для последнего задания приготовлен плакат, помогающий создать образ для ощущений.

<Рисунок 4>

Этап урока: Работа в группах.

Примечания: Этот этап урока не потребовал объяснений со стороны учителя. Он был полностью осуществлен учащимися самостоятельно, т. к. такая работа ведётся второй год.

При обследовании активности мышления учащихся 5-ых классов в 2004-2005 уч. г. я пришла к выводу, что необходимо активизировать творческий потенциал ребят через развитие образного мышления.

Для этого стала использовать в своей работе упражнения, направленные на формирование умения подмечать сходство предметов и сравнивать.

Второй год ребята ведут дневники “Я – хозяин своего воображения”, где представлены забавные упражнения, которые дают возможность тренировать своё воображение.

Задания этого дневника направлены на развитие звукового и зрительного воображения, также они научат использовать воображаемое обоняние и осязание.

В дневнике есть разделы: “Представь и услышишь”, “Представь и увидишь”, “Кто я?” и другие.

Такой вид работы не только воздействует на каналы восприятия и создаёт эмоциональный настрой, но и задействует глубинные структуры слова.

На этом этапе урока ребята пользовались своими дневниками, что позволило сделать работу быстрее.

В некоторых миниатюрах были использованы находки нескольких учащихся.

Задания:

  • 1 группа – приветственная часть.
  • 2 группа – миниатюра “Я скала”
  • 3 группа – миниатюра “Я макаронина”
  • 4 группа - миниатюра “Я тигр”
  • 5 группа – завершающая часть.

Этап подведения итогов учебного занятия

Каждая группа выдвигает по одному человеку для создания пресс-центра, где идет подготовка к презентации коллективного творческого продукта.

Примечание: коллективное письмо с этого урока отправлено на конкурс творческих работ, организованный Департаментом образования Администрации Нижнеилимского района.

Этап урока: Рефлексия

- Давайте оценим нужность сегодняшнего урока.

- Что на ваш взгляд показалось интересным и важным, и наоборот?

- Чего достигли на уроке?

От себя хочу пожелать: “Если вы чего-то достигли, то пусть это станет стимулом для дальнейших достижений”

Учитель: Мы не в ответе за слова, что произносим

Не понимаем их порой.
А за письмо мы отвечаем,
Оно диктуется душой…

И пусть захочется писать.
Родным и близким, и влюблённым.
Эпистолярный жанр не должен умирать!

Этап урока: Рекомендации к домашнему заданию

1. Чтение статьи “Железный Арни. Самый успешный человек Америки” из газеты “Тайны 20 века” за 2006 год. Письмо Арнольду Шварценеггеру.

2. Интервью у родителей “Знаете ли вы в нашем посёлке человека с великой душой и милым сердцем?”

Письмо человеку с ледяным сердцем

3. Письмо президенту о своём посёлке