Интегрированный урок русского языка и ИЗО: подготовка к сочинению-рассуждению "Берегите природу"

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Цель: развитие выразительности речи

Задачи:

  • Подготовить учащихся к написанию сочинения;
  • Вспомнить последовательность работы над сочинением;
  • Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Проблемный вопрос:

Почему необходимо беречь природу?

Варианты ответов:

  1. Чтобы оставить память потомкам
  2. Человек – часть природы
  3. Растения украшают планету

Ход урока

Презентация

1. Орг. момент

Урок начинается с чтения стихотворения С.Кирсанова “Этот мир” под приятную музыку для создания атмосферы радости, удовольствия.

Учитель русского языка:

Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!
Солнце в жарких руках, наклоняясь, как гончар,
Вертит влажную глину, с любовью лепя,
Округляя, лаская, рождая тебя.
И когда ты отделан и весь обожжен,
Солнце чудо свое омывает дождем
И отходит за воздух и за облака
Посмотреть на творение издалека.
Ни отнять, ни прибавить - такая краса

Учитель ИЗО:

- Как прекрасен этот мир – посмотри!

(демонстрируются слайды с изображением природы)

2. Основная часть

Учитель русского языка:

- Запишите свои впечатления от увиденного в тетрадь (самостоятельная работа).

- Поделитесь своими впечатлениями (высказывания детей).

- А сейчас я предлагаю вам прослушать рассказ Т.Тэсс “Голубая ель”

(при прочтении демонстрируется слайд с изображением ели)

Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она почувствовала себя, как дома.

Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную, пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом…

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”.

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, срубивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

- Выскажите, пожалуйста, свое отношение к тому, что вы услышали.

Учитель ИЗО:

- Давайте подумаем, какие картины можно нарисовать по данному произведению.

- Разделитесь, пожалуйста, на две группы. Первая группа отображает сюжеты до гибели ели, вторая – после.

- Подумайте, какие цвета мы будем использовать в первом случае, а какие во втором.

(Самостоятельная работа – 5 мин. Все рисунки вывешиваются на доску)

- Обратите внимание, насколько разное настроение выражают ваши рисунки. С помощью чего вам удалось этого достичь?

Учитель русского языка:

Послушайте, пожалуйста, еще одно произведение, которое называется

“Солнце с белыми лучами”. Автор этого произведения Ю.Яковлев. После прослушивания вам надо будет ответить на вопрос “Похожи ли два произведения?”

“Солнце с белыми лучами”

(приводится в сокращении)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

- Мама, мы нашли странный цветок!

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.

- Это ромашка. Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше и меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

- Зачем? – четыре пары непонимающих глаз смотрели на бабушку.

- Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими:

- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

- Что объединяет эти рассказы?

- Какой вывод можно сделать, какой совет вы бы дали всем людям?

- Почему необходимо беречь все живое на земле?

3. Итог урока

Д/задание:

1. Подобрать литературные тексты, несущие подобную идею.

2. Нарисовать плакат “Берегите природу”.