Открытый урок в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, пунктуация при них"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов.
  • Повторение сведений о значении союзов.
  • Усвоение правил пунктуации при однородных членах и отработка соответствующих навыков.
  • Активизация внимания учащихся.
  • Воспитание взаимопомощи.

Оборудование: Таблица “Значения сочинительных союзов” (на каждой парте); индивидуальные карточки-задания; на доске записаны примеры с пропущенными знаками препинания, эпиграф.

Ход урока

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать”. Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему сегодняшнему уроку?

- Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными знаниями и умеете их применять. Сейчас мы запишем эпиграф, но сначала я хочу обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтоб ваша запись была грамотна, а вы, делая её, чувствовали бы себя как рыба в воде. Кстати, что означает данный фразеологизм?

(Учащиеся объясняют правописание подчёркнутых букв.)

- Обратите внимание: две запятых стоит в предложении. В связи с чем?

(Учащиеся объясняют постановку знаков.)

- Теперь запишем без ошибок эпиграф. В правой части тетради, без кавычек. Фамилия автора пишется без скобок, точка не ставится.

- Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения. А чтобы воспоминания не были отрывочными, воспользуемся учебником. Стр.93, упр.149 (Учебник под ред. М.М.Разумовской.) Я вас буду спрашивать, а вы находите ответы в этом упражнении.

(Вопросы содержатся в упр.150.)

  1. Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?
  2. Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот же вопрос или на разные?
  3. В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?
  4. Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?

- Обобщите наблюдения и сделайте вывод.

- Теперь, когда вы уже познакомились с предложениями 149 упражнения, давайте выразительно прочтём их и попытаемся ответить на вопросы:

- Какую роль играют однородные члены? Если использовать вместо однородных членов только одно слово, изменится ли от этого образность высказывания?

- Давайте сделаем ещё один вывод: однородные члены помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности. Это краткий и выразительный приём речи.

- Как однородные члены могут быть связаны в предложении?

- Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга. Можете воспользоваться тетрадями-справочниками. (Их мы ведём с 5 класса).

Союзы Примеры
Соединительные (соединяют один однородный член с другим) И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и .. 1. Дни стояли теплые и ласковые.

2.Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет)

3.Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

4.В лесах водятся как зайцы, так и лисы.

5.Она не только работала, но и училась.

Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование) Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся) 1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.

2.Волны то набегали на берег, то отступали.

3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.

Противительные (противопоставляют один член другому) А, но, да (=но), зато 1. Мал золотник, да дорог.

2. Ученье – свет, а неученье – тьма.

3. Казаки вполголоса, но дружно смеялись.

(Учащиеся ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или отсутствие запятой при однородных членах. На доске и в тетрадях схемы предложений заносятся в обобщающую таблицу.)

Запятая ставится Запятая не ставится
О,а О (перед противительными союзами) О, и О, и О (перед повторяющимися союзами) как О, так и О (перед второй частью двойных союзов) ОиО Ода (=и) О О или О (при одиночных соединительных и разделительных союзах)

- Играем в “Третий лишний”.

  1. И, зато, а.
  2. А, но, либо.
  3. И, ни-ни, то-то.
  4. Не только…,но и; не то – не то; или.

- Работа в парах. Запишите с доски предложения, в которых не поставлены знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие), подготовьтесь к защите. (В это же время “сильные” ученики работают по индивидуальным карточкам.)

1. Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.

2. Ум имей хоть маленький но свой.

3. Видны и лес и поле и река.

4. Ветер то дунет то замрёт.

5. Видны заводы верфи мачты пароходов бледное небо. (Объяснить значение слова верфь.)

6. В небе показался не то коршун не то ястреб.

7. Мала победа да своя.

Заслушиваем объяснения.

- Подведём итоги. Удалось ли вам воспользоваться своими знаниями? А что вы вспомнили или узнали?

- Домашнее задание: § 24, 25; упр.153.