Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельностному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Программой начальной школы предусмотрено изучение огромного количества понятий и терминов. В связи с этим деятельность учителя и учащихся на уроках направлена в основном на приобретение знаний, умений и навыков.
Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.
Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.
Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры. Ну и, наконец, предметная неделя является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Исходя из вышеизложенного, по инициативе методического объединения учителей начальных классов в нашей школе второй год проводятся предметные недели.
Мы представляем вам материалы по проведению “Недели русского языка”.
Программа “Недели русского языка”
Понедельник. Линейка. Открытие.
Вторник. Олимпиады по классам.
Среда. День неожиданностей.
Четверг. Интеллектуальные игры.
Пятница. Линейка. Закрытие.
Оформление зала
Зал украшен воздушными шарами. На стенах находятся: программа недели, газета с заданиями для заочного тура олимпиады, плакаты с высказываниями великих людей о русском языке:
* Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.
К. Г. Паустовский
* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.
И. С. Тургенев
* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Пословица
* Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
А. М. Горький
* Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
А. П. Сумароков
* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский
* Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.
А. П. Сумароков
* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Пословица
* Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём…
А. И. Герцен
* Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.
В. Г. Белинский
* По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К. Г. Паустовский
Содержание “Недели русского языка”
Понедельник. Линейка, посвящённая открытию
“ Недели русского языка”
1. Построение.
2. Перекличка.
3. Игра на внимание.
4. Вступительное слово.
– Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем “Неделю русского языка”.
5. Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
6. Ведущий.
– Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами: “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим на русской земле, тем более необходимо знать свой язык. Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.
7. Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
8. Хоровое чтение высказываний, которые написаны на плакатах.
– Давайте прочитаем несколько высказываний о русском языке. (См. оформление.)
9. Ведущий.
– Неделю русского языка объявляю открытой.
– Предлагаю вам познакомиться с программой “Недели русского языка”.
1 –ый день. Понедельник.
Линейка. Открытие “Недели русского языка”.
2–ой день. Вторник.
Олимпиады по классам. Из каждого класса будут выявлены 3 ученика, которые лучше всех знают русский язык.
3–ий день. Среда.
День неожиданностей.
В этот день будьте готовы к любым неожиданностям.
4–ый день. Четверг.
День интеллектуальных игр.
В четверг пройдут интеллектуальные игры по параллелям среди победителей олимпиад.
5-ый день. Пятница.
Линейка. Закрытие “Недели русского языка”. Подведение итогов. Награждение победителей.
10. Объявление о заочном туре олимпиады по русскому языку.
– Кроме этого, с сегодняшнего дня объявляется заочный тур олимпиады по русскому языку. В этом заочном туре может принять участие каждый желающий из любого класса.
– На этом плакате написано 12 заданий. Вы можете подойти к плакату с листком бумаги и, прочитав задание, сразу записать ответ на него. А также можно переписать задания на листок и выполнить их дома. Не запрещается обращение за помощью к родителям или к старшим братьям и сёстрам. Учитываться будет грамотность и аккуратность при оформлении работы.
(Задания заочного тура олимпиады: см. ниже.)
11. Объявление о творческо-поисковом задании.
– Ещё одно задание, к выполнению которого вы можете приступить уже сегодня. В этом конверте находятся листочки, на которых написаны устойчивые выражения. Иногда мы в своей речи употребляем выражения, например: “Плясать под чужую дудку”, или “Пропустить мимо ушей”. Что они обозначают сейчас, мы понимаем. А вот знаем ли мы, что эти выражения означали раньше.
– Задача каждого класса такова: узнать историю одного устойчивого выражения. Взять лист бумаги, разделить его пополам. На одной половине изобразить, что это выражение означало раньше, а на другой – что это выражение означает сейчас.
– Попрошу подойти ко мне по одному представителю от каждого класса и достать из конверта листок с устойчивым выражением, над которым вам нужно будет поработать.
(Выражения: бить баклуши, время истекло, где раки зимуют, дело в шляпе, достать из-под земли, зарубить на носу, играть на нервах, на лбу написано, спустя рукава, точить лясы.)
12. Закрытие линейки.
– Линейка объявляется закрытой. Удачи вам всем! Встретимся в пятницу.
Вторник. Материалы олимпиад для 2 – 4 классов см. в Приложении № 1.
Среда. Перед началом уроков каждому классу предлагается задание: к концу учебного дня составить и записать как можно больше слов, используя буквы слова “грамотей”.
Кроме того, во всех классах изымаются тетради по русскому языку, учащиеся работают на листочках, не зная о том, что участвуют в конкурсах на самый грамотный и самый аккуратный класс.
Четверг. Материалы к проведению интеллектуальных игр см. в Приложении № 2.
Пятница. Линейка, посвящённая закрытию
“Недели русского языка”
1. Построение.
2. Перекличка.
3. Игра на внимание.
4. Вступительное слово.
– Дорогие ребята, вот и настала пора подвести итоги нашей “Недели русского языка”. К какому же выводу пришли наши ученики?
5. Выступление учащихся.
Ученик 1. Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Ученик 2. Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь.
Ученик 3. Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
Ученик 4. Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.
Ученик 5. Да, ребята, в жизни много пригодиться,
Надо нам для этого старательней учиться.
Написать письмо ли, прочитать газету,
Грамота нужна во всём на свете.
Ученик 6. Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
6. Подведение итогов. Награждение победителей.
7. Заключительное слово.
– С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго!
Олимпиада по русскому языку
(заочный тур)
1. Расставьте верно ударение:
Шофёр, фарфор, приговор.
Ушёл на многие лета.
Дверь за ним не заперта.
За верно выполненное задание – 6 баллов.
2. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:
1) Езда; она нужна для управления лошадью.
2) Ворс; сладкий напиток.
3) Дочь; тёмная после дня.
4) Ел; лежит на дне озера.
5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.
6) Тихо; лесной дух, чудище.
За каждое верно отгаданное слово – 1 балл.
3. Кто эти животные?
Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.
За каждое верно отгаданное животное – 1 балл.
4. Разгадайте ребус:
За верно отгаданный ребус – 3 балла.
5. Семь букв. А сколько здесь слов?
За каждое слово – 1 балл.
6. Составь как можно больше слов из слова
К А Р Т О Ф Е Л Ь.
За каждое новое слово – 1 балл.
7. Сколько слов можно прочитать в круге?
За каждое слово – 1 балл.
8. Прочитай слова:
О | О | |||
О | О | |||
О | ||||
О | О | |||
О | О |
– водоем
– наводнение
– часть дерева
– хищная птица
– тяжелый металл
За каждое верно прочитанное слово – 1 балл.
9. Прочитай ребусы:
За каждый верно разгаданный ребус по 3 балла.
10. Отгадай шарады:
1) Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.
2) С буквой “К” я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой “П” – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.
3) Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое – все ждут ответа.
4) Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
За каждую верно отгаданную шараду по 3 балла.
11. Прочитай предложение:
За верно составленное предложение – 3 балла.
12. На страницах книги зашифрована народная мудрость.
Ключ к шифру – таблица умножения.
Чтобы узнать, какую букву представляет, например, цифра 9; нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 9 – то есть: 1 х 9 = буква Х и т. д.
За верно разгаданную народную мудрость – 15 баллов.