Цели:
- знать правила написания имен прилагательных: -н- и –нн- в суффиксах прилагательных, слитное и раздельное написание не с прилагательными, правописание сложных прилагательных;
- уметь подбирать синонимичные ряды прилагательных к существительным, сопоставлять прилагательные-антонимы;
- воспитывать учащихся при помощи языкового материал.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, на каждую парту карточку с именем существительным, открытку с изображением цветов.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас интересная тема урока: “Употребление прилагательных”. Мы уже изучили эту часть речи, а теперь поговорим о ней: о правописании, о роли, которую она играет в нашей повседневной жизни. Но сперва дайте определение имени прилагательному
(ответ ученика).
II. Беседа.
Прилагательное можно рассматривать и с другой стороны. Послушайте стихотворение, которое написала ваша ровесница (стихотворение рассказывает ученик, получивший индивидуальное домашнее задание).
Имя прилагательное.
Имя прилагательное -
Часть речи замечательная,
С предметами дружна
И красит их она.
Художницу такую
Мы очень полюбили6
Она ведь помогает
Словам прибавить силы.
С нею снег - искристый,
Ветерок - игривый,
Длинные косицы
У плакучей ивы.
Друг мой- самый смелый,
Бабушка - родная,
Каменщик – умелый,
Мама – дорогая.
Солнышко – лучистое,
Василечек – синий,
А на море волны –
Пенисты и сильны.
- Что меняется в нашей речи с появлением прилагательных, какой она становится?
(рассуждения учащихся о том, что речь становится точной, выразительной, образной)
III. Задания на повторение орфографии, пунктуации и грамматики.
Записать на доске предложение Солотча – неглубокая извилистая речонка, объяснить орфограммы, выделить грамматическую основу предложения, указать, чем она выражена, объяснить постановку знаков препинания.
(Справка: Солотча – река в Рязанской области, на которой стоит мужской монастырь, основанный в 1390 году рязанским великим князем Олегом).
В это время некоторые учащиеся получают карточки с заданиями, которые выполняют у доски.
Карточка 1.
Вставить пропущенные буквы.
Карти…ая галерея, деревя…ая ложка, ветре…ый день, дли…ый путь, болезне…ый человек, стекля…ый сосуд, серебря…ый дождь, лошади…ая фамилия, глиня…ый сосуд.
Карточка 2.
Раскрыть скобки.
(не)взрачный кустарник; (не)знакомый маршрут; (не)здоровый, а больной человек; (не)вежливый мальчик; (не)широкая, но красивая речонка.
Карточка 3.
Раскрыть скобки.
(бледно)желтые цветы, (сельско)хозяйственный продукт, (древне)русские летописи, (юго)западный ветер, (железно)дорожная станция, (темно)синее небо.
Правильность выполнения заданий проверяет весь класс.
IV. “Знаете ли вы?”
Учащиеся читают познавательные отрывки, выданные им на карточках, называют имена прилагательные, их разряд.
- Самые точные современные часы ошибаются всего на одну миллиардную долю секунды за три года.
- Летом бурый медведь ест по двадцать часов в сутки, а потом целую зиму сосет лапу.
- Птицы видят ультрафиолетовый свет.
- Первую авторучку изобрели египтяне. В свинцовую трубочку с заостренным концом вставляли тростинку, заполненную темной жидкостью. Когда трубочкой водили по папирусу, она оставляла четкий черный след. Такую ручку обнаружили в гробнице Тутанхамона.
- Полярное сияние - это свечение неба в районах Земли, расположенных близко к полюсам, то есть на самом далеком севере и на самом далеком юге.
- Оно вызывается…солнцем. Эта ближайшая к нам звезда время от времени испускает в окружающее космическое пространство потоки частичек вещества, которые несутся с огромной скоростью. Это так называемый солнечный ветер.
- Когда очередной порыв солнечного ветра набегает на Землю, частички вещества притягиваются к полюсам. На высоте от ста до тысячи километров очень разряженный воздух под воздействием частиц Солнца начинает светиться. Точно так же, как светится разряженный газ в стеклянных трубках световых реклам под воздействием электрического тока.
V. Рассуждение о роли прилагательных в речи.
Чтение стихотворения Сергея Есенина “Задремали звезды золотые”.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”
Ученики называют прилагательные, которые использует автор. Рассуждают, будет ли картина наступающего утра такой образной, если убрать из стихотворения эпитеты. Самостоятельно делают вывод о роли прилагательных в речи.
VI.Закрепление материала.
1. У каждого на парте лежит лист с существительным, к которому нужно подобрать прилагательные. Несколько работ зачитывается вслух.
2. Записать прилагательные, обозначающие плохие черты характера, которые дети не хотели бы видеть в себе и окружающих. Некоторые работы зачитываются.
3. Записать прилагательные, обозначающие положительные стороны характера. Прочитать вслух.
Учитель обязательно желает детям обладать только хорошими качествами.
VII. Творческая работа.
Учащиеся научились правильно использовать, уместно употреблять прилагательные, теперь им дается задание написать сочинение-миниатюру. У каждого на парте лежит открытка с изображением цветов, которые нужно описать, используя прилагательные.
Два-три сочинения зачитать.
VIII. Делается вывод об удивительной части речи, которая помогает точно описать предмет, чувства, делает речь выразительной и интересной.
Учитель читает стихотворение Вадима Шефнера “Миг”.
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним стремитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам -
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так - и всё не так
Через одно мгновенье.
IX. Домашнее задание. Написать небольшой рассказ или сказку об имени прилагательном.