Русский язык
-
Особенности формирования языковых понятий у младших школьников. Методические рекомендации 2007
Понятия являются одной из главных составляющих в содержании учебного предмета, в том числе - и предметов начальной школы. Сформированность у учащихся понятийного словаря свидетельствует о достаточно высоком уровне овладения учебным материалом. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия, оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления и учебной деятельности в целом. В статье представлены особенности усвоения языковых (морфологических) понятий младшими школьниками, даны конкретные методические приёмы, позволяющие совершенствовать и систематизировать работу над формированием языковых понятий.
-
Тема урока: "Слово в слове". 1-й класс (1–4) 2007
Методика, применяемая на данном уроке, будет способствовать совершенствованию навыка чтения, развитию умений наблюдать за отдельными словами и словами в предложении, развитие речи, памяти, внимания у младших школьников.
-
О способах повышения речевой культуры обучающихся 2007
Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры. Центральным понятием общения становится "речевой поступок". Критерий оценки уровня речевой культуры - степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. В статье сформулированы рабочие принципы, которые способствуют повышению эффективности обучения. В качестве примера использования риторизированной технологии приведена разработка урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.
-
Открытый урок по теме: "Существительные общего рода" 2007
Предложен конспект урока русского языка во 2-м классе по теме "Существительные общего рода".
-
Роль причастного оборота в текстах разных стилей 2007
Урок русского языка в 11-м классе систематизирует знания учащихся о причастном обороте.
-
Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов" 2007
Урок русского языка в 4-м классе закрепляет знания учащихся в правописании безударных окончаний глаголов.
-
Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе на тему: "Почему у сказки синий цвет, или Как рождается сказка" 2007
Урок развития речи в 6-м классе отвечает на вопрос: как рождается сказка? Анализируется сказка "Синяя птица".
-
Урок развития речи в 7-м классе на тему: "Цветы в нашей жизни" 2007
Целью данного урока является не только научить ребят грамотно писать и выражать свои мысли, но и развивать творческие способности. Формировать у учащихся восприятие красоты родной природы, родного слова. Задания составлены с учетом новых требований, некоторые из них можно использовать в качестве подготовки учащихся 7-го класса к ЕГЭ по русскому языку.
-
Урок-практикум по теме "СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными" 2007
Предложен конспект урока-практикума по русскому языку в 9-м классе. Урок закрепляет навыки постановки запятой в сложноподчиненных предложениях.
-
Использование ИКТ на уроках русского языка в 7-м классе. Разработка урока по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" 2007
Использование ИКТ прочно вошло в мою повседневную практику при изучении русского языка и литературы. Особенно ребятам полюбились уроки, разработанные "Виртуальной школой Кирилла и Мефодия". В предлагаемой разработке урока русского языка в 7-м классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" мы сделали попытку творческого применения материалов КиМ. Сказку о домовенке Кузе не просто прочитали, а разыграли в лицах и использовали для создания проблемной ситуации, что придало уроку интригу и динамику. Ребята из пассивных зрителей превратились в непосредственных помощников Кузи, овладели новыми знаниями, получили урок нравственности, реализовались творчески.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Что в имени тебе моём?" 2007
Урок дает возможность учащимся познакомиться с историей имен, фамилий, сделать наблюдения о необычности некоторых из них и причинах возникновения.
-
Урок русского языка для учащихся 5-х классов по теме: "Напиши мне письмо" 2007
Цель урока: ознакомить учащихся с правилами написания письма, с формулами речевого этикета, используемыми в письмах.
-
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике 2007
Формирование коммуникативной компетенции закладывает навыки осмысленного чтения, общения и осознания себя языковой личностью, находящейся в постоянном диалоге как с окружающим миром, так и с самим собой, что помогает сложному процессу формирования личности.
-
Игры на уроках русского языка в 5-м классе 2007
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, каждый из которых по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, воспитывает, способствует зарождению и реализации творческой мысли. Один из таких видов деятельности - игра. Хочу поделиться с коллегами некоторыми любимыми играми, ставшими неотъемлемой частью моих уроков в 5–6-х классах. Особенно хороши "большие" игры в качестве обобщения или повторения изученного материала. Предлагаю одну из таких игр.
-
Элементы занимательности на уроке русского языка по теме "Алфавит" 2007
Умение логически мыслить, умение находить выход из ситуации, выработать память, внимание - качества, которыми ученик овладевает на уроке при применении элементов занимательности. Изучение русского языка в казахской школе подобно изучению иностранного языка. И постоянное применение элементов занимательности повышает интерес учащихся-казахов к изучению русского языка.
-
Использование проблемной ситуации на уроках русского языка в казахской школе 2007
Отличительной особенностью проблемного обучения является создание проблемных ситуаций. В проблемной ситуации обнажаются противоречие между имеющимися у ученика знаниями и недостаточностью их для решения поставленной перед ним задачи. Проблемная ситуация обусловливает необходимость выхода за пределы достигнутого уровня знаний, чтобы найти неизвестное и открыть новое. Известно, что учащиеся испытывают потребность в таких способах обучения, которые способствуют развитию их самостоятельности. Такие уроки обеспечивают активность, сознательность, самостоятельность учебной деятельности учеников. Поэтому они отдают предпочтение учителю, ориентирующемуся на ученика, на развитие его познавательных возможностей.
-
Времена года в русской поэзии 2007
Данный урок открывает цикл занятий к разделу "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". Урок апробирован с учащимися 5-го класса Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения; ход урока сопровождается ответами учащихся и комментариями их деятельности.
-
Урок-обобщение "Путешествие в страну Фонетика" 2007
Нестандартные уроки - одна из возможностей сохранить интерес детей к обучению в школе. Путешествия в страны Фонетика, Морфология, Синтаксис… позволяют в игровой форме, занимательно и эффективно, закрепить изученный материал. Пожалуй, именно уроки-игры создают в классе творческую атмосферу, а также дают возможность учителю последовательно и целенаправленно проверить знания учащихся.
-
Урок творчества на тему: "Сочиняем сказку". 6-й класс 2007
Урок творчества в 6-м классе. Тема данного урока: "Сочиняем сказку". Основная цель урока: развитие творческого мышления учащихся. Урок содержит несколько педагогических приёмов, активизирующих творческую деятельность,: "войди в роль", " определи характер слова", "слово - магнит" и т.д. Особое внимание уделяется развитию устной связной монологической речи.
-
Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории" 2007
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
-
Кириллица как источник русской фразеологии 2007
Внеклассное занятие по русскому языку знакомит учащихся с кириллической азбукой.
-
Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" 2007
Данная работа - конспект урока русского языка в 5-м классе, задача которого - заинтересовать детей научными знаниями через создание проблемной ситуации, а использованные на уроке игровые элементы позволяют в увлекательной форме познакомить детей с собственными и нарицательными существительными.
-
Урок русского языка "Имена существительные общего рода" 2007
Представленный материал - это разработка урока на тему "Существительные общего рода" в 5-м классе, в рамках образовательной программы "Школа-2100" ("Русский язык", авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Данный урок прежде всего направлен на реализацию такого направления развития учащихся, как приобретение и систематизация языковых, грамматических знаний о родном языке с целью обеспечения ориентировки в системе языка, необходимой для формирования речевых навыков и умений. Представленный конспект - это урок сообщения нового материала, разработанный по технологии проблемно-диалогического обучения.
-
Семинар по рассказу В.Астафьева "Пролетный гусь" 2007
Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он вошел в число любимых авторов, помогая обрести читателю гражданскую позицию, духовные ориентиры.
-
Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве 2007
Статья дает представление о взглядах Д.С. Лихачева на градостроительство и его идеях по ландшафтному дизайну; о том, как его наследие и заветы воплощаются в работах студентов астраханского инженерно-строительного института кафедры архитектуры и дизайна – в ежегодных проектах по благоустройству парков, скверов, набережных, жилых микрорайонов, в промышленных застройках Астрахани.
-
Обобщающее занятие по теме: "Глагол". 5-й класс 2007
Обобщающий урок по теме "Глагол", проведённый в форме игры-путешествия, позволяет научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации, укрепить, углубить их за счёт привлечения занимательного материала. В ходе урока повторяются и закрепляются теоретические знания и практические умения по большинству орфограмм этой темы. Использование на уроке компьютера, индивидуальной, групповой и коллективной форм работы, в том числе тестов и кластера, делают его ещё более интересным.
-
"Чудный мир тревог…" (Литературное творчество на уроках литературы по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) 2007
В статье представлен опыт работы с программой по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. Проиллюстрированы два принципа, определяющих ее структуру: как литературный материал программы, соответствующий возрастной проблематике ученика, помогает развивать его литературные способности. Работа с программой открывает большие возможности в формировании свободного от догм мышления и многомерного восприятия действительности.
-
"Н" и "НН" в прилагательных и причастиях 2007
Воспитание любови к русскому языку, повышение эффективности учебного процесса я вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приёмов обучения. Это зачёты, семинары, уплотнённые опросы, консультации. Объясняя новый материал, я обычно выделяю и несколько раз повторяю основные сведения, чтобы ученики сумели их осмыслить и запомнить. Казалось бы, не столь уж редкий приём, но особенно эффективным делает его активность самих ребят. Я учу своих учеников самостоятельно вычленять главное, определять суть темы, одновременно помогая школьникам систематизировать и обобщать свои индивидуальные наблюдения под языковыми явлениями.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Словообразование" 2007
Урок является завершающим в изучении темы "Словообразование".
-
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка 2007
Сказку можно сделать средством развития литературно-творческих способностей учащихся и тем самым - развития речи в процессе индивидуально-групповой работы. Цель данной работы - выяснить, какую роль играет использование лингвистических сказок (их чтение, анализ и создание) при изучении русского языка, как влияют они на развитие речи учащихся.