Цели урока:
- познакомиться со звуками [г] и [г'] и буквой, которая их обозначает;
- учиться отличать звуки [г], [г'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
- учиться читать слоги, слова с новой буквой;
- совершенствовать речевые способности, наглядно- действенное мышление;
- развивать внимание, память, наблюдательность.
Оборудование: лента букв, разноцветные изображения кругов, гусенок Гена, карточки с буквами, слогами, картинки со съедобными и несъедобными грибами.
Ход урока
I. Орг. момент
Начинается урок.
Рот закрыли на замок,
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки – все на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать,
И учиться лучше всех!
Девиз сегодняшнего урока: “Не говори не умею, а говори научусь”.
II. Мобилизующий этап
- Назовите хором выставленные на полке геометрические фигуры в той последовательности, в которой они сейчас находятся, и постарайтесь их запомнить.
- Закройте глаза (в это время фигуры переставляются).
- Откройте глаза и скажите, в каком порядке стояли фигуры первоначально и в какой последовательности они находятся после перестановки? Какие фигуры поменяли свои места?
- Как назвать эти фигуры одним словом? (Круги)
III. Формулирование учащимися темы и цели урока
- Откройте стр.122-123, рассмотрите рисунок.
Мы под шапками цветными
На ноге стоим одной,
И у нас свои повадки,
Мы всегда играем в прятки. (Грибы)
На рисунке изображена сказочная грибная слободка, где все дома - это грибы всех видов и размеров. Жители - тоже грибы. Какой гриб дом или житель этой удивительной слободки? Словарная работа: слобода – поселок около города, пригород (устар.). Многие виды грибов растут кругами, их так и называют “рядовки” (чернушки, свинушки и мн. др.)
- Произнесите эти два слова: грибы, круги (по схемам). Найдите в них общее. (В словах по пять звуков, все согласные звонкие).
- Произнесите согласные звуки в словах грибы, круги и скажите, с какими из них вы знакомы, с какими незнакомы - сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. В словах грибы, круги следующие согласные звуки: [г], [р'], [б], [к], [р], [г']. Со звуками [р'], [б], [к], [р] мы знакомились, со звуками [г], [г'] нет. Значит тема сегодняшнего урока – “Звуки [г], [г'] и буква, которая их обозначает”.
У.Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.
Д. Цель нашего урока – познакомиться со звуками [г] и [г'] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [г], [г'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
IV. Знакомство с новыми звуками
Звуки [г] и [г'] выделяют из слов грибы, круги (по рисунку на с.123 и схеме, которые прикреплены на классной доске). Дети составляют характеристику звуков.
Догадайтесь, кто пришел к нам на урок?
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Очень я го – го – горжусь,
Что не утка я, а …(гусь).
- Сейчас я прочитаю вам историю про гусенка Гену, а вы мне будете помогать. Во время пауз по моему знаку вы говорите подходящее по смыслу слово со звуком [г] или [г']. Говорит тот, на кого я покажу.
Гусенок Гена мечтал стать военным, а точнее …(генералом). Однажды он надел на ноги …(галоши). На шее завязал папин …(галстук). Сделал шляпу из …(газеты). Надвинул ее на …(голову). Вместо оружия положил в карман большой …(гвоздь). Вышел гусенок во двор, увидел птичек: белых и серых … (голубей). Гусенок им сказал: “Я - …(генерал)”. А птички ему ответили, что он не …(генерал), а просто гусь в шляпе из …(газеты).
Понравилась вам история?
- Назовите по памяти слова из прослушанной истории, в которых имеются звуки [г] или [г'].
- Еще раз скажите, с какими звуками мы познакомились, и дайте им характеристику.
Д. Мы познакомились со звуками [г] и [г']. Звук [г] согласный, звонкий, твердый. Звук [г'] согласный, звонкий, мягкий.
Физкультминутка
У. Гусенок Гена очень любит гулять по лесу. Он бродит тихонько от кустика к кустику, от кочки к кочке. Иногда он вздрагивает. Видно, кого-то боится. Давайте походим по лесу вместе с Геной и посмотрим, какие предметы ему нравятся, а какие вызывают чувство страха. А что ему нравится?
Д. Ему нравится то, что имеет в своем названии звук [г] или [г'].
У. Если в названиях предметов, мимо которых проходит гусенок есть такие звуки, вы гуляете возле своих парт. Если этих звуков нет – прячетесь за стул.
Иволга, снегирь, медведь, галка, волк, трясогузка, лиса, голубика, рысь, кабан.
V. Знакомство с новой буквой
- Что нам нужно для того, чтобы обозначить на письме звуки [г] и [г']?
- К нам пришли несколько букв. (В Д Ж Г). Где же буква Г?
- Такую букву можно встретить на страницах книг.
- На что похожа буква Г?
Букву
На плече носил.
На лугу
Траву косил.
(Дети предлагают свои варианты ответов: кочерга, цапля, коса)
- Изобразите букву Г с помощью пальцев руки.
- Выложите букву из счетных палочек.
- В какой квадратик мы поместим букву Г на ленте букв?
Д. Мы поместим букву Г в синий квадратик, так как она согласная.
VI. Чтение слогов, слов и предложений с новой буквой
Прочитываются слоги – слияния. Слоги договариваются до слов.
Из букв разрезной азбуки составляются слова Галя, Гена.
Игра “День - ночь”: грибы – гриб – грибок – грибки – грибник.
Корзина – корзинка.
- Что изменилось? Как изменилось лексическое значение слова?
Рассказ на с. 123 читаем по отдельным предложениям. Словарная работа: поганки (несъедобные грибы), боровики (белые грибы). Рассказ озаглавливается.
Словарно – логическое упражнение: назвать съедобные и несъедобные грибы по картинкам на доске.
Чтение отрывка из стихотворения Е.Трутневой.
- О чем эти стихи?
- С какой интонацией надо читать?
- Выразительное чтение.
Гуляя по лесу, гусенок не только любовался его красотой, но и изучал окружающий его мир. Часть того, что он узнал, он изобразил в записи. Прочитайте ее. Сформулируйте к ней свое задание.
Гладиолусы, георгины, герань - Масленок, волнушка, груздь - Земляника, черника, голубика - |
Д. Надо прочитать слова в каждой строчке и придумать к ней название. А потом к трем названиям придумать одно общее.
(Цветы, грибы, ягоды – растения.)
- Из всех растений гусенок Гена считает одну группу самой удивительной. О каких растения идет речь, вы узнаете, прочитав данный текст. Сформулируйте к нему свое задание.
Д. Надо прочитать текст. Придумать к нему последнее предложение.
Дети читают.
Грибы – удивительные растения. У них нет корней, стеблей, листьев. Грибы – это не только то, что растет под елкой или на поляне. Зеленоватый пушок плесени на кусочке хлеба – это гриб. Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез – это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным – это грибы. Рыжие округлые пятнышки на листьях смородины – тоже грибы. И всем известные дрожжи – тоже грибы.
- О каких растениях идет речь в данном тексте?
- Почему грибы считают удивительными растениями?
- Какое последнее предложение вы придумали?
(Вариант: “Разнообразен мир грибов”)
Гусенок Гена спешит к себе домой. И наш урок подходит к концу.
VII. Итог урока
У. С какими звуками и какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
Д. Мы познакомились со звуками [г] и [г'].
У. Дайте характеристику новым звукам.
Д. Звук [г] согласный, звонкий, твердый. Звук [г'] согласный, звонкий, мягкий.