Цели:
Общеобразовательные: обобщить знания по темам “Односоставные предложения” и “Квадратные уравнения”; отработать умение строить односоставные предложения и употреблять их в речи при составлении и отработки алгоритма решения квадратных уравнений разными способами.
Воспитательные: через межпредметные связи воспитать ученика как всесторонне развитую гармоничную личность через сотрудничество предметов к взаимопониманию, взаимопомощи, взаимовыручки учащихся.
Развивающие: отработать умение самостоятельной постановки целей, выводов, логического переключения с одного предмета на другой, показать взаимосвязь (точки соприкосновения) между предметами для формирования целостной картины общеобразовательного процесса, развивать творческие способности.
Эпиграф урока (записан на доске):
“Наблюдение внешнего – это непосредственные знания. Осмысление непосредственных знаний – это разумные знания” Мо-Цзы (китайский философ).
Ход урока
1. Вводная часть. Постановка цели урока.
Учитель русского языка: - Тема сегодняшнего урока “Вместе будем обобщать”. Что означает слово “обобщать”?
Учитель математики: - Вчера вечером мы узнали, что идем принимать зачет в другую школу в 8 класс. Я по русскому языку по теме “Односоставные предложения”.
Учитель русского языка: - А я иду на зачет по алгебре по теме “Квадратные уравнения”.
Учитель математики: - То есть через 1 час Вы должны снабдить нас необходимым объемом знаний по этим темам. А чтобы определиться, что должен знать и уметь учитель русского языка по теме “Квадратные уравнения” поможем ей заполнить таблицу (таблица на доске).
алгебра | русский язык | |
знать | - - - |
- - - |
уметь | - - - |
- - - |
(Учащиеся отвечают, учителя по очереди заполняют и с помощью учащихся делают вывод по первому этапу урока).
2. Отработка материала.
Учитель математики: - Дома мы проработали теоретический материал по нашим темам, теперь нам необходимо провести входной контроль (учащиеся работают с учителями).
(тесты записаны на доске)
Тест по математике
1. Уравнение ах? + вх + с = 0 не является квадратным, если
1) в=0
2) в=0, с=0
3) а=0, в=0
2. Выберите верное решение уравнения:
1) 3х? - 12 = 0 | х=±2 |
2) 1,8х? = 0 | х=1 |
3) х? + 9 = 0 | х=±3 |
3. Найдите дискриминант квадратного уравнения 3х? - 5х + 2 = 0
1) Д=49
2) Д=1
3) Д=- 49
4. Исключите лишнюю формулу:
1) х = (-к ± Д) / (2а)
2) х = (-в ±Д) / (2а)
3) Д = в2 - 4ас
5. Найдите по теореме Виета корни уравнения х?-8х-9=0
1) х=-9, х=1
2) х=4, х=2
3) х=9 , х=-1
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
правильный ответ | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 |
Тесты по русскому языку.
1. Если двусоставное предложение имеет в своей основе два главных члена – подлежащее и сказуемое, а односоставное - один главный член (в форме подлежащего или сказуемого), то какого типа данные предложения:
1) Кругом все молчало.
2) По откосам оврагов зацвели первые цветы.
3) Хорошо было работать ранним утром под ласковыми лучами солнца.
А. Двусоставное
Б. Односоставное
2. Если в односоставных определенно-личных предложениях главный член выражен в форме 1 и 2 лица изъявительного наклонения или 2 лица повелительного наклонения, то какое из данных предложений является определенно-личным?
1) Тоскливо и медленно проходили дни и вечера.
2) Выглядываю в кусочек окна, и не узнаю леса.
3) Пойдем, побродим!
3. Определите способ выражения главного члена в односоставном неопределенно-личном предложении.
1) Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах.
2) На шкурах расставят глиняные горшки с горячим отваром.
А. – глагол в форме 3 лица мн.ч. наст./буд. времени
Б. – глагол в форме прош. времени мн.ч.
В. – инфинитив
4. Если безличным предложением называется односоставное предложение, в котором действие или состояние связано с действующим лицом (предметом), то такое предложение является безличным?
1) Каменное здание было одно.
2) Справа от Ратуши дворец графов Брабанта.
3) Необыкновенно тихо было в лесу.
4) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.
5. Определите тип односоставного предложения:
1) Мне нравится этот монастырь.
2) Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.
3) Ночь. Вахта.
4) В монастырях отзвонили к утрене.
5) Подул сильный штормовой ветер.
А – о/л
Б – н/л
В – б/л
Г – назывное
№ теста | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
правильный ответ | 1-А 2-А 3-Б |
2 3 |
1-Б 2-А |
3 | 1-В 2-А 3-Г 4-Б 5-А |
(Листы сдаются на проверку. Учителя отмечают свои ответы на доске, отрабатывают правильные ответы и исправляют неправильные).
Учитель математики: Что повторили в ходе выполнения теста?
Учитель русского языка: Я могу отличить приведенное квадратное уравнение от неприведенного. (Ученики добавляют. С ними работает учитель русского языка).
Учитель русского языка: Чтобы отработать безличные предложения перед вами лежит текст:
ЗАМЕЧ_ТЕЛЬН_ ФРАНЦУЗСК_ МАТ_МАТИК.
1. Первым стал обозн_чать буквами не только неизвес_ные и извес_ные данные. Он п_казал, что оперируя (с)симв_лами можно получ_ть р_зультат, который применим (к)любым соотве_ствующим в_личинам, то есть р_шить задачу в общем виде.
2. Это пол_жило нач_ло коре(н,нн)ому п_р_лому (в)развитии алг_бры: стало возможным букве(н,нн)ое и_ч_сление. Тем самым удалось вн_дрить понятие мат_матической формулы. В (1991) ________________ году исполнилось уже (400) _______________ лет со дня опубликования т_оремы ставшей ныне самым извес_ным утв_рждением школьн_ алг_бры.
Задание: вставить пропущенные буквы и по вариантам подчеркнуть безличные предложения (самостоятельно).
Вопросы:
- стиль текста
- примеры безличных предложений
- о ком говорится в тексте?
Учитель математики: Почему эта фамилия звучит сегодня на уроке? Сформулировать теорему Виета.
Задание: Решить уравнения, используя теорему Виета
А) х2-6х+5=0
Б) 2х2-4х+2=0
В) составить приведенное квадратное уравнение с корнями -2 и 4
Вопросы:
- какое уравнение требует дополнительного задания?
- перечислить все возможные способы решения квадратных уравнений
На последнем уроке математики учащиеся писали математическое сочинение “Способы решения квадратных уравнений”. Я выбрала выдержки из них и составила общее сочинение вашего класса.
Сочинение “Правила решения квадратных уравнений”.
Люди умели решать квадратные уравнения задолго до нашего времени (около 2 тысяч лет до нашей эры). Решение имеет 10 способов, но обо всем по порядку. На первом уроке мы изучили способ решения через дискриминант (“дискриминант” по-латински – разделитель). Математически его обозначают “Д”, формула нахождения Д=в?-4ас, где а, в, с – коэффициенты уравнения. В результате вычисления, мы получаем число, которое показывает количество корней. Если Д>0, то 2 корня, Д=0, то 1 корень, Д<0, то нет корней. Формула нахождения корней очень легкая, она имеет вид: х=(-в±Д)/(2а). Когда мы вычисляем, то обязательно получаем, что второй коэффициент подставляется в формулу с противоположным знаком. Когда нашли корни уравнения, то записываем ответ.
Люди, используя теорему Виета, быстрее находят корни квадратного уравнения. Обязательное условие применения данной теоремы – это приведенность данного уравнения. Именно Франсуа Виет утверждал, что в приведенных квадратных уравнениях сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а их произведение равно свободному коэффициенту, т.е мы ищем корни с помощью подбора.
Есть отдельный тип уравнения – это неполные. Они бывают трех видов: в=0, способ решения – выделение х? и нахождение двух его корней при х?>0 или нет корней при х?<0; с=0, способ решения – вынесение х за скобку, решений всегда два, причем одно из них – 0; в=с=0, то решение одно и оно равно 0.
Люди знают другие способы решения квадратных уравнений: через четный коэффициент, выделение квадрата двучлена, “переброски” первого коэффициента к свободному члену, используют свойства коэффициентов уравнения и графический способ. Каждый имеет право выбора. Главное, чтобы решение было рациональным и верным.
Задание: составить алгоритм решения квадратного уравнения, переработав текст в односоставные предложения, подтвердив свой алгоритм решением уравнения:
1 вариант – через дискриминант (у доски учащийся)
2 вариант – по теореме Виета (у доски учитель русского языка и математики)
3 вариант – неполные квадратные уравнения (у доски учащийся)
Учитель русского языка: (проверяет у учителя математики алгоритм в виде односоставных предложений, обсуждая с классом) - готов ли учитель математики к завтрашнему принятию зачета по русскому языку в 8 классе?
Учитель математики: Готов ли учитель русского языка к принятию зачета по математике?
Учитель русского языка: Что из записанного на доске не работало на уроке? (эпиграф)
Что связывает это высказывание с нашим сегодняшним уроком?
3. Выводы. Итоги урока.
Учитель русского языка: Сегодня на уроке попытались найти точки соприкосновения русского языка и математики.
Домашнее задание: Сочинение-рассуждение с блок-схемой на тему “Романтический проект: точки соприкосновения” (возможные слияния предметов).