Интегрированный урок русского языка и математики "Вместе будем обобщать". Односоставные предложения и квадратные уравнения

Разделы: Математика, Русский язык, Начальная школа


Цели:

Общеобразовательные: обобщить знания по темам “Односоставные предложения” и “Квадратные уравнения”; отработать умение строить односоставные предложения и употреблять их в речи при составлении и отработки алгоритма решения квадратных уравнений разными способами.

Воспитательные: через межпредметные связи воспитать ученика как всесторонне развитую гармоничную личность через сотрудничество предметов к взаимопониманию, взаимопомощи, взаимовыручки учащихся.

Развивающие: отработать умение самостоятельной постановки целей, выводов, логического переключения с одного предмета на другой, показать взаимосвязь (точки соприкосновения) между предметами для формирования целостной картины общеобразовательного процесса, развивать творческие способности.

Эпиграф урока (записан на доске):

Наблюдение внешнего – это непосредственные знания. Осмысление непосредственных знаний – это разумные знания” Мо-Цзы (китайский философ).

Ход урока

1. Вводная часть. Постановка цели урока.

Учитель русского языка: - Тема сегодняшнего урока “Вместе будем обобщать”. Что означает слово “обобщать”?

Учитель математики: - Вчера вечером мы узнали, что идем принимать зачет в другую школу в 8 класс. Я по русскому языку по теме “Односоставные предложения”.

Учитель русского языка: - А я иду на зачет по алгебре по теме “Квадратные уравнения”.

Учитель математики: - То есть через 1 час Вы должны снабдить нас необходимым объемом знаний по этим темам. А чтобы определиться, что должен знать и уметь учитель русского языка по теме “Квадратные уравнения” поможем ей заполнить таблицу (таблица на доске).

  алгебра русский язык
знать -

-

-

-

-

-

уметь -

-

-

-

-

-

(Учащиеся отвечают, учителя по очереди заполняют и с помощью учащихся делают вывод по первому этапу урока).

2. Отработка материала.

Учитель математики: - Дома мы проработали теоретический материал по нашим темам, теперь нам необходимо провести входной контроль (учащиеся работают с учителями).

(тесты записаны на доске)

Тест по математике

1. Уравнение ах? + вх + с = 0 не является квадратным, если

1) в=0

2) в=0, с=0

3) а=0, в=0

2. Выберите верное решение уравнения:

1) 3х? - 12 = 0 х=±2
2) 1,8х? = 0 х=1
3) х? + 9 = 0 х=±3

3. Найдите дискриминант квадратного уравнения 3х? - 5х + 2 = 0

1) Д=49

2) Д=1

3) Д=- 49

4. Исключите лишнюю формулу:

1) х = (-к ± img1.gif (76 bytes)Д) / (2а)

2) х = (-в ±img1.gif (76 bytes)Д) / (2а)

3) Д = в2 - 4ас

5. Найдите по теореме Виета корни уравнения х?-8х-9=0

1) х=-9, х=1

2) х=4, х=2

3) х=9 , х=-1

№ вопроса 1 2 3 4 5
правильный ответ 3 1 2 1 3

Тесты по русскому языку.

1. Если двусоставное предложение имеет в своей основе два главных члена – подлежащее и сказуемое, а односоставное - один главный член (в форме подлежащего или сказуемого), то какого типа данные предложения:

1) Кругом все молчало.

2) По откосам оврагов зацвели первые цветы.

3) Хорошо было работать ранним утром под ласковыми лучами солнца.

А. Двусоставное

Б. Односоставное

2. Если в односоставных определенно-личных предложениях главный член выражен в форме 1 и 2 лица изъявительного наклонения или 2 лица повелительного наклонения, то какое из данных предложений является определенно-личным?

1) Тоскливо и медленно проходили дни и вечера.

2) Выглядываю в кусочек окна, и не узнаю леса.

3) Пойдем, побродим!

3. Определите способ выражения главного члена в односоставном неопределенно-личном предложении.

1) Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах.

2) На шкурах расставят глиняные горшки с горячим отваром.

А. – глагол в форме 3 лица мн.ч. наст./буд. времени

Б. – глагол в форме прош. времени мн.ч.

В. – инфинитив

4. Если безличным предложением называется односоставное предложение, в котором действие или состояние связано с действующим лицом (предметом), то такое предложение является безличным?

1) Каменное здание было одно.

2) Справа от Ратуши дворец графов Брабанта.

3) Необыкновенно тихо было в лесу.

4) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.

5. Определите тип односоставного предложения:

1) Мне нравится этот монастырь.

2) Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

3) Ночь. Вахта.

4) В монастырях отзвонили к утрене.

5) Подул сильный штормовой ветер.

А – о/л

Б – н/л

В – б/л

Г – назывное

№ теста 1 2 3 4 5
правильный ответ 1-А

2-А

3-Б

2

3

1-Б

2-А

3 1-В

2-А

3-Г

4-Б

5-А

(Листы сдаются на проверку. Учителя отмечают свои ответы на доске, отрабатывают правильные ответы и исправляют неправильные).

Учитель математики: Что повторили в ходе выполнения теста?

Учитель русского языка: Я могу отличить приведенное квадратное уравнение от неприведенного. (Ученики добавляют. С ними работает учитель русского языка).

Учитель русского языка: Чтобы отработать безличные предложения перед вами лежит текст:

ЗАМЕЧ_ТЕЛЬН_ ФРАНЦУЗСК_ МАТ_МАТИК.

1. Первым стал обозн_чать буквами не только неизвес_ные и извес_ные данные. Он п_казал, что оперируя (с)симв_лами можно получ_ть р_зультат, который применим (к)любым соотве_ствующим в_личинам, то есть р_шить задачу в общем виде.

2. Это пол_жило нач_ло коре(н,нн)ому п_р_лому (в)развитии алг_бры: стало возможным букве(н,нн)ое и_ч_сление. Тем самым удалось вн_дрить понятие мат_матической формулы. В (1991) ________________ году исполнилось уже (400) _______________ лет со дня опубликования т_оремы ставшей ныне самым извес_ным утв_рждением школьн_ алг_бры.

Задание: вставить пропущенные буквы и по вариантам подчеркнуть безличные предложения (самостоятельно).

Вопросы:

- стиль текста

- примеры безличных предложений

- о ком говорится в тексте?

Учитель математики: Почему эта фамилия звучит сегодня на уроке? Сформулировать теорему Виета.

Задание: Решить уравнения, используя теорему Виета

А) х2-6х+5=0

Б) 2х2-4х+2=0

В) составить приведенное квадратное уравнение с корнями -2 и 4

Вопросы:

- какое уравнение требует дополнительного задания?

- перечислить все возможные способы решения квадратных уравнений

На последнем уроке математики учащиеся писали математическое сочинение “Способы решения квадратных уравнений”. Я выбрала выдержки из них и составила общее сочинение вашего класса.

Сочинение “Правила решения квадратных уравнений”.

Люди умели решать квадратные уравнения задолго до нашего времени (около 2 тысяч лет до нашей эры). Решение имеет 10 способов, но обо всем по порядку. На первом уроке мы изучили способ решения через дискриминант (“дискриминант” по-латински – разделитель). Математически его обозначают “Д”, формула нахождения Д=в?-4ас, где а, в, с – коэффициенты уравнения. В результате вычисления, мы получаем число, которое показывает количество корней. Если Д>0, то 2 корня, Д=0, то 1 корень, Д<0, то нет корней. Формула нахождения корней очень легкая, она имеет вид: х=(-в±Д)/(2а). Когда мы вычисляем, то обязательно получаем, что второй коэффициент подставляется в формулу с противоположным знаком. Когда нашли корни уравнения, то записываем ответ.

Люди, используя теорему Виета, быстрее находят корни квадратного уравнения. Обязательное условие применения данной теоремы – это приведенность данного уравнения. Именно Франсуа Виет утверждал, что в приведенных квадратных уравнениях сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а их произведение равно свободному коэффициенту, т.е мы ищем корни с помощью подбора.

Есть отдельный тип уравнения – это неполные. Они бывают трех видов: в=0, способ решения – выделение х? и нахождение двух его корней при х?>0 или нет корней при х?<0; с=0, способ решения – вынесение х за скобку, решений всегда два, причем одно из них – 0; в=с=0, то решение одно и оно равно 0.

Люди знают другие способы решения квадратных уравнений: через четный коэффициент, выделение квадрата двучлена, “переброски” первого коэффициента к свободному члену, используют свойства коэффициентов уравнения и графический способ. Каждый имеет право выбора. Главное, чтобы решение было рациональным и верным.

Задание: составить алгоритм решения квадратного уравнения, переработав текст в односоставные предложения, подтвердив свой алгоритм решением уравнения:

1 вариант – через дискриминант (у доски учащийся)

2 вариант – по теореме Виета (у доски учитель русского языка и математики)

3 вариант – неполные квадратные уравнения (у доски учащийся)

Учитель русского языка: (проверяет у учителя математики алгоритм в виде односоставных предложений, обсуждая с классом) - готов ли учитель математики к завтрашнему принятию зачета по русскому языку в 8 классе?

Учитель математики: Готов ли учитель русского языка к принятию зачета по математике?

Учитель русского языка: Что из записанного на доске не работало на уроке? (эпиграф)

Что связывает это высказывание с нашим сегодняшним уроком?

3. Выводы. Итоги урока.

Учитель русского языка: Сегодня на уроке попытались найти точки соприкосновения русского языка и математики.

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение с блок-схемой на тему “Романтический проект: точки соприкосновения” (возможные слияния предметов).