В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая по прописи и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др. , запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом.
Методические исследования и практика школьной работы показывают, что все многообразие лексико-орфографических упражнений можно представить в виде четырех групп упражнений:
- различные виды диктантов;
- лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;
- упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;
- упражнения по развитию речи детей.
ДИКТАНТЫ.
Данный вид упражнений можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости выясняют значение слова.
Картинный диктант:
1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;
3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставя знак ударения.
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:
1) записать в первый столбик слова-названия животных, во второй - слова-названия растений;
2) записать в первый столбик слова, в написании которых надо запомнить гласную Е, во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную О, в третий - слова, в написании которых надо запомнить гласную А;
3) выписать только слова из "Словаря":
Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом -
Съешь морковку мимоходом.
Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
Диктант по памяти. Например:
1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов;
2) записать по памяти слова, в написании которых нужно писать в безударном слоге гласную букву Е.
Диктант с комментированием. Учитель называет слово из "Словаря" или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом. Например:
1) четвертый день недели (четверг);
2) прием пищи в середине дня (обед);
3) плод яблони (яблоко);
4) помещение для торговли чем-нибудь (магазин).
Диктанты с опорой на этимологию (включают только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились):
а) объяснительный диктант с лексическим заданием.
Этот вид диктанта традиционен и проводится большинством учителей. Он носит элементы занимательности, помогая учащимся закрепить в памяти лексическое значение "трудного" слова. Если же учитель в словарной работе систематически использует этимологию, в сознании ребенка при выполнении такого диктанта актуализируются сведения о происхождении данного слова, позволяющие верно его написать. Эти сведения и должен записать младший школьник в качестве проверки к "трудным" словам.
Например: Как называется лиственное дерево с белым стволом? Запись в тетради ученика: береза (берза).
б) узнай слово по полной этимологической справке.
В этом виде диктанта учитель называет исторический корень, от которого образовано слово, и значение этого корня.
Например: это слово произошло от…
… общеславянского ДОР, что значит "расчищенное место" (дорога);
… общеславянского КОР - "рог" (корова);
… восточнославянского КОРЗАТЬ - "рубить ветки, счищать кору" (корзина);
… исконно русского ХОРС - "чистый, убранный" (хороший).
б) диктант с обоснованием.
Выполняя это задание, школьники вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово.
Например: (сольдо) солдат.
в) самодиктант.
Выполняя это задание, учащиеся вспоминают и записывают как можно больше слов, имеющих в своем составе исторический корень.
Например: корень - КАП - от КАПО = "голова" (капитан, капитанский, капуста, капустный и др. ).
ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком - о сирени как цветке этого растения.
1. Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. 2. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень.
2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.
1. Вот и лето подоспело - земляника покраснела. 2. Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. 3. Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.
3. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.
4. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.
5. Объясните значение выделенных слов.
1. Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. 2. Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот.
Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.
1. Советский воин бережет родной страны покой и славу. 2. С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. 3. Только взял боец трехрядку, сразу видно - гармонист. 4. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.
7. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.
Друг - товарищ. Узор, труд, торжество, холод, боец…
9. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.
Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…
10. Объясните смысловое значение слова язык в каждом предложении. В каком предложении слово язык употреблено в прямом значении? Запишите это предложение в тетрадях. Определите род, число, падеж, склонение слова язык.
1. Богат и красив русский язык. 2. Разведчики взяли языка. 3. Язык сильно ударял о стенки колокола. 4. Малыш больно прикусил язык.
11. Что значит болтать языком? Что значит болтать ногами? Сколько значений у слова болтать?
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
12. Что значит молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях:
1. Время бежит.
2. Бежит ручей.
3. Зерно бежит из комбайна в машину.
13. Замените данные сочетания слов выражениями из "Слов для справок".
1. Обмануть.
2. Очень много.
3. Неизвестно когда.
4. Очень давно.
5. Свободный для транспорта путь.
6. Очень быстро.
Слова для справок: зеленая улица; обвести вокруг пальца; яблоку негде упасть; после дождичка в четверг; при царе Горохе; прокатить с ветерком.
УПРАЖНЕНИЕ В КОНСТРУИРОВАНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
1. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.
1. Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда. 2. Заяц, … - это звери, а … , … - это птицы. 3. Пенал, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты. 4. Морковь, … , … - это овощи.
2. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из "Слов для справок". 1. Как алмазы … на листьях росинки. 2. Пылает заря, … роса. 3. Снег … под лучами зимнего солнца. 4. Солнце … , а месяц … .
Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.
3. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь - морковка, желтый - желтоватый, черный - черненький, ветер - ветрище, корова - коровенка, сверкать - сверкнуть.
4. К данным словам подберите подходящее по смыслу словарное слово. Напишите составленные словосочетания.
Жареный - … , восточный - … , соленый - … , тракторный - … , зеленая - … , сытный - … , школьный - … , прекрасная - … , огородные - … .
Переходить (что?) … , ехать (на чем?) … , сварить ( из чего?) … , рисовать (чем?) … , выращивать (что?) … , гордиться (кем?) … .
5. Выберите одно из близких по смыслу слов.
Настоящее счастье для народа в … . Я помог товарищу в этом трудном … . Хорошо тому, кто любит свою … .
Слова: работа, дело, труд.
6. Выберите синонимы к словам Родина, бесконечный, охранять и запишите их. Составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.
Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
1. Составьте предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, воробью по колено.
2. Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова для справок: пугливые, трусливые, робкие.
3. Замените повторяющееся слово "старик" подходящими по смыслу словами из рубрики "Слова для справок".
В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Вдруг старик услыхал: "Дзенн!" красивый такой звук, как струна пропела. Старик очень удивился: "Кто это в лесу на струне играет?"
Слова для справок: он, охотник, старый медвежатник, старик.
4. Прочитайте и расскажите, о чем прочитали. Озаглавьте текст.
Во времена парусного флота плавание зависело от погоды, от направления ветра. Для выхода в море нужен был попутный ветер. Ветер надувал паруса и направлял судно вперед. Выражение "попутный ветер" стало использоваться в речи и в другом значении. Пожелать кому-либо попутного ветра - значит пожелать удачи.
5. Составьте текст-описание на любую тему.
1. Ну и огурчик!
2. Молодая осинка.
3. Земляничная поляна.
4. Ох уж эта лисица!
5. Буренушка.
6. Какую бы картину вы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды (яблоку негде упасть; одна нога здесь, другая там и др. ).
В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении словарных слов учитель может предложить игры типа "Кто больше?", "Кто лучше?", "Кто быстрее?", "Кто правильнее?", "Кто быстрее и правильнее?" и др. :
1. "Кто больше?" К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь.
Герой, комбайн, желтый, песок, осина … .
2. "Кто больше?" К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).
Сирень, помидор, морковь, огурец, осина … .
3. "Кто быстрее?" К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) словарное слово.
Белый - … , юг - … , запад - … , грустно - … , медленно - … , прощай - … , плохо - … , друг - …
4. "Кто быстрее?" Вспомните, о ком так говорят.
Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока … .
5. "Кто больше?"
1) Вспомните загадки, отгадками к которым являются словарные слова. Загадайте их товарищам.
2) Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова. Проговорите их вслух.
3) Вспомните художественные произведения, в названии которых есть слова из словаря.
4) Вспомните стихи, в содержании которых есть слова из словаря.
В данной работе представлены лишь некоторые из возможных упражнений, которые можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.