Пояснительная записка.
Курс предназначен для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ, овладевших русским языком на элементарном уровне, чтобы развить коммуникативную компетенцию читающего-говорящего, облегчить изучение школьных предметов на русском языке и устранить причины, затрудняющие усвоение нового материала.
В результате современных социально-экономических процессов в обществе возник кризис отношений с негативными этническими стереотипами. Национальные диаспоры существуют автономно, параллельно друг другу. Это создаёт напряжённость. Вторая московская программа по национальной политике ставит целью межэтническую интеграцию, взаимодействие, взаимопроникновение на основе духовных и нравственных устоев российского общества и предлагает выработать и реализовать меры по раннему предупреждению межнациональной напряжённости и связанных с ней проявлений экстремизма.
Курс создан в соответствии с государственной языковой политикой с учётом требований “Государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному”.
Необходимость создания курса.
Анализ работы с детьми мигрантов показывает, что эти дети, говорящие по-русски бегло и без акцента на бытовом уровне, не могут понять объяснение учителя, тексты учебников, так как не знают терминологии. Данный курс предлагает актуальные материалы для устранения трудностей усвоения и преподавания школьных предметов иноязычным учащимся на русском языке.
Цели курса:
- дать знания и развить умения использовать русский язык в различных сферах деятельности;
- привить навыки правильного речевого поведения на русском языке;
- дать социо-культурные знания;
- раскрыть образ мышления русского народа;
- развить практические навыки использования русского языка в качестве инструмента получения новых знаний по учебным дисциплинам.
Задачи курса:
- обеспечить равные возможности для москвичей разных национальностей;
- сформировать механизм умения перенести знания и навыки в новую ситуацию;
- развить психические функции, связанные с речевой деятельностью: внимание, восприятие, воображение;
- сформировать систему моральных ценностей и оценочное отношение к миру;
- научить сопоставлять языковые навыки;
- помочь в изучении школьных дисциплин на русском языке;
- развить умения решать коммуникативные задачи для социальной адаптации.
Требования по окончании курса
Основная задача обучения – достичь навыка владения механизмами аудирования, чтения, письма и говорения, обогатить словарный запас за счёт терминологии, расширить объём знаний о социо-культурной специфике России.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- читать и адекватно понимать тексты по различным школьным предметам;
- уметь выразить свои мысли на заданную тему с использованием усвоенной лексики;
- уметь делать сообщения и мини-доклады;
- владеть техникой устной и письменной презентации темы;
- уметь решать информационные проблемы: находить, систематизировать и передавать информацию;
- уметь воспринимать на слух речь носителей языка.
Содержание курса
Курс предусматривает развитие всех видов речевой деятельности, знакомит с достижениями русской культуры, даёт знания об истории, помогает учащимся овладеть сутью иной системы понятий и приобрести опыт творческой поисковой деятельности, осознать явления как своей, так и русской действительности.
Продолжительность курса
Курс рассчитан на 105 часов. Его можно усвоить за 1 учебный год при условии, что в течение 35 учебных недель на данный курс отводится по 3 часа в неделю. 97 часов используются для аудиторных занятий, 8 часов для контрольных работ.
Формы проведения занятий и приёмы работы:
- практическая работа с текстами разных жанров;
- выполнение предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, направленных на понимание лексического значения языковых единиц, синтаксических конструкций, умение прогнозировать и воспроизводить текстовый материал в виде различного типа высказываний по затронутой проблеме;
- использование технологии развития критического мышления;
- парная и групповая работа;
- доклады, сообщения, презентации;
- активные методы обучения: диспуты, совместные проекты.
Формы контроля:
- различные виды изложений;
- написание авторского рассказа;
- викторины;
- графическая информация – составление кластеров;
- доклады.
Тематическое планирование курса
Название раздела/темы | Количество часов | |
Занятия | Контрольные работы | |
Обучение письменной речи | 10 | 2 |
Литература | 28 | 1 |
Математика | 12 | 1 |
Естествознание: биология, экология, химия | 14 | 1 |
История | 12 | 1 |
География | 7 | 1 |
Физика, астрономия | 14 | 1 |
Итого: | 97 | 8 |
Содержание программы
Тема | Содержание | Время, ч | Формы контрольной работы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Обучение письменной речи | |||
Письмо по-русски | 1.Начало и конец письма; | 1 | |
2. Адрес на конверте; | 1 | ||
3. Речевые образцы: как выразить желание, просьбу, узнать новости и т. д; | 1 | ||
4. Контрольная работа. | 1 | Написание письма | |
Обучение изложению | 1. Подробное изложение с сохранением
типа текста, его структурных и композиционных особенностей; |
2 | |
2. Сжатое изложение с передачей основного содержания текста; | 1 | ||
3. Сжатое изложение с дополнительными заданиями, предполагающими внесение изменений в содержание или композицию текста; | 2 | ||
4. Изложение с элементами сочинения; | 2 | ||
5. Контрольная работа | 1 | Изложение | |
Раздел 2. Литература | |||
Введение в литературу | 1. Литературоведческие термины; | 1 | |
2. Возникновение письменности; | 1 | ||
3. Из истории развития письменности; | 1 | ||
4. Изобретение бумаги; | 1 | ||
5. Фольклор и его особенности; | 1 | ||
6. Сказки; | 1 | ||
7. Русская притча и античная басня; | 1 | ||
8. История русской литературы; | 3 | ||
9. Русские традиции и праздники; | 2 | ||
10. Жанры произведений и их особенности; | 4 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
11. Города – музеи; | 3 | ||
12. П. И. Чайковский; | 1 | ||
13. Художники – передвижники; | 1 | ||
14. “Уснувший мальчик” (по К. Паустовскому); | 1 | ||
15. Средства выразительности речи; | 6 | ||
16.Контрольная работа. | 1 | Написание короткого рассказа | |
Раздел 3. Математика | |||
Мир математики | 1. Математические термины; | 2 | |
2. Как в старину делали измерения; | 1 | ||
3. Старинные русские меры площади, длины и массы; | 1 | ||
4. Как люди научились считать; | 1 | ||
5. Операции над числами; | 1 | ||
6. От абака к ЭВМ; | 1 | ||
7. Термины теорем; | 1 | ||
8. Золотое сечение; | 1 | ||
9. 7 – число особое; | 1 | ||
10. Алгоритм решения типовых задач; | 2 | ||
11. Контрольная работа. | 1 | Математическая викторина | |
Раздел 4. Естествознание: биология, экология, химия | |||
Окружающий мир | 1. Основные термины и понятия; | 3 | |
2. Растения прошлого; | 1 | ||
3. Генетика, наследственность; | 1 | ||
4. Вода и жизнь; | 1 | ||
5. Круговорот воды в природе; | 1 | ||
6. Эволюция – реальность жизни; | 1 | ||
7. Горные породы – летопись планеты; | 1 | ||
8. Любовь и химия (по М. Гану); | 1 | ||
9. Необычный конкурс (оформление дворика); | 1 | ||
10. Озон – головная боль планеты; | 1 | ||
11. Таблица Менделеева (по В. Летову); | 1 | ||
12. Береги планету; | 1 | ||
13. Контрольная работа. | 1 | Составление и презентация экологического кластера | |
Раздел 5. История | |||
Связь времен | 1. Исторические термины; | 1 | |
2. Что изучает история; | 1 | ||
3. Освоение земель; | 1 | ||
4. Ремесла в древней Руси; | 1 | ||
5. Введение христианства на Руси; | 1 | ||
6. Связь времен; | 1 | ||
7. Отмена крепостного права; | 1 | ||
8. Философы о русской революции; | 1 | ||
9. Послание богов (по Д. Филимонову); | 1 | ||
10. Последнее сражение (по Г. Гаррисону); | 1 | ||
11. Реликвии – память прошлого; | 1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
12. Русские полководцы; | 1 | ||
13. Контрольная работа. | 1 | Историческая викторина | |
Раздел 6. География | |||
Введение в географию | 1. Географические термины; | 1 | |
2. Что изучает география; | 1 | ||
3. Условные значки на географической карте; | 1 | ||
4. Влияние климата на жизнь людей; | 1 | ||
5. Прогноз погоды; | 1 | ||
6. Изменение рельефа; | 1 | ||
7. Образование полезных ископаемых; | 1 | ||
8. Контрольная работа. | 1 | Рассказ по контурной карте | |
Раздел 7. Физика, астрономия | |||
Космос и Земля | 1. Основные термины и понятия; | 3 | |
2. Ученые и их постулаты; | 4 | ||
3. Эволюция солнечной системы; | 1 | ||
4. Ломоносов. Закон сохранения материи и движения; | 1 | ||
5. Древнегреческая астрономия; | 1 | ||
6. Древняя техника; | 1 | ||
7. Революционная теория Коперника; | 1 | ||
8. Занимательная физика; | 2 | ||
9. Контрольная работа. | 1 | Доклад | |
Итого: | 105 |
Литература
- Шанский Н. М., Кудрявцева Т. С. “Что значит знать язык и владеть им”.- Л., 1990г.
- Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д.Э. “Занимательно о русском языке”.- Л., “Просвещение”, 1990г.
- Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. “Я пишу…”.- Москва, “Русский язык”, 1990г.
- Дидактические материалы. Развитие навыков и академической письменной речи.- М., “Дрофа”, 2004г.
- Кузьменкова Ю. Б. Лекции
- Кухаревич Н. Е., Будильцева М. Б., Киселева Н. И. Я читаю и говорю по-русски.- М.: Рус. яз., 2000.-166с.