Программа курса по русскому языку как иностранному "Я читаю и говорю по-русски" для учащихся 5–6-x классов, владеющих русским языком на элементарном уровне

Разделы: Русский язык, Иностранные языки, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Курс предназначен для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ, овладевших русским языком на элементарном уровне, чтобы развить коммуникативную компетенцию читающего-говорящего, облегчить изучение школьных предметов на русском языке и устранить причины, затрудняющие усвоение нового материала.

В результате современных социально-экономических процессов в обществе возник кризис отношений с негативными этническими стереотипами. Национальные диаспоры существуют автономно, параллельно друг другу. Это создаёт напряжённость. Вторая московская программа по национальной политике ставит целью межэтническую интеграцию, взаимодействие, взаимопроникновение на основе духовных и нравственных устоев российского общества и предлагает выработать и реализовать меры по раннему предупреждению межнациональной напряжённости и связанных с ней проявлений экстремизма.

Курс создан в соответствии с государственной языковой политикой с учётом требований “Государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному”.

Необходимость создания курса.

Анализ работы с детьми мигрантов показывает, что эти дети, говорящие по-русски бегло и без акцента на бытовом уровне, не могут понять объяснение учителя, тексты учебников, так как не знают терминологии. Данный курс предлагает актуальные материалы для устранения трудностей усвоения и преподавания школьных предметов иноязычным учащимся на русском языке.

Цели курса:

  • дать знания и развить умения использовать русский язык в различных сферах деятельности;
  • привить навыки правильного речевого поведения на русском языке;
  • дать социо-культурные знания;
  • раскрыть образ мышления русского народа;
  • развить практические навыки использования русского языка в качестве инструмента получения новых знаний по учебным дисциплинам.

Задачи курса:

  • обеспечить равные возможности для москвичей разных национальностей;
  • сформировать механизм умения перенести знания и навыки в новую ситуацию;
  • развить психические функции, связанные с речевой деятельностью: внимание, восприятие, воображение;
  • сформировать систему моральных ценностей и оценочное отношение к миру;
  • научить сопоставлять языковые навыки;
  • помочь в изучении школьных дисциплин на русском языке;
  • развить умения решать коммуникативные задачи для социальной адаптации.

Требования по окончании курса

Основная задача обучения – достичь навыка владения механизмами аудирования, чтения, письма и говорения, обогатить словарный запас за счёт терминологии, расширить объём знаний о социо-культурной специфике России.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • читать и адекватно понимать тексты по различным школьным предметам;
  • уметь выразить свои мысли на заданную тему с использованием усвоенной лексики;
  • уметь делать сообщения и мини-доклады;
  • владеть техникой устной и письменной презентации темы;
  • уметь решать информационные проблемы: находить, систематизировать и передавать информацию;
  • уметь воспринимать на слух речь носителей языка.

Содержание курса

Курс предусматривает развитие всех видов речевой деятельности, знакомит с достижениями русской культуры, даёт знания об истории, помогает учащимся овладеть сутью иной системы понятий и приобрести опыт творческой поисковой деятельности, осознать явления как своей, так и русской действительности.

Продолжительность курса

Курс рассчитан на 105 часов. Его можно усвоить за 1 учебный год при условии, что в течение 35 учебных недель на данный курс отводится по 3 часа в неделю. 97 часов используются для аудиторных занятий, 8 часов для контрольных работ.

Формы проведения занятий и приёмы работы:

  • практическая работа с текстами разных жанров;
  • выполнение предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, направленных на понимание лексического значения языковых единиц, синтаксических конструкций, умение прогнозировать и воспроизводить текстовый материал в виде различного типа высказываний по затронутой проблеме;
  • использование технологии развития критического мышления;
  • парная и групповая работа;
  • доклады, сообщения, презентации;
  • активные методы обучения: диспуты, совместные проекты.

Формы контроля:

  • различные виды изложений;
  • написание авторского рассказа;
  • викторины;
  • графическая информация – составление кластеров;
  • доклады.

Тематическое планирование курса

Название раздела/темы Количество часов
Занятия Контрольные работы
Обучение письменной речи 10 2
Литература 28 1
Математика 12 1
Естествознание: биология, экология, химия 14 1
История 12 1
География 7 1
Физика, астрономия 14 1
Итого: 97 8

Содержание программы

Тема Содержание Время, ч Формы контрольной работы
1 2 3 4
Раздел 1. Обучение письменной речи
Письмо по-русски 1.Начало и конец письма; 1  
2. Адрес на конверте; 1  
3. Речевые образцы: как выразить желание, просьбу, узнать новости и т. д; 1  
4. Контрольная работа. 1 Написание письма
Обучение изложению 1. Подробное изложение с сохранением типа

текста, его структурных и композиционных

особенностей;

2  
2. Сжатое изложение с передачей основного содержания текста; 1  
3. Сжатое изложение с дополнительными заданиями, предполагающими внесение изменений в содержание или композицию текста; 2  
4. Изложение с элементами сочинения; 2  
5. Контрольная работа 1 Изложение
Раздел 2. Литература
Введение в литературу 1. Литературоведческие термины; 1  
2. Возникновение письменности; 1  
3. Из истории развития письменности; 1  
4. Изобретение бумаги; 1  
5. Фольклор и его особенности; 1  
6. Сказки; 1  
7. Русская притча и античная басня; 1  
8. История русской литературы; 3  
9. Русские традиции и праздники; 2  
10. Жанры произведений и их особенности; 4  
1 2 3 4
  11. Города – музеи; 3  
12. П. И. Чайковский; 1  
13. Художники – передвижники; 1  
14. “Уснувший мальчик” (по К. Паустовскому); 1  
15. Средства выразительности речи; 6  
16.Контрольная работа. 1 Написание короткого рассказа
Раздел 3. Математика
Мир математики 1. Математические термины; 2  
2. Как в старину делали измерения; 1  
3. Старинные русские меры площади, длины и массы; 1  
4. Как люди научились считать; 1  
5. Операции над числами; 1  
6. От абака к ЭВМ; 1  
7. Термины теорем; 1  
8. Золотое сечение; 1  
9. 7 – число особое; 1  
10. Алгоритм решения типовых задач; 2  
11. Контрольная работа. 1 Математическая викторина
Раздел 4. Естествознание: биология, экология, химия
Окружающий мир 1. Основные термины и понятия; 3  
2. Растения прошлого; 1  
3. Генетика, наследственность; 1  
4. Вода и жизнь; 1  
5. Круговорот воды в природе; 1  
6. Эволюция – реальность жизни; 1  
7. Горные породы – летопись планеты; 1  
8. Любовь и химия (по М. Гану); 1  
9. Необычный конкурс (оформление дворика); 1  
10. Озон – головная боль планеты; 1  
11. Таблица Менделеева (по В. Летову); 1  
12. Береги планету; 1  
13. Контрольная работа. 1 Составление и презентация экологического кластера
Раздел 5. История
Связь времен 1. Исторические термины; 1  
2. Что изучает история; 1  
3. Освоение земель; 1  
4. Ремесла в древней Руси; 1  
5. Введение христианства на Руси; 1  
6. Связь времен; 1  
7. Отмена крепостного права; 1  
8. Философы о русской революции; 1  
9. Послание богов (по Д. Филимонову); 1  
10. Последнее сражение (по Г. Гаррисону); 1  
11. Реликвии – память прошлого; 1  
1 2 3 4
  12. Русские полководцы; 1  
13. Контрольная работа. 1 Историческая викторина
Раздел 6. География
Введение в географию 1. Географические термины; 1  
2. Что изучает география; 1  
3. Условные значки на географической карте; 1  
4. Влияние климата на жизнь людей; 1  
5. Прогноз погоды; 1  
6. Изменение рельефа; 1  
7. Образование полезных ископаемых; 1  
8. Контрольная работа. 1 Рассказ по контурной карте
Раздел 7. Физика, астрономия
Космос и Земля 1. Основные термины и понятия; 3  
2. Ученые и их постулаты; 4  
3. Эволюция солнечной системы; 1  
4. Ломоносов. Закон сохранения материи и движения; 1  
5. Древнегреческая астрономия; 1  
6. Древняя техника; 1  
7. Революционная теория Коперника; 1  
8. Занимательная физика; 2  
9. Контрольная работа. 1 Доклад
Итого:   105  

Литература

  1. Шанский Н. М., Кудрявцева Т. С. “Что значит знать язык и владеть им”.- Л., 1990г.
  2. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д.Э. “Занимательно о русском языке”.- Л., “Просвещение”, 1990г.
  3. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. “Я пишу…”.- Москва, “Русский язык”, 1990г.
  4. Дидактические материалы. Развитие навыков и академической письменной речи.- М., “Дрофа”, 2004г.
  5. Кузьменкова Ю. Б. Лекции
  6. Кухаревич Н. Е., Будильцева М. Б., Киселева Н. И. Я читаю и говорю по-русски.- М.: Рус. яз., 2000.-166с.