Мы общаемся при помощи слов. Слова описывают все наши чувства, окружающую природу и все, созданное руками человека.
Слово – очень нежное создание. Замена, добавление или изъятие одной буквы могут совершенно изменить значение слова. Слова, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но есть слова-долгожители, которые живут тысячи лет (хлеб, вода, воздух).
Еще в раннем детстве, только научившись говорить, мы начинаем изменять существующие слова и придумывать новые.
В ГОУ СОШ № 832 ЮАО г..Москвы в учебный план заложен ряд нестандартных учебных предметов, направленных на изучение слова: лингвистика, курс повышения грамотности, риторика. Для формирования современной языковой личности недостаточно тех уроков в школьном курсе русского языка, которые заложены в программу. Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку человека как к универсальному инструменту и объекту познания. Введенный несколько лет назад курс лингвистики призван научить детей сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку. Уроки лингвистики ведутся в нашей школе в 5-7 гимназических классах, в 8-9 классах работает творческая лаборатория “Лингвист”, призванная поддерживать проектную и исследовательскую деятельность учащихся.
На этих уроках я зачастую предлагаю детям игры в слова. Это могут быть кроссворды, чайнворды, квадраты, лайнворды, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. В них содержится большой объем лексики и фрагменты художественных произведений. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.
Особое внимание на уроках лингвистики я обращаю внимание на решение задач. Именно задач, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется специальных знаний и подготовки. Лингвистическая задача воплощает, таким образом, принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности учащихся. Учащиеся, решающие задачи, знакомятся с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно “открывает” многие лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование и многие другие, хотя в самом материале задачи специальные термины не используются.
Очень важна и другая особенность задач: они знакомят учащихся с большим кругом языковых явлений, принадлежащих самым разным языкам. Такие задачи отражают связь лингвистики с другими науками, например, с математикой.
Особый тип представляют задачи на явления русского языка. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка.
Такие явления позволяют исподволь, порой неосознанно решать ряд педагогических задач:
- Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и др.;
- Активно расширять лексический запас школьников; активно использовать новую лексику;
- Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;
- Обращаться к литературным произведениям и тем самым повторять материал по литературе, мировой художественной культуре;
- Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;
- Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;
- Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.
Я широко использую такой лингвистический материал во внеклассной работе при организации викторин, конкурсов, КВН, а также на указанных выше уроках. Такие занимательные задания соответствуют возрасту учащихся и вызывают и поддерживают интерес к предмету.
Приведу примеры таких заданий (при их разработке использовались различные источники: Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник, 1998; Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова, 1990; Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи, 2006; Журинский А.Н. Лингвистика в задачах, 1995). Приводимые ниже темы уроков соответствуют тематическому планированию программы “Языкознание в средней школе” (Автор: к.п.н. Дроздова О.Е.)
Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”
Задание: Ответьте на вопросы
- Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке).
- Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
- Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).
- Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
- Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).
- Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).
- У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
- Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).
Упражнения для использования в теме “Синонимы”
Задание: Выделите “третье лишнее” слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)
Огонь, осень, пламя.
Алфавит, чистописание, азбука.
Шалун, конница, кавалерия.
Бросать, кидать, прыгать.
Ураган, дождь, пурга.
Задание: Отгадайте загадки-шутки.
-Какое государство сложно носить на голове? (Панама).
- Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).
- Какой город летает? (Орел).
- Какую реку можно срезать ножом? (Прут).
- какая земля никогда не старится? (Новая Земля).
- Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).
Игра “Кто быстрее?” (используется на уроке “Фразеологизмы”)
Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:
Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).
Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).
Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).
Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).
Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).
Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).
Задачи, используемые на уроке “Грамматика – способ устройства языка.
Для чего нам нужна грамматика”
Задание: Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени. (Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото).
Задачи, предлагаемые учащимся на уроке
“Фонетический уровень языка. Звуки речи”
Задание: Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки и, если содержат, то какие:
- ряд-яр
- стол-год
- люк-кот
- край-юг
- стог-гость
- ряд-зверь
- яма-май
- ею-ей
- рою-яр
- рот-тень
- тюль-юг
- ель-сеть
- дурь-рад
Задачи, используемые на уроке “Части речи”
Задание: даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста (250), полшестадесять (55), полпята (4,5). Какие количества предавались числительным полшестаста и полтретьядесять? Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (550, 25. Обозначения типа полседьмого, четверть третьего. Полтора).
Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)
Задача, используемая в теме “Славянские и балтийские языки”
Задание: даны русские слова и словосочетания и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке: 1) руль, тент, веер, бриг, невод, парус, булыжник, штурвал, вишневое варенье, шестерня; 2) голям камък, корабно платно, ветрило, старинна двумачтова платноходка, кормилно колело, кормило, сладко от вишни, голяма рибарска мрежа, зубчато колело, навес от платно. Установите перевод всех русских слов и словосочетаний. (руль- кормило, тент-навес от платно, веер-ветрило, бриг-старинна двумачтова платноходка, невод-голяма рибарска мрежа и т.д.)
Игра “От слова к слову” (предлагается для использования на уроке
“Слово-основная единица языка”)
Задание: даны пары слов. Заменив в любой из пар слов по две буквы и образовав новые слова, перейти к другому слову. Порядок букв изменять нельзя.
ЗИМА-ЛЕТО (зима-сила-сито-лето)
ВЕСНА-ОСЕНЬ (весна-пасть-плеть-олень-огонь-осень)
РОСА-ИНЕЙ (роса-риск-пуск-прок-сток-инок-иней).
Занимательные стихотворения, используемые
на уроке “Ударение и интонация”
Задание: Дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.
*Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
-В дом, сад, огород
провели…(водопровод).
*Был бы друг,
Будет и…(досуг).
*Хоть я сахарный зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я - …(свёкла).
*Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его…(арбуз).
Список использованной литературы:
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.:АО Аспект Пресс, 1994
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Тритон, 1998
- Дроздова О.Е. Методические рекомендации в урокам языкознания в 5-8 классах. М.: Владос, 2003
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1990
- Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс. – М.:Владос, 2003
- Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006
- Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. – М.: Индрик, 1995