Урок русского языка в 7-м классе "Сочинение - этюд о жостовских подносах"

Разделы: Русский язык


Цель: отрабатывать умение писать небольшие по объему сочинения – описания.

Задачи:

  1. Вырабатывать умение описывать наблюдаемый предмет, подбирать слова и обороты для логического построения сочинения.
  2. Воспитывать любовь к народным промыслам, уважения к труду, любовь к искусству.
  3. Развивать письменную речь учащихся, их мышление, орфографическую зоркость.

Оборудование: иллюстрации жостовских подносов, выставка подносов, записи на доске.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Посмотрите на нашу небольшую выставку жостовских подносов, так нужных предметов в быту. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства. Что же такое декоративно-прикладное искусство?

Ученик: Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями: подносы, расписная деревянная посуда, пуховые платки, кружевные салфетки.

Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, т. е. писать сочинения – этюды. Предмет описания – один из жостовких подносов по вашему выбору.

3. Рассказ учащихся о жостовских подносах.

Жостовкие подносы делают в д. Жостово, которая находится в 25км от Москвы, недалеко от г. Мытищи. В 1825 г. бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерскую по изготовлению расписных подносов. Теперь в д. Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру.

Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, цветы дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.

Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне, который дает возможность по контрасту выделить яркие краски роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе, они как живые, объемные, в них чувствуется игра света.

По своей форме подносы разные: круглые, овальные, прямоугольные, треугольные, гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи разная: Букет собранный “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши. Они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чем сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.

Процесс изготовления подноса длительный и непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос проходит через ряд операций в разных цехах: из листа железа на небольшом электропрессе изготавливают поднос, который затем шлифуется, грунтуется, просушивается, несколько раз покрывается лаком.

И вот поднос у художника, у мастера. Мастер расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям. В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: рисунок никогда не повторяется и выражает авторское видение мира ,его чувство цвета и ритма, его понимание красоты.

Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на 6 зтапов. Вначале художник наносит замалевок, т. е. обозначает только контуры букета. Каждый раз букет рождается как бы заново: у художника нет букета перед глазами, он “сочиняет” его прямо на подносе – “думает кистью”. Такое творчество называется импровизицией. Быстро осуществить свой замысел художнику помогает традиция, т. е. принятые большинством мастеров, передаваемые из поколения в поколение способы расположения цветов, их композиция, сама техника живописи. Жостовская роспись делается в несколько приемов, она многослойна: краски наносятся в несколько слоев, так что нижние слои как бы просвечиваются под верхними. Это и создает впечатление объемности, яркости, свечения.

Второй этап – это тенежка. Художник прокладывает тени той же краской, но более темной, и цветок начинает от этих теней как бы трепетать. Третий этап – прокладка, мастер выявляет быстрыми движениями и плотными мазками формы цветов. Четвертая операция – бликовка, художник наносит блики белой краской, что усиливает объемность изображения. Пятый этап – чертежка и посадка Семенцов : очерчиваются тонкими линиями лепестки, наносятся прожилки на листья, изображаются тычинки на цветах. И наконец, привязка – мастер соединяет зеленой или коричневой травкой цветы в один букет, заканчивая композицию всего рисунка.

Почти вся работа ведется вручную, она требует не только тщательности, кропотливости, но и любви, мастерства и таланта. В Жостове трудятся известные заслуженные художники Н. П. Антипов, Б. В. Графов, Н. Г. Беляев, Н. Н. Гончарова; они передают свое мастерство молодежи.

4. Работа над композицией и планом сочинения.

Задание:

1. Внимательно рассмотрите подносы, скажите,что вас в них привлекает, что нравится?

2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете подносы?

3. Что бы вы сказали о мастерах Жостова?

4. Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к Жостовским подносам.

Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения – описания обычно состоит из трех частей. Для нашего сочинения он может быть таким.

План.

1. Вступление: кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о Жостовских подносах.

2. Основая часть: описания жостовского подноса:

1) Общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса.

2) Описание жостовской росписи (композиция букета цветы, бутоны, травка, орнамент по борту).

3) впечатление от подноса.

3. Заключение: мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника, к народному прикладному искусству.

Задание: рассмотрите внимательно поднос, который вы будете описывать, и подготовьте устно начало сочинения.

5. Словарная работа: (словарный материал может быть отражен в плакате или написан на переносной доске).

1. Выяснение значений слов и составление с ними предложений:

Народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера; традиция, орнамент.

2. Работа над л з и правописанием слов: украшать, красота, Жостово, жостовский поднос, талантливые мастера, традиционные художественные промыслы.

3. Форма подноса: круглая, овальная, прямоугольная, треугольная, гитарообразная.

4. Композиция росписи: “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”.

Цветы: роза, мак, георгин, пион, астра тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки, колокольчики, бутоны, травки, вьюны, лепестки.

5. Цвет: традиционный черный фон, чернолаковый с яркой росписью, красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный, темно-зеленый, коричневый, синий, бирюзовый, голубой, интенсивный, сочные и выразительные цвета.

6. Самостоятельная работа.

Задание: описать один из жостовских подносов, подобрать заголовок к сочинению – этюду.

7. Итоги урока. Чтение 2 – 3 работ. Класс отмечает, чему научились на уроке, что было удачно в работах учащихся.

8. Д/з: подготовить рассказ о народном творчестве умельцев нашей местности: чем у нас занимаются народные мастера?