Цели урока
- Обучающие: повторить падежи имён существительных; познакомить со звательным падежом как грамматической категорией; со звательной интонацией обращения; его эмоциональной окраской; повторить знаки препинания при обращении.
- Развивающие: показать взаимосвязь исторической грамматики на примере сопоставления материала тем “Обращение” и “Звательный падеж”; развить умение произносить обращение с особой звательной интонацией.
- Воспитательные: прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи; воспитать ответственность за сказанное слово.
Оборудование урока: проектор, компьютер, карточки.
Ход урока
1. Оргмомент.
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие во времени. Продолжая изучать тему “Обращение”, узнаем, что когда-то в церковнославянском языке наших предков было не 6, а 7 падежей; выясним, какую роль утратившая форма 7-го падежа выполняет в современном языке. Вспомним о знаках препинания при обращении, и с какой интонацией они произносятся.
Запишите тему урока.
2. Посмотрим отрывок из фильма-сказки.
(отрывок из сказки А. С. Пушкина “Сказка о золотой рыбке” проецируется через проектор)
Скажите название сказки и её автора.
Вы, конечно ,без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. Ещё раз прочитаем отрывок.
Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
Обратите внимание на существительные и определите их падеж.
У существительного старче сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.
А что значит “стал кликать золотую рыбку”? (Звать)
Правильно. Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7-го падежа, которого уже нет в современном русском языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Прочитаем отрывки из сказок А. С. Пушкина. Карточки под номером 1 лежат на партах.
Карточка 1
1.
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
2.
Не губи меня, девица!
З.
Постой, бабушка, постой немножко. . .
4.
Что, Соколко, что с тобою?
Из какой сказки данные предложения?
Когда же употребляли звательный падеж?
Похожи ли эти слова на обращения, с которыми работали на предыдущем уроке?
Сравним 2 предложения. Предложения проецируются на экран.
- Сладко спи, моя красавица.
- Сладко спит моя красавица.
В каком предложении встретилось слово, которое произносится с особой интонацией и является обращением? А в каком предложении это же слово является подлежащим? А в предложении обращение выполняет синтаксическую роль?
Что ещё знаете об обращении? Расскажите правило.
Ученик читает стихотворение.
Всем нам при обращении поможет обращение.
Можно смело обратиться к людям, звездам или к птицам.
На письме не забывай, запятыми выделяй!
Можно смело обратиться не только к людям, птицам, т. е. к одушевлённым существительным, но и к звёздам, т. е. к существительным неодушевлённым.
Давайте уточним, где ставится запятая,если обращение стоит в начале предложения? В конце предложения? В середине?
А в устной речи обращение выделяется с помощью интонации. Эта интонация называется звательной. Вот и встретились две темы. В русском языке-звательная интонация, в церковнославянском языке- звательный падеж.
3. Практическое задание по группам.
1. группа работает за компьютерами, выполняет задания программы “Фраза”. Программа выставляет оценку, ученики заносят её в дневник.
2. группа работает с предложениями, записанными на доске. Задание следующее: узнать слово-обращение, расставить знаки препинания, над обращением поставить значок О
- Чем вы, гости, торг ведёте?
- Бог с тобою, золотая рыбка.
- Добрый путь вам, господа
- Отпусти ты, старче, меня в море.
4. Физминутка.
Дождь! Дождь! Лей сильней,
Чтобы было веселей.
Гром! Гром! Прогреми,
Нас развесели.
Град! Град! Сыпь на нас
Мы все спрячемся сейчас!
Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их. Какой предмет (одушевлённый или неодушевлённый) обозначает обращение?
Обращения в речи нужны не только для того, чтобы к кому-то обратиться. С их помощью можно выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью. Давайте проверим. На парте лежат карточки под номером 2. Первая группа выбирает предложения с обращениями, выражающими неодобрительную эмоциональную окраску, вторая группа-одобрительную.
1.
Смилуйся, государыня рыбка!
2.
Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи. . .
3.
Дурачинаты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
4.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло!
Как смогли определить эмоциональную окраску?
5. Итог урока.
6. Цифровой диктант.
И в заключение проведём цифроврй диктант. У каждого есть задание. Карточки под номером З. Предложения пронумерованы, знаки препинания не расставлены. Выписываем цифры тех предложений, где есть обращения.
1/
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч. . .
2.
Ветер дале побежал.
3.
И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет”.
4.
В тот же день царица злая. . .
5.
Здравствуй,зеркальце. . .
6.
И ей зеркальце в ответ. . .
Ключ проецируется на экране.
7.
Домашнее задание.
Написать сказку об обращении.
Образцы материалов для урока:
|
|
|