Урок русского языка в 5-м классе "Звательный падеж. Обращение"

Разделы: Русский язык


Цели урока

  • Обучающие: повторить падежи имён существительных; познакомить со звательным падежом как грамматической категорией; со звательной интонацией обращения; его эмоциональной окраской; повторить знаки препинания при обращении.
  • Развивающие: показать взаимосвязь исторической грамматики на примере сопоставления материала тем “Обращение” и “Звательный падеж”; развить умение произносить обращение с особой звательной интонацией.
  • Воспитательные: прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи; воспитать ответственность за сказанное слово.

Оборудование урока: проектор, компьютер, карточки.

Ход урока

1. Оргмомент.

Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие во времени. Продолжая изучать тему “Обращение”, узнаем, что когда-то в церковнославянском языке наших предков было не 6, а 7 падежей; выясним, какую роль утратившая форма 7-го падежа выполняет в современном языке. Вспомним о знаках препинания при обращении, и с какой интонацией они произносятся.

Запишите тему урока.

2. Посмотрим отрывок из фильма-сказки.

(отрывок из сказки А. С. Пушкина “Сказка о золотой рыбке” проецируется через проектор)

Скажите название сказки и её автора.

Вы, конечно ,без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. Ещё раз прочитаем отрывок.

Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”

Обратите внимание на существительные и определите их падеж.

У существительного старче сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.

А что значит “стал кликать золотую рыбку”? (Звать)

Правильно. Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7-го падежа, которого уже нет в современном русском языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Прочитаем отрывки из сказок А. С. Пушкина. Карточки под номером 1 лежат на партах.

Карточка 1

1.

Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.

2.

Не губи меня, девица!

З.

Постой, бабушка, постой немножко. . .

4.

Что, Соколко, что с тобою?

Из какой сказки данные предложения?

Когда же употребляли звательный падеж?

Похожи ли эти слова на обращения, с которыми работали на предыдущем уроке?

Сравним 2 предложения. Предложения проецируются на экран.

  1. Сладко спи, моя красавица.
  2. Сладко спит моя красавица.

В каком предложении встретилось слово, которое произносится с особой интонацией и является обращением? А в каком предложении это же слово является подлежащим? А в предложении обращение выполняет синтаксическую роль?

Что ещё знаете об обращении? Расскажите правило.

Ученик читает стихотворение.

Всем нам при обращении поможет обращение.

Можно смело обратиться к людям, звездам или к птицам.

На письме не забывай, запятыми выделяй!

Можно смело обратиться не только к людям, птицам, т. е. к одушевлённым существительным, но и к звёздам, т. е. к существительным неодушевлённым.

Давайте уточним, где ставится запятая,если обращение стоит в начале предложения? В конце предложения? В середине?

А в устной речи обращение выделяется с помощью интонации. Эта интонация называется звательной. Вот и встретились две темы. В русском языке-звательная интонация, в церковнославянском языке- звательный падеж.

3. Практическое задание по группам.

1. группа работает за компьютерами, выполняет задания программы “Фраза”. Программа выставляет оценку, ученики заносят её в дневник.

2. группа работает с предложениями, записанными на доске. Задание следующее: узнать слово-обращение, расставить знаки препинания, над обращением поставить значок О

  1. Чем вы, гости, торг ведёте?
  2. Бог с тобою, золотая рыбка.
  3. Добрый путь вам, господа
  4. Отпусти ты, старче, меня в море.

4. Физминутка.

Дождь! Дождь! Лей сильней,
Чтобы было веселей.
Гром! Гром! Прогреми,
Нас развесели.
Град! Град! Сыпь на нас
Мы все спрячемся сейчас!

Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их. Какой предмет (одушевлённый или неодушевлённый) обозначает обращение?

Обращения в речи нужны не только для того, чтобы к кому-то обратиться. С их помощью можно выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью. Давайте проверим. На парте лежат карточки под номером 2. Первая группа выбирает предложения с обращениями, выражающими неодобрительную эмоциональную окраску, вторая группа-одобрительную.

1.

Смилуйся, государыня рыбка!

2.

Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи. . .

3.

Дурачинаты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!

4.

Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло!

Как смогли определить эмоциональную окраску?

5. Итог урока.

6. Цифровой диктант.

 

И в заключение проведём цифроврй диктант. У каждого есть задание. Карточки под номером З. Предложения пронумерованы, знаки препинания не расставлены. Выписываем цифры тех предложений, где есть обращения.

1/

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч. . .

2.

Ветер дале побежал.

3.

И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет”.

4.

В тот же день царица злая. . .

5.

Здравствуй,зеркальце. . .

6.

И ей зеркальце в ответ. . .
Ключ проецируется на экране.

7.

Домашнее задание.

Написать сказку об обращении.

Образцы материалов для урока:

 

Карточка № 1

1. Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.

2. Не губи меня, девица!

З. Постой, бабушка, постой немножко. . .

4. Что, Соколко, что с тобою?

Из какой сказки данные предложения?

 

Карточка № 2

1. Смилуйся, государыня рыбка!

2. Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.

2. Не губи меня, девица!

З

3. Дурачинаты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!

. . 4. Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло!

Как смогли определить эмоциональную окраску?

 

Карточка № 3

1. Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч. .

2. Ветер дале побежал.

3  И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет”.

14. В тот же день царица злая. . .

. 5. Здравствуй,зеркальце. . .

6. И ей зеркальце в ответ. . .