Урок - творческая мастерская по теме: "Давайте удивляться". 6–7-й класс

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Совершенствовать умение собирать материал к сочинению, создавать текст.
  2. Познакомить учащихся с произведениями поэтов и писателей ХХ века о красоте и чудесах русской природы.
  3. Продолжить работу по развитию творческих способностей школьников.
  4. Помочь самовыражению учащихся средствами художественной речи, дать возможность воплотить в словах и рисунках мечты и мысли.
  5. Пробудить у учеников чувство прекрасного, научить вглядываться в окружающий мир.
  6. Продолжить обучение работе в группе, развивать коммуникативные умения.

Оборудование:

  • выставка репродукций картин с видами природы,
  • кассеты с записью музыки П.И.Чайковского, Ф.Шопена, Ф.Листа.

Давайте удивляться чудесам,
распахнутого сердца не жалея…
. . .
Лишь свойство очаровываться миром
Нам открывает мир, какой он есть.

Е.Евтушенко.

Ход урока

Индуктор.

1. Чтение учителем стихотворения Н.Рубцова “Доволен я буквально всем!” (Музыка)

2. Вступительное слово учителя.

Эти слова принадлежат замечательному поэту, Н.Рубцову, человеку с чистой душой. Таких людей немного, но они есть. Они могут удивляться и радоваться сами и удивлять и радовать других.

Нашу мастерскую открыли эти стихи, потому что говорить мы сегодня будем о чудесах, которые окружают нас всегда. Итак, давайте удивляться или удивительное рядом.

3. Работа с эпиграфом. Вчитайтесь в эпиграф, вслушайтесь в него.

  • Какое слово, словосочетание в эпиграфе привлекло внимание? Почему привлекло? Запишите его.
  • Что такое “распахнутое сердце”?
  • Как вы понимаете “свойство очаровываться миром”?

4. Слово учителя.

Каждый из вас хоть один раз в жизни был удивлен, изумлен чем-то. Возможно, это было, когда ты проснулся ранним летним утром в стареньком деревянном бабушкином доме, в окно твое заглядывало солнце, и ты впервые изумился: как прекрасно и чисто утро…

А может, это было тихим вечером, когда над селом неторопливо льется песня. Или это произошло весной, когда ты проснулся и услышал звон капели. Может быть, это было удивление от встречи с человеком, лесным зверем, птицей.

Главное – уметь удивиться, не пропустить эту встречу с чудом.

Работа с материалом.

5. Работа с цитатами из художественных произведений.

Самые наблюдательные люди на земле – писатели. Они чаще других видят чудеса и не могут не поделиться этим чудом с нами. Сейчас я буду читать отрывки из произведений, а вы можете записывать понравившиеся слова и словосочетания.

  • “- Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть!.. Точно изваяние, - но из какого чудесного материала! Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! И какая тонкая, нежная работа, - человеческие руки никогда бы так не сумели. Смотри, как она покоится на воде, даже трудно сказать, какая из них прекраснее, - а краски? Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков – желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная, - у людей таких и красок-то нет!..

Так говорила, высунувшись из ивового куста на речку девушка с черными волнистыми косами, в яркой белой кофточке и с такими прекрасными, раскрывшимися от внезапно хлынувшего в них сильного света, повлажневшими черными глазами, что сама походила на эту лилию, отразившуюся в темной воде”.

(А.Фадеев “Молодая гвардия”)

  • В. Бианки “Первые цветы”.
  • М. Пришвин “Берестяная трубочка”.
  • А. Грин “Алые паруса”.

“Проснувшись, Грэй на мгновение забыл, как попал в эти места. С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль; над горизонтом, но в то же время и над его ногами висели листья орешника. Внизу обрыва – с впечатлением, что над самой спиной Грэя – шипел тихий прибой. Мелькнув с листа, капля росы растеклась по сонному лицу холодным шлепком. Он встал. Везде торжествовал свет. Остывшие головни костра цеплялись за жизнь тонкой струей дыма. Его запах придавал удовольствию дышать воздухом лесной зелени дикую прелесть.

…Грэй вышел из чащи в кустарник, разбросанный по скату холма. Дымилась и горела трава; влажные цветы выглядывали как дети, насильно умытые холодной водой. Зеленый мир дышал бесчисленностью крошечных ртов, мешая проходить Грэю среди своей ликующей тесноты”.

-- Вы помните, что было дальше? Еще минута – и он вышел на поляну, где увидел спящую Ассоль.

-- Что вас удивило из прочитанного мной?

Социализация.

6. Работа в группах. (По 4 человека)

Выберите в своих записях три самых ярких слова или словосочетания, прочитайте их соседу по парте, выберите три самых интересных, обсудите в группе (4 человека) выберите три, которые прочитаете всему классу. Все записывают понравившиеся.

Работа с материалом.

7. Работа с рисунками.

Мы говорим о чуде, слушаем чудесную музыку, давайте сейчас попробуем нарисовать чудо. У всех на столе лежат цветные карандаши и бумага. Давайте нарисуем чудо.

(Звучит музыка. Ученики рисуют и вывешивают готовые рисунки на стенд. Все подходят и смотрят.)

8. Работа со словом.

На доске написаны слова. Выберите из них два: удивительное и обычное.

Доброта, красота, чудо, открытие, лес, весна, дороги, дерево, ягоды, поле, собака, камень, луна, море, зверь, тьма, столб, аллея, космос, снежинка.

К “удивительному” построить ассоциативный ряд, а к обычному подобрать “удивительные” эпитеты.

9. Чтение “удивительных” эпитетов желающими. Остальные записывают понравившиеся.

10. Слово учителя (звучит музыка): закройте глаза, устройтесь поудобнее и подумайте, что вас когда-нибудь удивило. У вас на партах лежат наборы карточек с возможным началом сочинения. Обратите внимание и на вторую карточку. На ней примерный план работы.

11. Звучит спокойная музыка. Все пишут. Закончив работу, вывешивают ее на доску. Все подходят, читают, обмениваются впечатлениями.

Рефлексия.

12. Подумайте, что дала вам эта мастерская, о чем заставила задуматься? Напишите об этом.

Приложения

Варианты начала сочинения:

  • Стояла прекрасная, задумчиво-яркая осень, полная запаха морской воды и нагретого камня.
  • Был вечер, и было тихо, жарко и душно.
  • Мысль о том, что, может быть, ничего не было и все это-…
  • Думать о собаках не было никакого смысла.
  • Однажды солнечным зимним днем…

План работы

  1. Написать предысторию.
  2. Рассказать о своей встрече с чудом.
  3. Описание чуда.
  4. Ваши ощущения от встречи с чудом.