Цель урока:
- повторить и обобщить тему “Глагол”, изученную в 5 классе;
- развивать у учащихся потребность вести здоровый образ жизни.
ХОД УРОКА
Каждый – кузнец своего здоровья
(эпиграф к уроку записан на доске)
Устное рассуждение
Учитель:
- Посмотрите на эпиграф. Вместе прочитаем вслух.
- Кто согласен с этими словами?
- От кого (чего?) зависит здоровье человека? (здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим)
Ученик:
- Здоровье человека зависит от самого человека.
- От того, какой образ жизни ведет.
- Как питается, выполняет режим или нет, занимается физкультурой или предпочитает сидеть у компьютера или телевизора.
- Человек еще должен быть добрым, веселым – это тоже придает ему силу и энергию.
- Не нужно плакать и всегда грустить.
Учитель:
- Так что же такое здоровье?
Ученик:
- Здоровье – это когда человеку хорошо. Он радуется жизни, занимается своим любимым делом, и у него ничего не болит.
- Здоровье - это добрые мысли, поступки, действия.
- Здоровый - это сильный и крепкий человек, может выполнить любую физическую, тяжелую работу. Уметь владеть собой в любой ситуации
Учитель:
- Вы правы, ребята! Здоровье человека в руках самого себя. И если каждый из нас будет помнить об этом и заботиться о своем здоровье, то, я думаю, в нашем классе будет меньше пропусков по болезни, повысится работоспособность, творческая активность.
- Вы согласны со мной?
Работа в тетради
Задание 1.
- Придумайте однокоренные слова с корнем здоров и запишем эти слова в тетрадь
(ребята, записывают, выделяют корень в словах, объясняют лексическое значение слов)
Здороветь, здороваться, здоровяк, здоровый, здравствуйте и т. д.
- Здравствуйте - означает пожелание человеку здоровья, чтобы он не болел, чувствовал себя хорошо весь день. Сказать здравствуйте – это не только пожелать человеку здоровья, но и правильный этикет, наша культура. Желать человеку здоровье, добро – быть самому здоровым душой.
Задание 2.
- Ребята, кто помнит пословицы о здоровье и его спутниках
(дети устно проговариваю пословицы)
- Запишите, пожалуйста, пословицы.
(Комментированное письмо)
Чистота – залог здоровья.
Чистота – лучшая красота.
Кто аккуратен, тот людям приятен.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье дороже богатства.
Ум да здоровье дороже всего.
Умеренность – мать здоровья.
- Какой части речи среди слов этих пословиц нет? (глагола)
- Что такое глагол?
- А вот чтобы быть здоровым, человеку нужно много потрудиться, быть настоящими “трудягами”. Алгоритм действий человека “ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ”, мы составим в форме памятки, используя большое количество глаголов попозже.
Работа над текстом (тексты у всех на столе)
А сейчас мы узнаем: как причины болезни изучает герой книги А. К. Лаптева
“Тайна пирамиды здоровья” - муравей по имени Свати.
-Послушайте! (читает учитель)
Свати, мудрый муравей, со звезды пришел своей.
Мудрый, мудрый муравей, научи ты нас, людей.
Ты пришел издалека, сквозь туманы и века.
Научи нас как нам быть. Чтоб сто лет нам всем прожить?
- Хорошо. Я помогу, но сначала в лес пойду.
Я узнаю у зверей, что нам сделать для людей.
Звери долго все живут, не болеют и не лгут,
Все они помочь готовы. Только стоит захотеть.
Все узнать и не болеть!
- Что же ответили муравью растения и животные?
По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что (не) умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость и болезни ее боятся. Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость – путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.
Тигр отметил, что люди (не) верят в свои силы, в себя и это (не) позволяет им чувствовать себя здоровыми. Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, (не) соблюдает основных гигиенический правил и такое поведение вредит его здоровью. Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают. Ведут малоподвижный образ жизни.
Учитель:
- Какие же причины болезни людей назвали растения и животные?
Учащиеся:
- Не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга.
- Мало заботятся друг о друге часто бываю жестокими и неблагодарными.
- Убиваю животных, наносят вред растениям.
- Люди часто обманывают друг друга.
- Не верят в свои силы, в себя.
- Человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил.
- Люди неправильно питаются, переедают.
- Ведут малоподвижный образ жизни.
Учитель:
- В каком лице, числе, и времени стоят глаголы? Подчеркните их в тексте.
- Что скажете о глаголе радоваться? (это глагол неопределенной формы-время, лицо, число не определяется)
- Как раскрыли (НЕ) с глаголами? Расскажите орфограмму.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Утром солнышко встает
- На зарядку всех зовет!
Дети выполняют зарядку, проговаривая слова: “Если нравится тебе, то делай так!”
Задание 3
- Выпишите глаголы в два столбика: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
Подумайте какого вида глаголы. (совершенного вида)
(Учащиеся меняются тетрадями и проверяют задание.)
болеют | ответила |
не умеют | заботятся |
бывают | наносят |
убивают | не верят |
обманывают | отметил |
считает | заметил |
питаются | |
переедают | |
не позволяет | |
не соблюдает |
- Что еще в поведении и привычках людей может служить причиной болезни?
- Давайте сделаем вывод. От кого зависит здоровье человека?
Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях.
Творческое задание
Учитель:
- Прочитайте еще раз эпиграф к уроку. Кто согласен с этим утверждением?
- Прокомментируйте свое мнение.
- Молодцы! Хорошо!
- А вы хотели бы, чтобы и другие задумались над этой проблемой?!
- А что мы можем для этого сделать?
Учащиеся:
- Показывать на личном примере.
- Не бояться делать замечания.
- Чаще напоминать своим младшим братьям и сестрам.
- Воспитывать силу воли.
Учитель:
- Давайте составим памятку основных тезисов, что нужно делать и каким быть, чтобы сохранить здоровье, не потерять его. Глаголы используйте в неопределенной форме.
(Учащиеся составляют и записывают в тетради тезисы в форме памяток. Зачитываю вслух.
На примере лучших памяток, корректируют свои.)
Памятка
“ Здоровым быть здорово!”
Мои действия:
Радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга.
Заботиться друг о друг. Быть добрыми, отзывчивыми.
Надо любить природу, беречь животных и растения.
Не обманывать друг друга
Быть честными и справедливыми.
Верить в свои силы, в себя.
Быть аккуратным, соблюдать основные гигиенические правила.
Правильно питаться, не переедать.
Вести подвижный образ жизни, заниматься физкультурой.
Домашнее задание:
Напечатать памятку “Здоровым быть здорово!”
Размножить
Раздать друзьям, соседям, родителям, учителям, прохожим.