Урок здоровья в 5-м классе. Обобщение по теме "Глагол"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • повторить и обобщить тему “Глагол”, изученную в 5 классе;
  • развивать у учащихся потребность вести здоровый образ жизни.

ХОД УРОКА

Каждый – кузнец своего здоровья

(эпиграф к уроку записан на доске)

Устное рассуждение

Учитель:

- Посмотрите на эпиграф. Вместе прочитаем вслух.

- Кто согласен с этими словами?

- От кого (чего?) зависит здоровье человека? (здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим)

Ученик:

- Здоровье человека зависит от самого человека.

- От того, какой образ жизни ведет.

- Как питается, выполняет режим или нет, занимается физкультурой или предпочитает сидеть у компьютера или телевизора.

- Человек еще должен быть добрым, веселым – это тоже придает ему силу и энергию.

- Не нужно плакать и всегда грустить.

Учитель:

- Так что же такое здоровье?

Ученик:

- Здоровье – это когда человеку хорошо. Он радуется жизни, занимается своим любимым делом, и у него ничего не болит.

- Здоровье - это добрые мысли, поступки, действия.

- Здоровый - это сильный и крепкий человек, может выполнить любую физическую, тяжелую работу. Уметь владеть собой в любой ситуации

Учитель:

- Вы правы, ребята! Здоровье человека в руках самого себя. И если каждый из нас будет помнить об этом и заботиться о своем здоровье, то, я думаю, в нашем классе будет меньше пропусков по болезни, повысится работоспособность, творческая активность.

- Вы согласны со мной?

Работа в тетради

Задание 1.

- Придумайте однокоренные слова с корнем здоров и запишем эти слова в тетрадь

(ребята, записывают, выделяют корень в словах, объясняют лексическое значение слов)

Здороветь, здороваться, здоровяк, здоровый, здравствуйте и т. д.

- Здравствуйте - означает пожелание человеку здоровья, чтобы он не болел, чувствовал себя хорошо весь день. Сказать здравствуйте – это не только пожелать человеку здоровья, но и правильный этикет, наша культура. Желать человеку здоровье, добро – быть самому здоровым душой.

Задание 2.

- Ребята, кто помнит пословицы о здоровье и его спутниках

(дети устно проговариваю пословицы)

- Запишите, пожалуйста, пословицы.

(Комментированное письмо)

Чистота – залог здоровья.
Чистота – лучшая красота.
Кто аккуратен, тот людям приятен.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье дороже богатства.
Ум да здоровье дороже всего.
Умеренность – мать здоровья.

- Какой части речи среди слов этих пословиц нет? (глагола)

- Что такое глагол?

- А вот чтобы быть здоровым, человеку нужно много потрудиться, быть настоящими “трудягами”. Алгоритм действий человека “ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ”, мы составим в форме памятки, используя большое количество глаголов попозже.

Работа над текстом (тексты у всех на столе)

А сейчас мы узнаем: как причины болезни изучает герой книги А. К. Лаптева

“Тайна пирамиды здоровья” - муравей по имени Свати.

-Послушайте! (читает учитель)

Свати, мудрый муравей, со звезды пришел своей.
Мудрый, мудрый муравей, научи ты нас, людей.
Ты пришел издалека, сквозь туманы и века.
Научи нас как нам быть. Чтоб сто лет нам всем прожить?
- Хорошо. Я помогу, но сначала в лес пойду.
Я узнаю у зверей, что нам сделать для людей.
Звери долго все живут, не болеют и не лгут,
Все они помочь готовы. Только стоит захотеть.
Все узнать и не болеть!

- Что же ответили муравью растения и животные?

По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что (не) умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость и болезни ее боятся. Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость – путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди (не) верят в свои силы, в себя и это (не) позволяет им чувствовать себя здоровыми. Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, (не) соблюдает основных гигиенический правил и такое поведение вредит его здоровью. Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают. Ведут малоподвижный образ жизни.

Учитель:

- Какие же причины болезни людей назвали растения и животные?

Учащиеся:

- Не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга.

- Мало заботятся друг о друге часто бываю жестокими и неблагодарными.

- Убиваю животных, наносят вред растениям.

- Люди часто обманывают друг друга.

- Не верят в свои силы, в себя.

- Человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил.

- Люди неправильно питаются, переедают.

- Ведут малоподвижный образ жизни.

Учитель:

- В каком лице, числе, и времени стоят глаголы? Подчеркните их в тексте.

- Что скажете о глаголе радоваться? (это глагол неопределенной формы-время, лицо, число не определяется)

- Как раскрыли (НЕ) с глаголами? Расскажите орфограмму.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Утром солнышко встает

- На зарядку всех зовет!

Дети выполняют зарядку, проговаривая слова: “Если нравится тебе, то делай так!”

Задание 3

- Выпишите глаголы в два столбика: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

Подумайте какого вида глаголы. (совершенного вида)

(Учащиеся меняются тетрадями и проверяют задание.)

болеют ответила
не умеют заботятся
бывают наносят
убивают не верят
обманывают отметил
считает заметил
питаются
переедают
не позволяет
не соблюдает

- Что еще в поведении и привычках людей может служить причиной болезни?

- Давайте сделаем вывод. От кого зависит здоровье человека?

Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях.

Творческое задание

Учитель:

- Прочитайте еще раз эпиграф к уроку. Кто согласен с этим утверждением?

- Прокомментируйте свое мнение.

- Молодцы! Хорошо!

- А вы хотели бы, чтобы и другие задумались над этой проблемой?!

- А что мы можем для этого сделать?

Учащиеся:

- Показывать на личном примере.

- Не бояться делать замечания.

- Чаще напоминать своим младшим братьям и сестрам.

- Воспитывать силу воли.

Учитель:

- Давайте составим памятку основных тезисов, что нужно делать и каким быть, чтобы сохранить здоровье, не потерять его. Глаголы используйте в неопределенной форме.

(Учащиеся составляют и записывают в тетради тезисы в форме памяток. Зачитываю вслух.

На примере лучших памяток, корректируют свои.)

Памятка

“ Здоровым быть здорово!”

Мои действия:

Радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга.

Заботиться друг о друг. Быть добрыми, отзывчивыми.

Надо любить природу, беречь животных и растения.

Не обманывать друг друга

Быть честными и справедливыми.

Верить в свои силы, в себя.

Быть аккуратным, соблюдать основные гигиенические правила.

Правильно питаться, не переедать.

Вести подвижный образ жизни, заниматься физкультурой.

Домашнее задание:

Напечатать памятку “Здоровым быть здорово!”

Размножить

Раздать друзьям, соседям, родителям, учителям, прохожим.