Цели :
1. Развивать у детей умения распознавать и проверять написание слов с парными согласными на конце и подбирать к ним проверочные слова;
2. Формировать умение объяснять написание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова;
3. Воспитывать аккуратность , прививать любовь к родному языку.
Оборудование : Учебник “Русский язык” (Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, 2 класс), карточки с парными согласными, картинный словарь по теме “Животные”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим работу над правописанием парных согласных на конце слова, повторим способы их проверки. А начнем мы наш урок с каллиграфической минутки.
Сядь же правильно и ровно,
Положи тетрадь наклонно.
Чтобы буквы уважать
Их надо правильно писать.
Буквы рады быть в порядке
Напишите их в тетрадке.
(Учитель показывает две карточки с верным и неверным написанием букв)
- Выполните правильное написание букв на доске, сравните с карточкой с каллиграфическим написанием букв Д д , Т, т.
II. Словарная работа.
Учитель показывает картинки с изображением зайца, коровы, лисицы, медведя, собаки.
Этот маленький зверёк
Под кусточком прыг да скок.
Он трусишка всех боится
Даже шороха и птицы.Эта хитрая сестрица
След запутать мастерица,
Шубка рыжая лосница,
А зовут её …Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.Эта щедрая хозяйка
Прогулялась по лужайке.
Вечером домой несла
Нам ведёрко молока.Сидит под крылечком –
Хвост колечком
Дом охраняет,
Никого не пускает.
(Дети записывают слова, обозначающие этих животных)
А) Поставьте знаки ударения во всех словах. Самостоятельно проверьте написание слов по учебнику.
Кому удалось справиться с работой безошибочно? Кто сам нашёл свои ошибки и исправил их?
Б) Вспомните парные согласные буквы и запишите их в тетради.
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
Найдите среди словарных слов те, в которых имеется парная согласная буква на конце слова. (Медведь.)
Какую согласную букву написали на конце этого слова и почему? Пользуясь каким правилом проверили написание слова?
Правило:
Если вы хотите знать
Как вам слово написать,
Измените это слово –
Коль вам правило знакомо.
Рядом гласная стоит –
Буква чётко зазвучит.
Приведите примеры слов, в которых вы применили это правило для проверки. Посмотрите на слова, записанные на доске. Все ли слова подходят под наше правило?
Слова на доске: Моро…, шала…, гара…, ду…, фла…, бра…(т), лё..... (слово "брат" не требует проверки).
III. Физминутка “Буратино”
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Видно ключик не нашёл.
Что бы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Дальше Буратино шёл
Белый гриб в лесу нашёл.
Раз грибок,
И два – грибок.
Положил их в кузовок.
IV. Сегодня утром приходил почтальон. Он принёс странное письмо и сказал, что вы, ребята, должны сами догадаться, кто его автор. Это письмо я записала для вас на доску, прочитайте его.
Утром сильный был марос.
Очень силно я замёрс.
Сел в сугроп я под дуп
От меня шёл пара клуп.
Что вы заметили, ребята? Кто мог допустить столько ошибок? (Незнайка.)
Давайте исправим все ошибки, и расскажем для Незнайки правило, которое необходимо знать всем и взрослым, и детям, и конечно, сказочным героям.
А сейчас мы сами проверим, как нам удалось усвоить это правило. (Запись предложений с комментированием.)
Был сильный мороз (морозы).
В сад (сады) прилетел воробей.
Огород (огороды) – для семьи доход (доходы).
V. А)
А сейчас пойдём мы в парк
Не в простой, а в зоопарк.
И узнаем с вами тут
Что за звери здесь живут.
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
Дети: Верблюд – верблюды.
Кто один имеет рог?
Дети: Носорог – носороги.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями
Листьями с деревьев.
Дети: Жираф – жирафы.
Б)
Молодцы, ребята, вы внимательны!
Правило усвоили замечательно!
А теперь мне очень хочется узнать
Умеете ли вы под диктовку писать.
Снег укрыл всю землю. Береги нос в сильный мороз.
Какие слова вы написали, используя наше правило?
В) Игра “Будь внимательным”.
Я буду называть слова, а вы постарайтесь на слух определить какую букву надо писать в этом слове и показать нужную карточку.
(Использование сигнальных карточек с парными согласными).
Арбуз, народ, сугроб, город, завод, сок, глаз, флаг, нож, ёрш, парус.
Г) Выборочный диктант.
Я буду читать предложения, а вы должны записать только слова с парными согласными на конце слова.
Уж тает снег, бегут ручьи.
У лукоморья дуб зелёный.
Кубарем качуся под гору в сугроб.
Мой сад с каждым днём увядает.
Какие слова выписали? Какие буквы написали на конце каждого слова и почему? О каких временах года вам были прочитаны предложения? Какие из написанных слов нельзя переносить? (Дуб, снег, сад.) Почему?
VI. Самостоятельная работа.
Прочитайте слова, записанные на доске, спишите их и вставьте пропущенные буквы.
В воде рос камы….
В гнезде сидел чи….
На дереве сидел дроз….
Весной цветёт душистый ланды….
Посмотрите внимательно, что записано на доске – текст или предложения?
Чем различны эти понятия?
На доске вы видите картину. Составьте по ней связный рассказ, употребив в нём слова на правило правописания парных согласных на конце слова.
VII. Итог урока:
Чем интересен наш родной русский язык? “Велик и могуч наш родной русский язык” Но самое главное - уважать свой язык безошибочным, грамотным письмом.
Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок.