Русский язык
-
Совместная продуктивная деятельность учащихся и родителей в решении учебных задач 2008
В предлагаемой работе проведена лабораторная работа по русскому языку, включающая задания из разных разделов языкознания. Ее выполнение расширяет рамки учебного предмета, организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся с привлечением родителей, способствует формированию учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.
-
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- 2008
Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» учит не только овладевать знаниями, но и развивает творческие способности учащихся, активизирует познавательные интересы.
-
Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Имя числительное" 2008
Контрольно-обобщающий урок по теме «Имя числительное» для учащихся 6-х классов позволяет проверить орфографию и речевую грамотность учащихся по данной теме, а также умение делать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор имени числительного.
-
Урок по русскому языку в 7-м классе коррекционной школы VIII вида 2008
В данной разработке представлен опыт проведения урока по русскому языку для учащихся 7-го класса коррекционных школ 8 вида, цель которого привить интерес к предмету. Способствовать более прочному и сознательному усвоению материала по теме: "Правописание частицы "НЕ" с глаголами". Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость на основе повторения изученных правил, устную связную речь. Задания носят индивидуально-дифференцированный подход.
-
Басня как жанр эпоса 2008
Учащимся даётся понятие о басне как жанре эпоса – одного из родов литературы. Ранее ребята были ознакомлены с другими жанрами эпоса (рассказ, повесть, легенда, былина, сказание и др.). Тип урока – урок изучения нового материала. На занятии задействовано АРМ учителя, так как урок сопровождается показом презентации.
-
Использование произведений искусства на уроках русского языка в 9-м классе 2008
Реализация межпредметных связей на уроках русского языка требует от учителя хорошей подготовки к работе с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры. Он должен понимать специфику данного вида искусства, уметь грамотно дать культуроведческий комментарий, актуализовать фоновые знания учащихся об эпохе, художнике, событии, изображённом на картине и др. В статье предложен вариант методической копилки для подготовки к урокам в 9-м классе по УМК под редакцией М.М. Разумовской.
-
Урок русского языка "Официально-деловой стиль" (6-й класс) 2008
Деловой стиль речи отличается логичностью, точностью и краткостью высказывания, нейтральным тоном и неличным характером изложения. Знакомство учащихся с особенностями этого стиля, сферой его применения, лексикой — вот основная цель данного урока, который проводится в форме учебной игры "Я — деловой человек". Материал урока помогает учащимся научиться отличать нейтральную лексику от официально-деловой, выработать навык составления отдельных документов официально-делового стиля.
-
"В парк за причастиями". Вводный урок к теме "Понятие о причастии" 2008
Ключевой темой по русскому языку в 7-м классе является "Причастие". До этого учебного года дети обходились без него, речь их была проста, все действия они передавали с помощью глаголов, а признаки — прилагательными. Чтобы увидеть в полной мере возможности причастия, ученикам предлагаю экскурсию в парк. Чётко определяю цель: увидеть, услышать, почувствовать причастия и составить с ними как можно больше предложений, а может быть, даже и с причастными оборотами.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Фонетические старославянизмы в русском языке" 2008
Предметом школьного изучения является современный русский язык, а история русского языка как специальная дисциплина в программу не входит. Однако в школьной практике постоянно приходится сталкиваться с такими фактами современного русского языка, объяснить которые можно с помощью сведений из исторической грамматики. Нет необходимости доказывать полезность для учащихся некоторых исторических экскурсов и сравнений при изучении языка. Это поможет школьникам сознательно усваивать учебный материал и покажет им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.
-
Урок русского языка в 7-м классе на тему "Правописание НЕ с наречиями на -о, -е и другими частями речи" 2008
Обобщение и систематизация изученного о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями и другими частями речи; развитие внимания, устной и письменной речи, активизация познавательной деятельности.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненные предложения в баснях И.А. Крылова" 2008
Урок русского языка в 9-м классе проводится с целью обобщения материала по теме «Сложноподчиненные предложения». Для этого мы обращаемся к творчеству И.А. Крылова, в чьих произведениях встречается много сложных синтаксических конструкций. Использование сложноподчиненных предложений помогает автору донести мораль до читателей. Анализируя его произведения, учащиеся самостоятельно создают конструкции заданных типов.
-
Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему "Имя прилагательное. Роль прилагательных в произведениях А.С. Пушкина" 2008
Интегрированный урок по русскому языку и литературе помогает научиться распознавать имена прилагательные на основе произведений А.Пушкина. Отличительной чертой данного занятия является использование информационных технологий при изучении нового материала и закреплении изученного. Самостоятельное ознакомление учащихся с некоторыми биографическими данными великого поэта. Обеспечивает высокую мотивацию работы на уроке, полученная таким образом информация лучше запоминается детьми. А «украшенное новыми словами» — прилагательными — стихотворение воспринимается детьми как авторская работа.
-
Морфологические признаки порядковых числительных. Постоянные признаки 2008
Урок русского языка в 6-м классе представляет опыт пошагового (порционного) изучения материала с контролем на каждом этапе («Образовательная система «Школа-2100»). Главная идея пошагового обучения – это управление учением, учебными действиями обучаемого. Учебный материал представляет собой серию небольших порций учебной информации (шагов), предъявляемых учащемуся в определенной последовательности. Шаг (этап урока) состоит из трех частей: дозы информации об изучаемом знании, действии; задания – операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольного задания. Эффективное обучение на основе данной технологии наилучшим образом учитывает индивидуальные данные ребёнка, программирует его на достижение успеха.
-
Модульная технология на уроках русского языка 2008
Целью моей работы в режиме «обновления содержания образования» является создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности учеников, которая направлена на индивидуальную самореализацию и развитие личностных качеств с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания преподаваемого мною предмета русского языка. Исходя из основной цели, мной в своей педагогической деятельности поставлена следующая задача: построить обучение школьников на основе новых педагогических технологий, базирующихся на деятельностном подходе. В статье разъясняется сущность модульной технологии и особенности её использования на уроках русского языка.
-
Сочинение по картине в 9-м классе (по программе М.М. Разумовской) 2008
Предлагаемая статья адресована учителям, работающим по учебнику М.М. Разумовской. Структура данных уроков предусматривает следующие компоненты: создание культуроведческого фона урока путем представления репродукций картин художника, искусствоведческих текстов, музыкального сопровождения, видеоматериалов из серии передач «История одного шедевра»; рассматривание картины; рассказ о художнике, об истории создания картины, подготавливающий учащихся к эмоциональному восприятию художественного полотна; беседа по картине: конкретизация замысла художника, выявление авторской позиции и выражение собственного отношения к картине; сбор и систематизация материала; составление плана сочинения; словарная работа; сочинение.
-
Методическая разработка урока в 8-м классе по теме "Личное официальное письмо" 2008
Методическая разработка урока по риторике в 8-м классе по материалу главы «Личное официальное письмо» из учебного пособия «Школьная риторика» для 8-го класса под редакцией Т.А. Ладыженской. Считаю, что учителю русского языка и литературы необходимо заниматься формированием умений детей продуцировать различные письма также и потому, что эти умения востребованы.
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Образование имен прилагательных" 2008
Данная работа — урок русского языка в 4-м классе по теме «Образование имён прилагательных». Урок ставит перед собой следующие цели: показать учащимся, как образуются имена прилагательные; продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания детей; продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; воспитание уважения к одноклассникам, умения слушать и слышать.
-
Система работы по изучению правописания безударных гласных в начальных классах 2008
В данной таблице автор обобщил и представил систему работы по изучению правил правописания безударных гласных в начальных классах (с первого по четвертый) по учебнику Т.Г. Рамзаевой . Русский язык.
-
Готовимся к ЕГЭ. Коммуникативный аспект культуры речи. Урок русского языка в 11-м классе 2008
Данный урок проводится перед подготовкой к части С. Многолетняя работа в экспертной комиссии по проверке части С показывает, что выпускники испытывают трудности в речевом оформлении сочинения. Как подготовиться к сочинению, чтобы выполнить работу в соответствии с критериями? Об этом идет речь на уроке.
-
Урок по теме "Лексические ошибки" 2008
На данном занятии студенты техникума знакомятся с причинами нарушения лексической нормы, вырабатывают умение находить лексические ошибки, исправлять их.
-
Интегрированный урок русского языка и МХК "Описание памятника А.С. Пушкину работы скульптора А.М. Опекушина в Москве" 2008
Занятие проводится в 8-м классе в системе уроков развития речи. В подготовке и проведении урока принимают участие учитель русского языка и литературы и преподаватель курса МХК.
-
Обобщающй урок по теме "Наречие". 7-й класс 2008
Тема урока предполагает основательное рассмотрение орфографических правил, работа с текстом дает возможность учащимся определить роль наречий в художественном тексте и в повседневной жизни.
-
Открытый урок, 2007–2008 учебный год. Обобщающий урок по теме "Имя числительное" 2008
Цели урока: повторить и обобщить знания об имени числительном; совершенствовать навыки употребления имен числительных; закрепить умения склонять числительные; пробудить интерес к окружающей природе и космосу; вызвать чувство гордости за свою страну — великую космическую державу; развить воображение, фантазию и обогатить речь.
-
Урок-презентация по теме "Правописание гласных букв в корне слова" в 10-м классе по учебнику профессора ВГТУ О.В. Загоровской 2008
Урок-презентация русского языка в 10-м классе с применением интерактивной доски по теме «Правописание гласных в корне слова» позволяет провести систематизированное повторение и закрепление знаний учащихся по данной теме, расширить и углубить представления учащихся о русском языке, истории его развития.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление уточняющих членов предложения" 2008
Цели урока: отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения на письме и правильного чтения в устной речи; активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, память, внимание, быстроту реакции.
-
Открытый урок развития речи в 5-м классе "Типы речи" 2008
Урок развития речи «Типы речи» сопровождается интересным наглядным материалом, что является своеобразным способом повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме. На уроке используются разнообразные современные технологии: проблемное обучение (при разборе типа речи – описания); информационно-компьютерные технологии (компьютерная презентация); здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности, эмоциональная разрядка – видеоролик); приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания и развития памяти, интересный наглядный материал; после каждого этапа урока – обобщение.
-
Лингво-математический урок "Сравнение в русском языке и математике" 2008
Современный образовательный процесс невозможен без интегрированного подхода к обучению школьников. Взаимовлияние математики и лингвистики создаёт возможности для организации лингво-математических уроков как эффективной формы обучения русскому языку.
-
Морфологический разбор предлога 2008
Цель: познакомить обучающихся с образцом морфологического разбора; отрабатывать умения ребят разбирать предлоги; развивать мыслительную деятельность школьников.
-
Урок русского языка в 7-м классе "Подготовка к сочинению-рассуждению" 2008
Данный урок развития речи предназначен для учащихся 7-го класса с целью повторить сведения об особенностях сочинения-рассуждения, познакомиться с доказательством от противного, подготовиться к самостоятельной работе. Урок снабжен компьютерной презентацией, что позволяет в более доступной и наглядной форме познакомить учащихся с новым материалом.
-
Вводные слова и предложения (Тема пройдена, но…) 2008
Одно из требований современной школы - уход от репродуктивных методов обучения, формирование навыков самостоятельной работы учащихся, создание условий для их проектной, исследовательской деятельности. Необходимость формирования у ребят умения работать со справочной литературой, потребности самостоятельно расширять свои знания обусловлена и тем, что материал школьных учебников по русскому языку 5–9-х классов очень ограничен. На вопрос, почему в старших классах русский язык всего лишь 1 час в неделю, дают объяснение: к концу девятого класса программа по предмету пройдена. Анализ экзаменационных заданий по русскому языку в формате ЕГЭ показывает, что этих знаний недостаточно для успешной сдачи экзамена, потому что за рамками учебника остаются многие правила по орфографии и пунктуации. Эту проблему должны осознать и сами ребята. С этой целью использую в своей практике уроки, имеющие подзаголовок "Тема пройдена, но...". Такие уроки позволяют не только обобщить изученный по определенной теме материал, но и показать ограниченность учебника; формируют у учащихся потребность самостоятельно пополнять свои знания.