Школа создает самое ценное – будущую нашу смену. От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они готовы к труду, к жизни. Кто же оставит добрый или злой след в мире детской души? Кому поверят, поведают о том, что радует, что гнетет, с кем школа для детей станет “Школой радости”?
Задаю этот вопрос своим сегодняшним студентам, Почти все утверждают: “С учителем, который должен быть творцом!” А вот на вопрос: “Как вы понимаете слова – творческий учитель?” получаю довольно разные ответы:
- У творческого учителя дети не считают минуты, у него урок песня, которая не прерывается;
- Творческий учитель работает с душой;
- Для него уроки не тяжелое бремя, а радость и удовольствие.
На вопрос: “Кто мечтает стать таким учителем?” желающих не так уж и много. Ну что ж “Плох тот солдат, который не мечтает…”. Ведь потребность в творческой деятельности у студентов не должна складываться стихийно, ее надо формировать и воспитывать в силу их личностных качеств. Поэтому одну из задач своей педагогической деятельности я вижу в развитии творческого мышления студентов, умении творить самое главное – урок, творить не с точки зрения “красивости”, а с содержательной стороны, создавать условия для формирования педагогического мастерства и выработки собственного педагогического почерка. Конечно, можно создавать любые системы, использовать любые технологии, но все зависит от преподавателя, от его способности и умения выстраивать взаимоотношения с учащимися, основанные на толерантности и эмпатии. Не бывает одинаковых учеников, не бывает одинаковых занятий, ничего нельзя повторить, так как в центре любой системы и технологии стоит личность педагога, его аура, его возможности, его свобода мыслить, творить. Поэтому в своей работе я попытаюсь представить систему работы, включающую в себя конкретные приемы, формы, методы обучения направленные на формирование профессиональных умений будущего специалиста.
Наиболее приоритетными задачами для достижения данного результата считаю:
- выявление личностных возможностей каждого студента в обучении;
- формирование умений осуществлять взаимодействие с детьми на практике;
- осуществление личностного влияния преподавателя-методиста на становление профессиональной позиции студента.
В общем виде смысл подготовки будущих учителей к методическому творчеству вижу в том, чтобы привить вкус к профессии, раскрывая личность студента, его творческий потенциал. Но как любой музыкант может донести до слушателей свое творение, только если знает ноты и законы композиции, так и будущий учитель должен быть вооружен общими способами методических действий: логикой обдумывания урока, умением работать с литературой, организовывать самостоятельную деятельность, создающую благоприятные условия для развития творческого методического мышления, умением обосновывать свой выбор тех или иных методических приемов. Как не всякий музыкант становится великим, так и не всякий учитель становится творцом. Но вот творческий учитель обязательно должен уметь сравнивать, делать выводы, давать оценку с точки зрения, как методики преподавания русского языка, так и педагогики и психологии, оценивать положительные и отрицательные стороны методических подходов.
Внедряя в педагогический процесс свою технологию обучения, я встала перед проблемой отслеживания сформированности профессионально-значимых качеств личности студента и оценки их учебно-профессиональной деятельности, поэтому считаю необходимым остановиться более подробно на этом вопросе.
Качество подготовки специалистов во многом определяется отбором абитуриентов, но существующая ныне система отбора в наше учебное заведение страдает многими недостатками. Те студенты, которые поступают к нам, показывают в лучшем случае наличие среднего уровня знаний по профилирующим предметам или их минимум, что конечно же, недостаточно для подготовки хорошего специалиста, но и это не основной показатель по которому следует делать отбор абитуриентов. Ведь если поступающий не любит людей, то ему не должно быть места в педагогическом образовательном учреждении, даже если он экзамены сдал на одни пятерки. Хороший учитель - это прежде всего человек, наделенный рядом достоинств. Поэтому свою систему работы со студентами прежде всего ориентирую на выявление у них нравственных качеств, задатков к педагогической деятельности, уровня развития творческих способностей, природную одаренность. Школе сегодня нужен педагог – творец, но основа творческого развития личности должна быть заложена уже с детства, и начинать формировать ее с нуля невозможно. Можно лишь развивать то, что уже заложено в школе.
Что же у нас получилось? С первых практических занятий в ходе групповой работы учила своих студентов формулировать тему и цель конкретного урока, выделять те знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения раздела, темы, урока. Отдельно работали с упражнениями и иллюстрациями учебника: учила видеть методические возможности, устанавливать дидактические цели, анализировать с точки зрения развивающей значимости, определять на каком этапе формирования понятия целесообразнее использовать то или иное задание, определять сложность материала с учетом уровня обучаемости учащихся, их интересов, создавая ситуации учебного успеха. Большое внимание уделяла сравнительному анализу содержания как традиционных программ и учебников, так и альтернативных, потому что студенты должны самостоятельно сопоставлять исследуемые объекты, видеть как положительные, так и отрицательные стороны, обязательно давать собственную оценку анализируемых материалов, проявлять инициативу, импровизировать творческие возможности учащихся на конкретном уроке. /приложение/
Творческий учитель, переосмысливая содержание учебника, должен уметь создавать свою систему тренировочных, поисковых и творческих заданий. Такие умения мы вырабатывали на практических занятиях: изготавливая тесты, диктанты, перфокарты и индивидуальные карточки./приложение/
Разработанные дидактические материалы для подготовки к практике параллельно с целью активизации познавательной деятельности студентов, и раскрытия их творческого потенциала проводила и защиты авторских свидетельств. Студенты готовили средства обучения: наглядные пособия для проведения словарной работы, оборудование для дидактических игр, наглядный материал для уроков обучения грамоте и чтения и т.д.
Каждый защищал свою работу, причем с указанием цели, технологии изготовления, называл где, когда, как можно использовать данную работу, давал описание фрагмента урока. Основным критерием при оценке были творчество, оригинальность, техническое исполнение. Выпускники, как правило, оставляют свои лучшие работы и уже первокурсники, знакомясь на первом вводном занятии с выставочными экземплярами, на конкретных примерах видели, чего можно достичь, активизировав собственный творческий потенциал. С этой же целью проводила и другие конкурсы творческого характера: сказки о возникновении письменности, сборники загадок о буквах и звуках, викторины по произведениям автора и т.д. Безусловно, многие работы носили подражательный характер, но главная цель – работа с дополнительной литературой, ее изучение и переосмысление – была достигнута.
Следующим шагом реализации своей технологии, выделяю определение уровня сформированности профессионально – значимых качеств у студентов. Узловые параметры мониторинга на этом этапе связаны с профессиональными качествами студентов: это интерес к профессиональной деятельности; понимание детей; владение умениями и навыками самоорганизации, самообразования и самовоспитания; сформированность нравственных качеств; умение общаться с детьми и одногруппниками; умение планировать образовательную деятельность; профессионально – речевое развитие; организаторские способности; частота проявления элементов творчества в профессиональной деятельности; инициативность; восприимчивость к новому, нетрадиционному; владение мимикой, жестами, эмоциональным состоянием; отношение к учебе.
Для отслеживания изменений в профессионально-личностном развитии будущих специалистов на каждого студента заводила карточку учета сформированности таких качеств.
Оценка профессионально – личностного развития студентов производится в конце каждого семестра, по окончании работы. Такой подход позволяет отслеживать профессиональное становление специалиста на протяжении всех лет обучения в училище. Для того, чтобы была видна общая картина профессионального движения студента и те стороны на которые необходимо обращать особое внимание, составляю сводную карту развития профессионально-значимых качеств у студентов группы.
Данная карта служит основой для осуществления дифференцированного подхода к обучению. Совместную деятельность планировала по-разному в зависимости от показателей развития этих качеств. Так, группе студентов, имеющих низкий уровень речевого развития, чаще предлагала готовить сообщения, доклады, которые обязательно читаются перед сокурсниками. На учебных занятиях включаю их в процесс взаимообучения сокурсников в парах сменного состава. Советую рассказывать материал дома перед зеркалом с тем, чтобы можно было отрабатывать и корректировать жестикуляцию, выражение лица, мимику.
Важное значение для подготовки студентов к занятию с детьми имеет основательная проработка ими того содержания обучения, которое предстоит излагать детям.
На практике довольно часто встречается ситуация, когда сам студент не знает правил правописания, не умеет выполнять те упражнения, которые предстоит давать детям на уроке. Поэтому на занятиях особое внимание обращала на отработку соответствующего материала будущими учителями, тщательно контролирую овладение материалом, корректирую ошибки. Для этого использую ведомость открытого учета знаний по предметам.
Некоторым студентам специально предлагалась тренировка в решении упражнений, предназначенных для самостоятельной работы учащихся. В подготовке студентов к проведению занятий в школе успешно использую видеозаписи. У многих, когда они впервые становятся за стол учителя, дрожат ноги и руки, сковываются движения. В таких случаях важно показать, что ничего страшного и очень сложного в проведении первого урока нет, что это доступно каждому человеку. Просматривая видеозапись урока, студент видит, что от него хотят, и понимает, как ему проводить занятие. Можно сразу поставить и задачу – провести занятие более интересно, чем у предшественника. Но этому мы с моими студентами начинали учиться уже со второго совместного занятия, где пробуем смоделировать фрагмент урока, часть студентов выступает в роли учащихся, один или два студента проводят занятие по разработкам, конечно, здесь учитывается желание студента на первых порах обязательно. Вся информация опять же заносится в таблицу.
Задолго до проведения практики, где студенты реализуют полученные знания в конкретной обстановке, учимся составлять фрагменты уроков, используя различные приемы и методы, способствующие активизации мыслительной деятельности, учимся владеть различными формами ее организации. Но особенно тяжело формируются умения, связанные с анализом и самоанализом урока, которые провожу, как в устной, так и в письменной формах. Эффективным способом совершенствования считаю письменный самоанализ: если студент видит свои удачи и промахи, анализирует их причины, устанавливая связи между приемами, методами и достигнутыми результатами, осознает, насколько эффективно организовал деятельность школьников, считаю, что, он уже стоит на первой ступеньке лестницы, ведущей к педагогическому творчеству.
К разряду творческих работ могу отнести и создание копилки “изюминки” с уроков, которые вошли в сборник методических рекомендаций. “Минутки чистописания”, “Учить словарные слова легко и интересно”. Поэтому на занятиях студентам есть что выбирать, в чем проявить себя, свои интересы, потребности, способности. И все же главное – это творчество учителя-практиканта на уроке. Он тогда работает творчески, когда хорошо знает теорию и методику предмета, умеет интегрировать знания, которые получает, продумывая каждый этап урока.
В своей педагогической деятельности пытаюсь совершенствовать старые и найти новые формы контроля качества подготовки специалиста: разрабатываю содержание тестов, контрольно-измерительных материалов по методике преподавания русского языка, практических и лабораторных занятий, использую разные формы сдачи семестровых экзаменов, провожу защиты методических копилок и смотры готовности к педагогической практике.
Результаты педагогической практики, подтверждают эффективность используемой технологии обучения. Читаю в отзывах о работе выпускников такие слова учителей: “Учитель-практикант работает творчески. Его уроки яркие, живые, не оставляющие детей равнодушными, дающие высокий результат. Учитель-практикант увлекает детей в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач”. Значит, в этом есть частица и моего труда.
Литература:
1. Государственный стандарт профессионального образования.
2. Диагностика успешности учителя Т.В.Морозова М.,2001 г.
3. Журнал “Народное образование” 2003 г., № 2,3,4,
4. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей М., 2000 г
5. Щуркова М.Е. Педагогические технологии М., 2000 г.