Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.
Задачи:
- показать особенности СПП с придаточными уступительными; научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
- развивать речь обучающихся.
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- Раздаточный материал.
- Плакаты.
На доске:
- Число, тема урока.
- Схемы.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
1. Работа над ошибками по предыдущей теме урока в проверенной учителем работе.
Пока выполняется РНО, обучающиеся, получившие отметку “5”, работают по карточкам:
Из какого стихотворения эти строки, кто автор.
Выполните пунктуационный разбор.
Любовь и дружество до вас1
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
2. Опрос теории по теме: “СПП”.
- Какие предложения мы с Вами изучаем?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- На какие основные группы они делятся?
- Какие из них мы изучаем сейчас?
- Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.
1. Данная строфа из произведения А. С. Пушкина “Во глубине сибирских руд” предлагается для разбора в кн. см.: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М: ВАКО, 2007.
(Во время ответов обучающихся на доске появляется схема)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки (в схеме появляется запись “уступки”) или по - другому уступительными (учитель указкой показывает на запись темы урока на доске).
- Запишем число и тему урока.
IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений.
1. Запишем предложение, сделаем пунктуационный разбор (обучающийся работает у доски)
Хотя Петя не помыл посуду, мама отпустила его гулять.
(Акцент: слово “гулять” не входит в состав сказуемого, дети объясняют почему)
- Петя помыл посуду?
- Он хотел, чтобы мама отпустила его гулять?
- Он ждал уступки?
Слово учителя: “Это СПП с придаточным уступки”.
- Запишем следующее предложение и так же его разберем (у доски работает другой ученик).
Сколько ни стучали в дверь, никто не открыл.
- Объясните выбор написания частиц не и ни.
- В дверь стучали, хотели, чтобы им уступили и открыли?
- Значит какое это придаточное?
- Дверь открыли, уступили? А Пете уступили?
Слово учителя: “В СПП с придаточным уступки, ожидают её, но она может произойти, а может нет”.
- Посмотрите на СПП с уступительными придаточными и скажите, что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному?
- На какой вопрос они отвечают?
(На доске появляется плакат:
Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?)
- При помощи чего присоединялось в 1 предложении придаточное уступки?
- Какими союзами можно заменить союз хотя?
(аналогично с союзным словом во 2 предложении)
(Плакат дополняется следующей записью:
Средства связи:
Союзы: | Союзные слова: |
хотя (хоть) | сколько ни |
хотя…но | как ни |
несмотря на | |
несмотря на то что | |
пусть | |
пускай | |
даром что |
2. Запишем и разберем следующее предложение.
Хотя путник и не знал дороги, но все- таки вышел к поселку.
- Замените придаточное уступки деепричастным оборотом.
- Сделайте пунктуационный разбор.
- Какое из данных предложений точнее выражает значение уступки?
- Какие еще придаточные могут быть синонимичны деепричастным оборотам?
3. По следующим схемам составьте СПП с уступительными придаточными (устно по рядам).
1. [ ], (несмотря на то что…).
2. (Как ни …), [ ].
3. [ ,(хотя…), ]
- Запишите любое из составленных предложений в тетрадь.
- Что еще мы можем сказать о придаточных уступки?
V. Закрепление, систематизация, применение.
Работа по раздаточному материалу.
Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:
- (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.
- (Не)смотря на меня он угрюмо шел.
- Куй железо, пока не остыло.
- Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.
- Нет таких дел, которые не одолел бы человек.
- Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч…
1. Выпишите СПП предложение с уступительным придаточным, раскройте скобки, расставьте, если надо, пропущенные знаки препинания (проверка).
(Акцент: “несмотря” в составном союзе “несмотря на то что” пишется слитно, запятую перед “что” ставить не надо)
2. Работа по вариантам:
I вариант работает с первым предложением;
II вариант – со вторым предложением.
(При коллективной проверке акцент делается на слитном написании “несмотря” в составном предлоге “несмотря на” и раздельном написании частицы не с деепричастием во втором предложении).
3. Постройте схемы оставшихся предложений.
- Какие еще предложения встретились?
Во время работы по вариантам и составлении схем сильный учащийся работает у доски со следующим предложением:
Не смотря на то, что лежало на столе, он взял яблоко.
(При коллективной проверке делается акцент: это СПП с придаточным изъяснительным, “не смотря” пишется раздельно, перед “что” в сочетании “не смотря на то, что” ставится запятая).
VI. Итог урока.
- С какими предложениями познакомились на уроке?
- Почему их так назвали?
- На что указывают придаточные уступки?
- При помощи чего присоединяются к главному предложению?
VII. Домашнее задание.
- Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с уступительными придаточными.
- Стр. 77, упр. № 176 (II) (Русский язык: учебник для 9-ых классов общеобразовательных учреждений/[С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.]. – 28-е изд. – М: Просвещение, 2006.).