Методическая разработка урока русского языка в 7-м классе на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Познакомить уч-ся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий и учиться применять его на практике.
  2. Развивать устную и письменную речь уч-ся.
  3. Воспитывать бережное и внимательное отношение к слову.

Урок русского языка в 8 классе на тему: “Мягкий знак после шипящих на конце наречий”.

Оборудование:

  1. Учебник “Русский язык” для 8 класса под редакцией М.М.Разумовской.
  2. Книга для учителя “Уроки русского языка в 7 классе” под редакцией М.В.Фёдоровой.
  3. Слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа. (Приложение 1)

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Домашнее задание:

-параграф № 17;
- выписать из повести Н.В.Гоголя “ Тарас Бульба ” 5 предложений с изученной на уроке орфограммой;
-орфограмму обозначить.

3. Мобилизующий этап урока.

- Сегодня мы продолжаем работать над частью речи, которую уже начали изучать. Как она называется?

А знаете ли вы, как называют ее ученые по-другому?

(Если – нет, то посмотрите в учебник на с.67). Известно ли вам, как произошел термин “наречие”?

Слайд №1.

4. Повторение.

- Давайте устно ответим на вопросы:

  1. Что такое наречие?
  2. С какими частями речи оно обычно связано?
  3. Каким членом предложения может быть наречие?
  4. Назовите главный признак наречия?
  5. Приведите примеры словосочетаний с наречиями.

Слайд №2.

Ребята, перед вами Слайд №3 с записью: “Мише (на) глаза попалась записка оставле_ая Костей: “Еш картошку на печьке”. Он вынул карандаш и (что сделал?)”.

Вам необходимо решать орфографические и пунктуационные задачи при списывании. ( Тексты есть и на столах).

5. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы должны добиться следующих целей:

  1. Познакомиться с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий и учиться применять его на практике.
  2. Развивать устную и письменную речь.
  3. Бережно и внимательно относиться к слову.

Слайд № 4.

6. Активизация деятельности учащихся при объяснении нового материала.

- Ребята. Сейчас проведем распределительный диктант. Я вам буду читать слова, а вы их будете распределять по колонкам. В первой колонке - слова с мягким знаком, а во второй - без мягкого знака. (Грач, дрожь, бежишь, тишь, прячься, около рощ, полночь, удивляешься, намажьте, хорош, плащ, училищ, вскачь, наотмашь.).

- Какой вывод сделаем по итогам работы? Когда в разных частях речи пишется мягкий знак, а когда не пишется?
- А в какую колонку вы записали два последних слова? Почему? Обоснуйте.
- Откройте учебник на с.112(сверху) и прочитайте правило правописания мягкого знака в наречиях после шипящих сначала про себя, а затем вслух.

2-3 ученика повторяют.

7. Субъективизация при работе над практической частью.

- выполнение № 256 у доски (выписать только наречия, подчеркнуть изучаемую орфограмму.
- Лексическая работа. Что обозначает наречие н а о т м а ш ь?
- А вот правильный и точный ответ на вопрос, т.к. его даёт авторитетный человек- знаток русского языка В.И.Даль:

“В.И.Даль так объясняет его происхождение: об ударе, замахнув руку от себя, против солнца, правой рукой с левого плеча, тыльной стороной ладони.

Ведьму наотмашь бьют”.

Слайд № 5.

Заодно проводится и физминутка.

Слайд № 6. Подобрать слова-наречия с изучаемой сегодня орфограммой.

1.

Закажи Балде службу,
Чтоб стало ему …… .
А требуй, чтобы он ее
Исполнил….. .

2.

За часом час уходит… .
Мелькает свет и тень.

3. С грамотой …., а без грамоты хоть плачь.

- А теперь работаем с текстом. Прочьтите его, озаглавьте, ответьте на вопрос: “ Как влияют наречия на художественную организацию текста?”

Щебет птиц, плеск волны, убегающей проч_, звуки равномерно падающих капель дождя - эту музыку природы человек слышал издавна.
Постепенно из этих звуков он сотворил искусство. Он дал голос дереву. Нежно и певуче, прозрачно и трепетно запела скрипка.

Он дал голос металлу, и металл ответил ему мужественно и призывно, яростно и горячо.
Весь мир открылся настеж_ и зазвучал по-новому .Более одухотворенно, светло.
Запели струны, зарокотала медь так же, точ_-в -точ_, заплакали свирели.
Они рассказывают нам о людях, о мире, в котором мы живем.

Слайд № 7.

8. Рефлексивный момент урока.

- Подходит к концу наш урок.
- Вспомните, какие цели мы ставили на урок?

Выводится на экран слайд 4.

- Достигли ли мы их?

Кто запомнил правило правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий?

-Напоследок хочу поблагодарить вас за хорошую работу на уроке, поставить оценки и дать небольшой совет.

После уроков вскачь опасно
Спускаться со 2-го этажа.
Хотя и настежь двери,
Но не стоит спешить домой после звонка.
Совету моему уж внемли, школьник,
Точь-в-точь исполни ты его.
И маме не придется позже
Лечить ушибы тела твоего.

Слайд№8.