Цели урока:
- Познакомить уч-ся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий и учиться применять его на практике.
- Развивать устную и письменную речь уч-ся.
- Воспитывать бережное и внимательное отношение к слову.
Урок русского языка в 8 классе на тему: “Мягкий знак после шипящих на конце наречий”.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык” для 8 класса под редакцией М.М.Разумовской.
- Книга для учителя “Уроки русского языка в 7 классе” под редакцией М.В.Фёдоровой.
- Слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа. (Приложение 1)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Домашнее задание:
-параграф № 17;
- выписать из повести Н.В.Гоголя “ Тарас Бульба ”
5 предложений с изученной на уроке орфограммой;
-орфограмму обозначить.
3. Мобилизующий этап урока.
- Сегодня мы продолжаем работать над частью речи, которую уже начали изучать. Как она называется?
А знаете ли вы, как называют ее ученые по-другому?
(Если – нет, то посмотрите в учебник на с.67). Известно ли вам, как произошел термин “наречие”?
4. Повторение.
- Давайте устно ответим на вопросы:
- Что такое наречие?
- С какими частями речи оно обычно связано?
- Каким членом предложения может быть наречие?
- Назовите главный признак наречия?
- Приведите примеры словосочетаний с наречиями.
Ребята, перед вами Слайд №3 с записью: “Мише (на) глаза попалась записка оставле_ая Костей: “Еш картошку на печьке”. Он вынул карандаш и (что сделал?)”.
Вам необходимо решать орфографические и пунктуационные задачи при списывании. ( Тексты есть и на столах).
5. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы должны добиться следующих целей:
- Познакомиться с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий и учиться применять его на практике.
- Развивать устную и письменную речь.
- Бережно и внимательно относиться к слову.
6. Активизация деятельности учащихся при объяснении нового материала.
- Ребята. Сейчас проведем распределительный диктант. Я вам буду читать слова, а вы их будете распределять по колонкам. В первой колонке - слова с мягким знаком, а во второй - без мягкого знака. (Грач, дрожь, бежишь, тишь, прячься, около рощ, полночь, удивляешься, намажьте, хорош, плащ, училищ, вскачь, наотмашь.).
- Какой вывод сделаем по итогам работы? Когда в
разных частях речи пишется мягкий знак, а когда
не пишется?
- А в какую колонку вы записали два последних
слова? Почему? Обоснуйте.
- Откройте учебник на с.112(сверху) и прочитайте
правило правописания мягкого знака в наречиях
после шипящих сначала про себя, а затем вслух.
2-3 ученика повторяют.
7. Субъективизация при работе над практической частью.
- выполнение № 256 у доски (выписать только
наречия, подчеркнуть изучаемую орфограмму.
- Лексическая работа. Что обозначает наречие н а
о т м а ш ь?
- А вот правильный и точный ответ на вопрос, т.к.
его даёт авторитетный человек- знаток русского
языка В.И.Даль:
“В.И.Даль так объясняет его происхождение: об ударе, замахнув руку от себя, против солнца, правой рукой с левого плеча, тыльной стороной ладони.
Ведьму наотмашь бьют”.
Заодно проводится и физминутка.
Слайд № 6. Подобрать слова-наречия с изучаемой сегодня орфограммой.
1.
Закажи Балде службу,
Чтоб стало ему …… .
А требуй, чтобы он ее
Исполнил….. .
2.
За часом час уходит… .
Мелькает свет и тень.
3. С грамотой …., а без грамоты хоть плачь.
- А теперь работаем с текстом. Прочьтите его, озаглавьте, ответьте на вопрос: “ Как влияют наречия на художественную организацию текста?”
Щебет птиц, плеск волны, убегающей проч_, звуки
равномерно падающих капель дождя - эту музыку
природы человек слышал издавна.
Постепенно из этих звуков он сотворил искусство.
Он дал голос дереву. Нежно и певуче, прозрачно и
трепетно запела скрипка.
Он дал голос металлу, и металл ответил ему
мужественно и призывно, яростно и горячо.
Весь мир открылся настеж_ и зазвучал по-новому
.Более одухотворенно, светло.
Запели струны, зарокотала медь так же, точ_-в -точ_,
заплакали свирели.
Они рассказывают нам о людях, о мире, в котором мы
живем.
8. Рефлексивный момент урока.
- Подходит к концу наш урок.
- Вспомните, какие цели мы ставили на урок?
Выводится на экран слайд 4.
- Достигли ли мы их?
Кто запомнил правило правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий?
-Напоследок хочу поблагодарить вас за хорошую работу на уроке, поставить оценки и дать небольшой совет.
После уроков вскачь опасно
Спускаться со 2-го этажа.
Хотя и настежь двери,
Но не стоит спешить домой после звонка.
Совету моему уж внемли, школьник,
Точь-в-точь исполни ты его.
И маме не придется позже
Лечить ушибы тела твоего.