Цели урока:
познавательные:
- формирование представления об особенностях фонетических
- средств выразительности русской речи;
- чтение и комментирование стихотворений М.И.Цветаевой, с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
- приобретение навыков исследовательской работы над лирическим произведением;
развивающие:
- развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья в процессе анализа лирического произведения;
- формирование умений и навыков фонетического анализа стихотворения;
- формирование эстетического вкуса и приобщение студентов к осознанному чтению стихотворений М.И.Цветаевой;
воспитывающие:
- воспитание внимания к слову;
- развитие любви к творчеству русских поэтов, к произведениям М.И.Цветаевой.
Оборудование: стихотворения М.И.Цветаевой; фотографии поэта, храмов г. Москвы, колокольный звон, таблица «Звуки русской речи».
Форма урока – урок - исследование.
План урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
1. Выразительное чтение стихотворения М.И.Цветаевой «Семь холмов как семь колоколов».
2. Лексический анализ стихотворения.
3. Фонетические средства выразительности русской речи.
4. Фонетический анализ стихотворения М.И.Цветаевой.
5. Сравнение звучания стихотворения с колокольным звоном.
6. Обладают ли звуки цветом?
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. На уроках русского языка и культуры речи мы рассмотрели фонетические особенности русской речи. Сегодня обратимся к фонетическим средствам выразительности русской речи.
Русский язык очень долгое время существовал только в устной форме, только как язык звучащий. Со стороны звучания в словесном выражении, прежде всего, важно такое качество, как благозвучие. Благозвучие – отсутствие неудобопроизносимых, «режущих слух» сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное для слуха и легкое для восприятия звучание текста. Благозвучие – необходимое качество текста, однако само по себе оно не является выразительным и изобразительным средством. Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в произведении несет, конечно, слово. Именно счастливо найденное гармоничное сочетание смысла слова и звучания обладает огромной силой воздействия.
Поэтическое произведение – это мир слов и звуков, которые не всегда можно соотнести с принятыми звуковыми средствами. Поэтому мы, анализируя стихотворение, обращаемся к звукам русского языка (гласные – согласные, высокие – низкие, глухие – звонкие, вокальные – невокальные, диезные – недиезные, бемольные небемольные), которые в сочетании с другими звуками влияют на восприятие стихотворения с точки зрения звучания и смысла.
Материалом нашего исследования станет стихотворение М.И.Цветаевой «Семь холмов - как семь колоколов» из цикла «Стихи о Москве».
II. Работа по теме урока.
1. Выразительное чтение стихотворения М.И.Цветаевой «Семь холмов как семь колоколов».
Семь холмов - как семь колоколов.
На семи холмах – колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, -
Колокольное семихолмие!В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова…
Дом – пряник, а вокруг плетень
И церковки златоглавые.И любила же, любила же я первый звон –
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.- Провожай же меня, весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче заткни мне рот
Колокольной землей московскою!8 июля 1916
2. Лексический анализ стихотворения.
Дать значение словам
Семь холмов – по преданию, Москва расположилась на семи холмах.
Червонный день – красный день, т.е. праздничный.
Иоанна Богослова – богослов – несущий слово божье, посвятивший себя изучению богословия (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Сброд (презрительное) (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»). – Люди, принадлежащие к разложившимся, преступным, антиобщественным элементам.
Юродивый – безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Воровской - стар. мошеннический, а вообще преступный, противозаконный; воровские люди, сволочь, негодяи; мятежники. (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Хлыстовский. – Хлыстовка – сплетница. (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Анализ стихотворения мы всегда начинаем с определения места произведения в творчестве М.Цветаевой.
Стихотворение «Семь холмов - как семь колоколов» вошло в цикл стихотворений о Москве. Москва для Цветаевой – это город, в котором она родилась, город, в котором была счастлива. Сообщение студента.
Определите тему и идею стихотворения, назовите ключевые слова, раскрывающие тему стихотворения.
Тема стихотворения – Москва, город, расположенный на семи холмах. Идея стихотворения – признание в любви родному городу, городу церквей, городу разноликому, разношерстному. Ключевые слова: «колокольное семихолмие», «дом – пряник, а вокруг плетень… И церковки златоглавые», «московский сброд», «Колокольной землей московскою».
Для Цветаевой город Москва – это город «сороков церквей». Сообщение студента. Фотографии церквей г. Москвы.
Композиционно стихотворение делится на две части: первая часть – описание города колоколов, вторая – городской люд, среди которого и находится лирический герой. Она связана с этим городом с первых минут рождения (чтения стихотворения «Красною кистью рябина зажглась») и не представляет себе жизни без города, в котором:
.Дом – пряник, а вокруг плетень
И церковки златоглавые
Признание в любви родному городу – это не дань уважения родине, а глубокое чувство, которое наполняет душу и радостью, счастьем, мечтами:
И любила же, любила же я первый звон –
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
Для Цветаевой Москва – это город, наполненный людьми, разного социального статуса и положения, но в стихотворении она обращается к:
.Провожай же меня, весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче заткни мне рот
Колокольной землей московскою
Как вы понимаете смысл последних двух строк?
3. Фонетические средства выразительности русской речи.
«Язык имеет свои краски, т.е. звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы. Вы говорите иностранцу, не знающему русского языка, слова: милый, томный, тихий, сладостный, потом: грубый, яркий, скорый, горький. Наверное, в воображении его нарисуются от первых слов предметы приятные, а от вторых совершенно им противоположные. Этой живописью или обрисовкою язык наш богат. Но он не только удачно может придавать краски предметам, совершенно лишенным чувственности, он не только живописен, но даже звучен», - эти слова принадлежат писателю, декабристу Александру Александровичу Бестужеву-Марлинскому. Он называет звуки красками языка, поскольку они способны живописать, создавать чувственный образ предмета, как, например, музыкальные пьесы-миниатюры из цикла «Времена года» П.И.Чайковского рисуют нашему воображению картины весны, лета, осени, зимы.
Анализируя звуковой состав стихотворения М.И. Цветаевой «Семь холмов – как семь колоколов», мы с вами проведем исследование и посмотрим, прав ли в своем утверждении, что «язык имеет свои краски, т.е. звуки», Бестужев-Марлинский.
Звуковая сторона стихотворения играет огромную роль в его восприятии. Именно звуки помогают нам почувствовать настроение, передать внутреннее состояние лирического героя. Надо только уметь слушать. К.Бальмонт в книге «Поэзия как волшебство» писал: « А – самый ясный и полногласный звук; О – звук восторга, торжествующее пространство, бездонное О; У - музыка шумов и вскрик ужаса; звук грузный, как туча и гуд медных труб; И - тонкая линия, поразительно вытянутая длинная былинка, крик, свист, визг…»
4. Фонетический анализ стихотворения М.И.Цветаевой.
Слушая стихотворение, мы воспринимаем не только смысл слов, но и звуки, которые создают эти слова. Послушаем, как звучит стихотворение «Семь холмов - как семь колоколов».
Произведем звуковой анализ стихотворения, определим количество звуков и их соотношение: вокальные – невокальные, высокие – низкие, диезные – недиезные, бемольные – небемольные.
1 строфа – вокальных - 48 звуков, невокальных – 24; высоких – 32, низких – 47, диезных – 14, недиезных – 30, бемольных – 15, небемольных - 59. Вокальных в два раза больше, чем невокальных, отсутствуют звонкие согласные, преобладание сонорных и гласных звуков. Из гласных звуков самый частый звук [А] 17 раз. Звук [А] создает пространство, окрашивает, создает настроение.
Преобладание вокальных, низких, недиезных, небемольных звуков создает звуковой фон умиротворения, спокойствия, гармонии:
Семь холмов - как семь колоколов.
На семи холмах – колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, -
Колокольное семихолмие!
2 строфа – вокальных - 60 звуков, невокальных – 28, высоких – 35, низких – 51, диезные – 15, недиезных – 52, бемольных – 17, небемольных – 66.
3 строфа: вокальных - 57 звуков, невокальных – 33 звуков, высоких – 43, низких – 44, диезных – 27, недиезных – 62, бемольных – 18, небемольных – 71.
4 строфа: вокальных – 55 звуков, невокальных – 41, высоких – 42, низких – 48, диезных – 27, недиезных – 44, бемольных – 27, небемольных – 78.
Исследователи фонетической выразительности русской речи пришли к выводу, что бемольные звуки создают ощущение глубины, ширины, веса и грубоватости, а небемольные – высоты, легкости, тонкости и пронзительности; звонкие звуки символизируют нечто большое, а глухие – нечто маленькое; звуки высокие выражают идею не только маленького, но и слабого, тонкого, нежного, светлого, а низкие – большого, массивного многочисленного, медленного, темного.
Сопоставим количество звуков: вокальных – 212 , невокальных – 108 звуков; звонкие – 35, глухие – 81, высокие - 150, низкие – 174, диезные – 67, недиезные – 158, бемольные – 67, небемольные - 274.
Вокальных звуков в два раза больше, чем невокальных. Это говорит о длительности звуков, которые образуются при помощи голоса.
Глухих согласных звуков в два раза больше, чем звонких согласных. Такое сочетание звуков стихотворения создает звуковой фон: первые две строфы мы слышим звон одного колокола, этот звон разносится ветром во все стороны. Затем начинают звенеть колокола поменьше, и мы видим и слышим движение людей:
Как монашки потекут к обедне,
- Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
Колокольный звон – это начало церковной службы, это сигнал тревоги. Колокольный звон – это музыка души. Наверное, поэтому колокольный звон завораживает и притягивает всех людей.
Движение разношерстной толпы мы и слышим в звуках последней строфы.
.Провожай же меня, весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче заткни мне рот
Колокольной землей московскою
В первой и второй строфе количество вокальных звуков в два раза больше, а в третьей и четвертой строфе количество невокальных звуков увеличивается. Это влияет на звуковое восприятие стихотворения. В первой строфе мы слышим размеренный звук одного колокола. Во второй строфе звук нарастает, но в то же время появляется и другой звук – звук другого колокола. А в третьей и четвертой строфе мы слышим музыку разных колоколов, т.е. колокольный перезвон.
В русской духовной культуре три основных колокольных звона:
Трезвон – церковный звон во все колокола. (Ожегов)
Перезвон – звон нескольких колоколов, колокольчиков. (Ожегов)
Перезвон – звон попеременно во все колокола, начиная с большого. (Даль)
Благовест – колокольный звон перед началом службы (Ожегов)
Благовест – звон в один колокол (средний) для извещения о службе в церкви и звон во время службы по положению. (Даль)
5. Сравнение звучания стихотворения с колокольным звоном.
Послушаем колокольный звон и сравним со звучанием нашего стихотворения.
6. Обладают ли звуки цветом?
Первыми над этим вопросом задумались поэты-романтики, символисты. Так, А.В. Шпегель (1767 – 1845) немецкий историк литературы, переводчик, поэт, представитель романтизма, приписывал звукам способность передавать цвет: [0] – пурпурный, [и] – небесно-голубой, [а] – красный. Один из ведущих деятелей русского символизма, поэт Андрей Белый также считал, что звуки обладают цветом: [о] – красно-оранжевый, [а] – белый, [и] – синий, [у] – черный, [э] – желто-зеленый.
Какова же цветовая гамма стихотворения М.Цветаевой «Семь холмов – как семь колоколов…»?
Преобладание в стихотворении гласных звуков [А], [О] дает нам представление о белом цвете, на фоне белого цвета отчетливо видим белую церковь с колокольней, купола которой уходят в высь, в голубое небо, а звуки [У], [Ы] вступают в контраст и возвращают нас на землю, в пеструю толпу людей.
Так какую же роль играют фонетические средства выразительности в русской речи?
Фонетические средства выразительности русской речи помогают нам лучше понять смысл стихотворения, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю.
Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.
III. Подведение итогов урока.
Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков. Это мы с вами доказали, исследуя стихотворение М.Цветаевой «Семь холмов – как семь колоколов…». Надо только научиться читать стихи и слушать, как звуки вступают в диалог и какая музыка и них получается.
IV. Домашнее задание: сделать фонетический анализ стихотворения.