Цель:
- дать представление об устаревших словах, неологизмах и познакомить со значением некоторых устаревших слов и неологизмов;
- совершенствовать умение работать с этимологическим, толковым словарем при объяснении лексического значения устаревших слов и неологизмов ;
- восстановить в памяти учащихся представление об историческом принципе написания морфем и продолжать учить рассматривать правописание корней с точки зрения этого требования ;
- систематизировать накопленные учащимися знания по теме “ Лексика ”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Несколько слов учителя о темах предыдущих уроков по разделу “ Лексика ”. Объявление результатов лексической игры “ Чья радуга ярче ? ” (В качестве одного из домашних заданий нужно было, как можно больше подобрать к названному слову синонимов и антонимов.)
2. Блиц- вопросы. Работа с классом.
Задание : вставить заимствованные слова в предложения, дающие их толкования.
- ………….. – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление слов.
- ………….. – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
- ………….. – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию (написанию), но совершенно разные по лексическому значению.
- ................. - слова, употребляемые только жителями одной местности.
- ................. – слова, употребляемые в речи людьми разных профессий.
3. Создание проблемной ситуации. Стадия вызова: мотивационная ( побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).
Задание 1. Собрать разрезанные на 2 части старинные русские выражения. Работа в парах.
Как аршин ... проглотил.
За семь вёрст ... киселя хлебать.
Сам с вершок , а голова ... с горшок.
Семь пядей ... во лбу.
Сам с ноготок, а ... борода с локоток.
Задание 2. Объяснить смысл каждого собранного выражения.
Такое задание у ребят, безусловно, вызовет трудности, так как многие из них не знакомыми со старинными мерами длины.
Стадия вызова: информационная (вызов “ на поверхность ” имеющихся знаний по теме).
Задание 3. Провести математический эксперимент. Работа с классом.
Любители математики попытаются предположить, чему будут равны старинные меры длины, а знатоки русского слова начнут работу с толковым словариком. В ходе эксперимента ребята придут к правильным ответам. Самые внимательные заметят в словариках возле искомых слов специальные пометы (устар.). Так постепенно ребята сами определят тему предстоящего урока, его цели и поставят перед собой вполне реальные задачи. В тетради записывается тема урока методом назаконченных предложений.
4. Лексическая разминка.
Стадия вызова: коммуникацинная ( бесконфликтный обмен мнениями).
Разминка 1.Фонетический чайнворд (слово “ чайнворд ” образовано от английских слов – цепь и слово. Последняя буква каждого слова в замкнутой цепи чайнворда является и первой буквой следующего слова). Разминку проводит учитель.
- Герой русских былин, совершающий воинские подвиги (богатырь).
- Человек, который проверяет и исправляет текст при его подготовке к печати (редактор).
- Распустив бутоны, дать цветки (расцвести).
- Очень мелкий моросящий дождь (изморось).
- Результат сложения (сумма).
- Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
- Крепость, укреплённая часть крепости (цитадель).
- Род балкона, укреплённого в здание (лоджия).
Разминка 2. Игра “ Угадай слово ”.
Разминку проводит ученик, заранее самостоятельно подготовивший материал по теме “ Лексика ”.
- Небольшое животное с шипами на теле.
- Орган дыхания водных животных (рыб, раков).
- Орган защиты и нападения у пчёл, ос, скорпионов, а также обиходное название раздвоенного длинного языка у ядовитых змей.
- Плод дуба.
- Иносказательное выражение или изображение, нуждающееся в разгадке.
- Пояс, чаще всего широкий, матерчатый.
- Аркан у американских охотников.
Разминка 3. Деловая игра “Юный корректор”.
Заменить в тексте повторяющееся слово толкованием его лексического значения.
- Гостями клуба интересных встреч были акванавты. Акванавты увлеченно говорили о своих поисках находках и планах.
- Летом группа рабочих отправится в круиз. Круиз – один из лучших видов отдыха.
Слова для замены: исследователи моря, морское путешествие.
5. Изучение нового материала.
Стадия осмысление содержания : информационная (получение новой информации по теме)
1) Слово учителя и учеников – теоретиков.
Этимология (от греческого “истина” + “понятие, учение”) – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов. Привести примеры слов, включающие часть “ логос ” (логия) (Биология, лексикология, геология и т.д.)
Знакомство с увлекательными историями, связанными с устаревшими словами в рубрике “ Обратите внимание ” (стр. 181, учебник “Русский язык”, 5 класс под редакцией доктора педагогических наук, профессора С.И.Львовой).
2) Этимологическая страничка
Чувство Чув – “способность чувствовать”(старослав.)
Чувствовать
Предчувствовать
Устно: указать слова с этимологическим корнем – чув- (чувствительный, чувствительность, чувствительно, сочувствовать, сочувствие, предчувствие, почувствовать). Вопрос: как по-другому называют чувства? (Эмоции.)
3) Зрительный диктант
Эмоции – это чувства. Чувства бывают разные: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т.п.
4) Толковая страничка. Что я узнал, работая со словарём...
Аршин
Душегрейка
Белояровый
Длань
Брадобрей
Вершок
Булатный
Горница
Верста
5) Словарный диктант с опорой на этимологию.
Задание:
- узнать и правильно написать имя существительное, учитывая, что этимологический корень в нем от слова вестис-; орно-; апель-; фонс-; сверст-(вестибюль, орнамент, апельсин, фонтан, сверстник );
- узнать и правильно написать имя прилагательное, учитывая, что этимологический корень в нем багр-; вель-; гром-(в значении много); гиганс- (багровый, великий, громадный, огромный, гигантский ).
6. Изучение нового материала. Стадия осмысление содержания :систематизация
( классификация полученной информации)
1) Знакомство с теоретическими сведениями. Устаревшие слова в рубрике “ Теоретические сведения ” (стр. 178,179 учебника)
Работу проводят ученики – теоретики.
2) “ Театр ” одного героя. Игру проводит заранее подготовленный ученик.
Задание : угадать лексическое значение устаревших слов “ уста ”, “ око ”, “ чело ”, “ ланиты ”, “ длань ”, “ десница ”, “ шуйца ”, показывая руками части лица и тела человека.
3) Игра “ Молчанка ”. Игру проводит заранее подготовленный ученик.
С помощью рисунка угадать лексические значения следующих слов : “ жалейка ”, “ лучина ”, “ зипун ”, “ душегрейка ”, “ забрало ”, “ пищаль ”.
4) Лингвистический эксперимент.
Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения, написанного поэтом С. Крыжановским. Чему посвящено оно? Найдите старославянизмы:
Отчего, обжигая горло,
Разбираю часами подряд
Сочетания “оло” и “оро” -
“Вран” и “ворон”, “молод” и “млад”?
“Человек некий име два сына…”
Я прислушиваюсь к словам,
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян…
Сто – ро – на.
Го – ло – са.
До – ро – га.
Я усвоил твердо азы:
С давних лет к открытости слогам
Тяготел славянский язык.
5) Игра “ Из глубины веков ”
Подберите к старославянизмам русские соответствия. Укажите фонетические приметы старославянских слов. Ко всем ли словам можно подобрать современные соответствия? Составьте с этими парами словосочетания: врата, рождение, здравый, хлад, владеть, озеро, власы, сладкий, мрак.
6) Рубрика “ Это интересно ! ”
Устаревшие слова в зависимости от причин их устаревания делятся на историзмы и архаизмы.
Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь. Сюда относятся названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень); старинной одежды и обуви (армяк, кафтан, камзол); названия учреждений и должностных лиц (вече, управа, воевода, исправник); лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик); старых учебных заведений и учащихся (бурса, институтка, курсистка); других бытовых понятий (корчма, лабаз, алтын, целковый)
Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке: агнец (ягненок), ведать (знать), внимать (слушать), врата (ворота), глас (голос), грясти (идти), длань (ладонь), днесь (сегодня), дщерь (дочь), зело (очень), зреть (смотреть), кормчий (рулевой).
7. Стадия рефлексии : коммукационная (обмен мнениями о новой информации)
1) Устное рисование.
Представьте себе, что вам поручено снять фильм на историческую тему, а содержание кадров должно пояснять значения слов. Какие картины - кадры вы бы нарисовали, поясняя значение следующих слов: яхонт, цитадель, тать, тесмяный, стряпчий, столованье, скорописчатые, скатный, сановник, приказчик.
2) Употребление устаревших слов в произведениях устного народного творчества. Инсценировка небольших отрывков из русских старин (былин).
Задание : записать устаревшие слова и по толковому словарику установить их лексическое значение. Кратко записать значения слов, используя синонимы.
- Он садился, князь, да на червлёный стул, он писал грамоту повинную.
- И наехали в чистом поле на оратая.
- Во чистом поле да курева стоит, курева стоит да пыль столбом летит!
- Не спрашивали они у ворот приворотников,
Не спрашивали они у дверей придверников-Отворяли они двери на пяту,
Заходили в палату белокаменну. - И кормил его он евствушкой сахарную
Да поил-то питьицем медвяным. - Тут Владимир – князь да стольнокиевский,
Он по горенке стал похаживать,
С ясных очушек ронять слёзы горючие.
3) Игра “ Какого роду – племени? ”
Задание. Укажите специальную лексику в отрывке из повести А. Первенцева “Остров надежды”. Из какого языка пришли эти слова в русский язык?
Дети Юганги любую лестницу называют трапом, пол – палубой, стены – переборками, кухню – камбузом, нерадивых – сачками; они вырубают, а не выключают свет, спят не на кроватях, а на койках, куртка у них – бушлат, в слове “компас” они ставят ударение на последнем слоге, а метель называют снежным зарядом… При передвижении на лыжах или пешком пространство исчисляют милями, а направление – румбами, учителю отвечают: “Есть!”
4) Игра “ Четвёртое лишнее ”
Задание : найти “четвертое лишнее” слово, проанализировав слова с точки зрения их происхождения.
- Футбол, хоккей, счет, матч.
- Белка, береза, фауна, осень.
- Телевизор, телеграф, телефон, приемник.
- Автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз.
8. Стадия рефлексии : информационная (приобретение новых знаний по теме)
Знакомство со словами – неологизмами. Работа учителя и учеников- теоретиков.
Неологизмы – это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий в результате развития общественной жизни, науки и техники, для наименования новых предметов, их признаков, действий. Каждая историческая эпоха имела свои неологизмы, которые впоследствии становились привычными словами, входя в общее употребление. Так, в эпоху Петра I были заимствованы из некоторых европейских языков и стали неологизмами слова адмиралтейство, верфь, гавань, дивизия. Но уже через десяток лет они прочно вошли в словарь русского языка и перестали ощущаться как неологизмы.
9. Стадия рефлексии : мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Вопросы и задания:
- Чешский ученый К Сохора подсчитал, что 90% неологизмов составляют технические термины. Почему это происходит?
- Назовите неологизмы – технические термины, с которыми вы встречались. Читая научно-популярные журналы. (например, мобиль (лат.) – подвижный; солнцемобиль, лифтомобиль (для доставки пассажиров к воздушным лайнерам), зебромобиль (используется в заповедниках; его красят в полосатый цвет, чтобы не испугать животных)
10. Стадия рефлексии : оценочная ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
11. Итог занятия.
Устное высказывание. Пользуясь этимологическим словариком, расскажите об истории происхождения слов : колесо, наградить, бельё, невеста, наперсник. Проблемная ситуация : какие из них произошли от устаревших слов, не употребляющихся в современном языке ?
12. Домашнее задание:
1) Найти авторские неологизмы в тексте Э.Успенского.
По стенам красовались плакаты: “Уменьшим ругаемость, увеличим улыбаемость!”, “Долой котлетоподгораемость!”, “Понимем подметаемость на небывалую высоту!”
2) А вот еще один “литературный перевертыш” Н.Кончаловской
Показал садовод;
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных
Густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться
Спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник!
3) Индивидуальные карточки
Карточка 1
Задание. Прочитать выразительно текст. Определить его основную мысль. Выписать слова, в которых надо вставить пропущенные буквы. Объяснить их написание. Используя словарь, выяснить значение и написание выделенных слов.
Всем извес..но, как трудно читать безгра(м,мм)нотное письмо: на каждой ошибке спотыка…шься, а иногда и просто не сразу понима…шь написанное.
Писать безгра(м,мм)отно – значит пос…гать на время людей, к которым мы адресу…мся.
Карточка 2
Задание. Подготовить рассказ на тему: “Что мне поведал толковый словарь о словах РОСКОШЬ, СУГРЕВ”.
Карточка 3
Работа с текстом. Прочитать текст, проанализировать его, доказывая мысль К.Паустовского, что “с русским языком можно творить чудеса”. Какие “чудеса” творит писатель?
Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами к коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
Задания
- Найти метафоры и сравнения в тексте.
- Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку? Почему?
- Подобрать синоним к глаголу загорается. Доказать уместность употребления в тексте именно этого глагола.
- Какие “спящие” (глухие) звуки передают состояние сна, покоя в природе?