Цели:
- формировать умение анализировать тексты, сравнивать их;
- способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков учащихся;
- совершенствовать навыки грамотного письма;
- воспитывать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- персональный компьютер,
- мультимедийный проектор,
- диск с презентацией,
- музыкальный диск,
- раздаточный материал,
- иллюстрации,
- толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Ребята, сегодня урок мы посвящаем подготовке к муниципальному экзамену, который нам с вами предстоит сдавать в конце учебного года.
Каковы же цели нашего урока?
Слайд №2
Но прежде давайте обратим внимание на красоту, окружающую нас.
Сентябрь… Замечательная пора. Первый месяц осени. Время, когда природа предстает перед нами в своем чудесном наряде. И, возможно, не случайно именно в этом месяце отмечаются такие праздники, как
Знаменательные даты этого месяца:
Всемирный день красоты Международный день мира
Всемирный день моря |
Слайд №3
- Красота… Мир… Что может быть лучше? Большинство людей стремится к гармонии, красоте, миру, взаимопониманию. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский в свое время сказал: “Красота спасет мир”. Именно эти слова мы возьмём в качестве эпиграфа к нашему уроку (помним о правиле записи эпиграфа!), а вот тему высказывания я попрошу вас сформулировать самих. Возможно, строки из стихотворения “Некрасивая девочка” вам помогут.
…что есть красота Н. Заболоцкий |
Слайд №4
- Сформулируйте тему урока.
Слайд №5
2. Беседа по вопросам.
- Что такое красота?
- Где можно встретиться с красотой?
(Всюду: в природе, в искусстве, в быту, в отношении друг с другом, в умении красиво, достойно выйти из неприглядной ситуации…)
Составление кеннингов: источник вдохновения
смысл жизни
желание мира
сердце искусства…
Индивидуальная работа
а) морфемный разбор слов:
духовная красота бесконечно прекраснее всех других
(Если внимательно присмотреться, то можно прочесть высказывание о красоте, которое принадлежит Эдвардсу.)
б) синтаксический разбор предложения (построение схемы): Красота доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Запись высказывания Эдвардса, а также наиболее удачного пояснения слова красота.
(Красота – это все то прекрасное, что есть на Земле: люди, природа, здания. Красота должна быть источником света, добра, мира. Она должна не разрушать, а, наоборот, спасать и помогать, воодушевлять на что-то хорошее.)
- Обратимся к Толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова.
Слайд №6
Красота – всё красивое, прекрасное, всё то,что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение |
- Таким образом, мы можем говорить о красоте природы, красоте родного края, красоте и богатстве русского языка, о красоте души, человеческого лица, поступка. Как правило, красивым кажется всё, на что смотришь с любовью.
Думаю, вы со мной согласитесь, что всё в этом мире изменяется (на смену одному модному течению приходит другое), а вот красота остаётся неизменной, извечной человеческой ценностью.
3.
1. Чтение и осмысление 1-го текста.
Слайд №7
- Назовите ключевое слово.
- О красоте чего говорит В.Солоухин?
(О красоте природы, а именно: о красоте моря, светлого ручейка, закатного неба с красивыми облаками.)
- В чём же секрет постижения красоты?
(В любовании, причём неторопливом, есть секрет постижения красоты.)
- Можно ли считать эту мысль тезисом, который выдвигает автор, чтобы впоследствии его доказать.
- Что необходимо сделать, чтобы увидеть красоту? Докажите строками из текста, запишите, объясните правила написания слов и постановки знаков препинания.
- К какому выводу можно прийти?
(Любование красотой приносит радость. Это может исцелить душу.)
- Обратите внимание на глаголы совершенного вида в 8 предложении, которые тоже говорят о силе красоты.
(Наполнит, очистит, облагородит)
- Определите спряжение данных глаголов.
- Почему между ними стоят запятые?
- Объясните постановку тире в этом предложении.
- Тезис, доказательства, вывод – это всё составные части какого типа речи?
- Действительно, автор рассуждает о секрете постижения красоты. Делает он это через повествование, то есть связный рассказ о событии, произошедшем с европейскими туристами в Японии. Значит, тип речи данного текста – повествование с элементами рассуждения.
- К какому стилю речи можно отнести данный текст? Почему?
(Публицистический; воздействие на читателя, слушателя)
- Итак, в данном тексте говорится о красоте природы, красоте моря. Эта красота не может нас не волновать, не тревожить, не радовать. Автор помогает нам научиться не только видеть, но и любоваться ею.
Я надеюсь, что наш разговор поможет вам при ответе на некоторые вопросы теста и желаю удачи.
2. Выполнение теста.
Слайд №8
- Понимаю, что результаты узнать вам хотелось бы уже сегодня и поэтому попрошу некоторых своих коллег, присутствующих на нашем уроке, помочь мне.
Уважаемые коллеги! У кого-то из вас за спиной приютился голубок (символ мира). Он-то и выбрал вас мне в помощники. Поскольку в тесте 7 заданий, то максимальное количество баллов – 7.
- Говорят, высоко в горах растут цветы удивительной красоты, эдельвейсы. Конечно, не всем людям дано их увидеть воочию, но от этого они не станут менее прекрасны.
Вокруг нас, ребята, тоже много прекрасного. Мы должны уметь наслаждаться красотой, ведь она нас окружает, она рядом, нужно лишь увидеть ее.
Я предлагаю посмотреть на красоту родных мест.
Слайд № 9-20
(под музыку)
-Красота поэзии, музыки, искусства в целом, конечно, привлекает. А сколько прелести есть в человеческих лицах! Но не всякая красота приветлива. Холодная, неприступная красота отталкивает. Такие люди далеки от окружающих. Вспомните историю самовлюблённого Нарцисса!
Задумайтесь над словами Н.А. Заболоцкого, прозвучавшими в начале урока.
3. Чтение и осмысление 2-го текста.
Слайд № 21.
- Что общего между текстами?
(Общая тема высказывания. Речь идет о красоте.)
-Что отличает данный текст от предыдущего?
- Какое слово в этом стихотворении вам совершенно незнакомо?
Обратимся к словарю и узнаем толкование данного слова.
Портал-
1. рхитектурно оформленный вход в здание.
2. Род рамы, отделяющей театральную сцену от зрительного зала.
3. Конструкция в виде рамы – часть крупной машины, станка, крана.
- Это слово однозначное или многозначное?
- В каком значении оно употреблено в стихотворении
Н. А. Заболоцкого?
- Все ли человеческие лица, по мнению поэта, красивы?
- Использование какого художественного приема помогает автору показать лица людей разными?
(Сравнение).
- Как на письме выделяется сравнительный оборот?
- Найдите эпитеты в тексте.
- Что такое анафора?
- Встречаемся ли мы с этим приемом в данном стихотворении?
- Да, есть лица разные.
А каким лицам поэт отдает предпочтение? Докажите текстом.
(“Есть лица – подобья ликующих песен…”)
- Ребята, не случайно это стихотворение Заболоцкий назвал “О красоте человеческих лиц”.
- Вспоминаются строки из стихотворения Евгения Винокурова.
Сколько прелести есть в человеческих лицах!
Все смотрел бы на них и смотрел без конца…
Берегите лицо человеческое.
Словно с озера, с глади лица
Не спугните выражение детскости и чистоты.
Я вам искренне желаю того же. Мы все можем быть красивыми: можем ухаживать за своей внешностью, совершать красивые поступки, можем красиво общаться друг с другом.
А ведь если поступать красиво, то есть не обидеть, не оскорбить, то это и есть мир!
Значит, прав был Достоевский, сказав, что красота спасет мир.
Говорят, что в красоте милей простота…
что красота без доброты умирает невостребованной…
что прекрасно то, что естественно…
что красота не нуждается в украшениях…
Возможно, эти высказывания помогут вам при выполнении домашнего задания.
4. Вывод. Объявление оценок.
-Как вы считаете, добились ли мы тех целей, что поставили в начале урока?
5. Домашнее задание.
1 группа: написать сочинение-миниатюру на тему “Что есть красота?”
2 группа: написать сочинение по опорному слову. (Учитель предлагает образец выполнения задания.)
Слайд №22
Как прекрасен этот мир! |
3 группа: выпуск газеты по “следам” урока.