Цели:
- Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них).
- Умение находить их в тексте.
- Привить учащимся любовь к русскому языку, умение правильно оформлять свою речь, используя вводные слова.
Оформление урока: Эпиграф:
Борьба за чистоту,
За смысловую точность,
За остроту языка есть борьба
За орудие культуры.М. Горький.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и задач урока.
Сегодня у нас урок-обобщение по теме “Вводные слова и предложения”. Цель урока- обобщить, систематизировать знания о вводных словах и предложениях, находить их в связном тексте и правильно расставлять знаки препинания.
Начинаем с проверки домашнего задания, которое дано было по группам (дифференцированно).
- Были ли трудности при выполнении домашнего задания?
1 группа выполняла синтаксический разбор предложения:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. И составляла сочинение-рассуждение на тему “Почему в слове переданное нужно написать две буквы Н, используя вводные слова?”
(в слове переданное нужно писать две буквы Н. Во-первых, оно образовано от глагола совершенного вида передали. Значит, это причастие. Во-вторых, оно стоит в полной форме, а в таком случае пишется две буквы Н. Следовательно, слово переданное написано правильно.)
- Какие по значению вводные слова использовал(а) отвечающий(ая) в своём рассуждении?
- Правильно ли построено сочинение- рассуждение? (Да, т.к. рассуждение предполагает такой порядок изложения мыслей: высказывается какое-либо утверждение(тезис); приводятся доказательства; делается вывод).
2 группа выписывала из комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” предложения с вводными словами или вводными предложениями.
(Конечно, если он ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего. А так, мошенники, я думаю, там уж просьбы из-под полы и готовят).
- Итак, какие же слова называются вводными? (Это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому , что он сообщает)
Именно это их свойство использует Н.В. Гоголь в комедии “Ревизор”.
Послушаем задание третьей группы. Им нужно было написать сочинение-миниатюру “Роль вводных слов и предложений в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор””.
Слово учителя: Да, действительно, ребята, с помощью вводных слов и предложений мы выражаем свое отношение к тому, о чём сообщаем. Но нельзя забывать, что чрезмерное их употребление засоряет нашу речь, и они так “привязываются” к нам, что от них бывает очень трудно избавиться. Вы, вероятно, часто слышите в речи своих товарищей, знакомых такие слова: значит, так сказать, в общем, мд-а-а, э-э-э. Мы их называем слова- “сорняки”, слова- “паразиты”.
- Словарная работа со словом паразит.
Этот словарный сор, не замечаемый говорящим, весьма заметен для слушателей, он “режет” ухо, а иногда приводит к двусмысленности.
- Послушаем выступление критика, говорившего о новой пьесе. (Выступление учащегося)
(Это, так сказать, произведение, в котором, так сказать, автор хотел поднять, так сказать, проблему, важную, значит, так сказать, для нашего общества.
- Понравилось ли вам такое выступление? Конечно же, нет. Здесь оратор, давая положительную оценку пьесе, так засорил речь бесконечными “так сказать”, что придал ей иронический и отрицательный смысл. Каждый выступающий должен следить за чистотой своей речи, всячески оберегать её от слов-“паразитов”.
- Обращение к эпиграфу урока.
- Выполнение упражнений из учебника.(272)
- Выполнение теста.(образец)
- В каком предложении нет вводных конструкций? (Знаки препинания не расставлены)
1. Дверь к моему удивлению оказалась незапертой, и я зашел в эту комнату.
2. Мы долго кружили по просторному заливу и, разумеется, заблудились.
3. Все в этом доме казалось слаженным и обустроенным, поэтому мы прекрасно чувствовали себя в незнакомой обстановке.
4. Не было ничего что бы, по мнению бабушки, не пригодилось в хозяйстве.
- В каком предложении нет вводных конструкций? (знаки препинания не расставлены)
1. Генерал казалось не слышал слов капитана, но это впечатление было обманчивым.
2. Долга полярная ночь, но к счастью и ей приходит конец.
3. Впрочем наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах.
4. Ему нездоровилось, однако он все-таки приехал, чтобы проститься с друзьями.
- Работа по тексту.
Счастье с честью.
Много я слышал разных споров о счастье. Вот, говорили некоторые, счастье- это богатство, деньги.
Конечно, богатым всегда жилось лучше, чем бедным. Но ведь настоящего счастья за деньги не купишь. Если, скажем, человек знает, что добыл деньги нечестно, отнял у других, а людям вокруг живется плохо и они его клянут, то как ни богат человек, а ему немножко не по себе. Совесть точит. А от совести никакими деньгами не откупишься. Мы за счастье с честью.
По-нашему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Ведь счастье-это не только иметь, получать. Разве ты, например, не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу, как-то помочь им? Значит, счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними. Тот только и счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: “Моё счастье- частичка нашего большого общего счастья!”
- Вопросы классу:
- О чём этот текст?
- Сколько точек зрения на счастье мы видим в тексте?
- Найти в тексте вводные слова и предложения, указать их значение.
- Объяснить правописание слов сНЕ: некоторые, не купишь, не по себе.
- Выводы по уроку. Оценки за урок.
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение, включая в него вводные слова, на тему: “Что значит быть счастливым?