Цель урока: обеспечить языковое развитие учащихся, повысить интерес к предмету.
Задачи урока:
образовательная:
- повторить с учащимися материал, изученный в 5-6 классах;
- отработать навыки и умения по орфографии, лексики, пунктуации и синтаксису;
развивающая:
- повысить интерес учащихся к предмету, продолжать развивать навыки письменной речи и умение анализировать, обобщать;
- учить находить правильные варианты ответов, опираясь на полученные знания;
воспитательная:
- воспитывать в детях сотрудничество (работа в группах), здоровое соперничество (форма турнира).
Ход урока
1. В начале урока учащиеся разбиваются на группы (4 группы по 3-5 человек). Учитель говорит о том, что урок необычный и будет проходить в форме турнира (показ первых слайдов), а сама она будет Королевой Грамотность. Представляет своих помощников, озвучивает правила турнира, говорит о том, как будут оцениваться задания (каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл). Время на выполнение одного задания - 1 минута. За временем и правильностью выполнения заданий следят помощники.
2. Для того чтобы попасть в страну Языкознания необходимо разгадать кроссворд. Задание выполняется всеми ребятами. В кроссворде заданы основные разделы языкознания, которые изучаются в школе. Именно с этими разделами будут связаны дальнейшие задания. Будут проверяться знания учащихся по орфографии, лексики, пунктуации, синтаксису. Разгадав кроссворд, ребята видят карту страны Языкознания (слайд).
3. Ребята группами садятся за компьютеры, так как первые задания они будут выполнять на них (задания по фонетике, по словообразованию, по синтаксису и морфологии). Для выполнения задания по синтаксису и морфологии (оно выполняется ребятами на компьютерах, как и первые два) учащимся необходимо в режиме показа слайдов взять карандаш и прямо им на слайде подчёркивать и подписывать. Помощники следят за правильным выполнением заданий, за временем, идет проверка (при помощи слайдов). Из всей презентации берутся три слайда с заданиями для учащихся. Эти слайды заранее скопированы ребятам на компьютеры. После каждого задания идёт проверка. Слайды с проверкой остаются у учителя в презентации, и он их показывает по мере того, как ребята выполняют свои задания. Данный этап урока длится в течение 15-20 минут. Это время, которое могут проводить ребята на уроках за компьютерами. Такие задание позволяют учащимся проверить знания не только по русскому языку, но и знание информатики.
4. Следующую группу заданий ребята выполняют, сидя за партами (работают по-прежнему в группах). Задания показываются при помощи слайдов, проверяются при их же помощи, помощники также следят за выполнением заданий.
5. Последнее задание общее для всех групп (из игры «Русский медвежонок»). Пока ребята его выполняют, идет подсчет результатов. В конце урока объявляется победитель турнира (группа учащихся). Учитель благодарит всех за участие в турнире и желает дальнейших успехов в изучении русского языка.